«
Абхидхамматха-сангаха»
(
пали
Abhidhammattha-saṅgaha
, «Краткое руководство к Абхидхамме») представляет собой краткое руководство по
буддийскому
учению
Абхидхамме
традиции
тхеравада
на языке
пали
. Оно был создано монахом Ачарией Ануруддхой примерно между VIII и XII веками
.
По словам
Бхиккху Бодхи
, «Абхидхамматха-сангаха» является одним из наиболее важных текстов для
Абхидхаммы тхеравады
и мастерским изложением, «которое стало стандартным учебником для изучения Абхидхаммы в странах буддизма тхеравады
Южной
и
Юго-Восточной Азии
»
.
Обзор
С позиции тхеравады, Абхидхамма представляет собой самое совершенное раскрытие истинной природы существования, каким оно предстало перед умом Будды. Сердцевиной учения является
Абхидхамма-питака
, третья часть
Палийского канона
. Семь книг, входящие в эту коллекцию, дают абстрактную и высокотехничную систематизацию доктрины. Изложенная в Абхидхамма-питаке система, являющаяся одновременно и
философией
и
психологией
, выстроена в рамках программы пути к освобождению.
Абхидхамма-питака
и многочисленные
экзегетические
комментарии, например, комментарий
Буддхагхоши
представляют собой большой объём сложной и трудной для освоения информации. Чтобы удовлетворить возникшую потребность в кратких учебных изложениях
были созданы различные тексты, из которых самым популярным благодаря «замечательному балансу между полнотой и краткостью» стало пятидесятистраничное руководство Ачарьи Анурудхи
.
Работа Ачарьи Анурудхи базируется на
Абхидхамма-питаке
и «
Висуддхимагге»
Буддхагхоши. Содержание книги имеет уникальную и новаторскую структуру и систематизацию. Согласно Джеффри Уэйну Бассу, Ануруддха сделал акцент на области опыта (
авачара
), в которой встречается тот или иной тип сознания. Он представил содержание Абхидхармы в виде стратифицированной схемы, отражающей буддийское медитативное развитие (от обычных состояний ума к более высоким
дхьяническим
состояниям). Таким образом, этот текст можно рассматривать как руководство по медитативной практике
.
Ануруддха также сократил учения Абхидхаммы, введя новые категории, такие как «универсальные» умственные факторы (
саббачиттасадхарана
), что позволило ему представить материал в сжатой форме (в отличие, например, от «
Дхаммасангани»)
.
Эта лаконичность облегчила запоминание и передачу, что, вероятно, способствовало его популярности
.
Структура книги
«Абхидхамматха-сангаха» состоит из следующих глав
:
-
Глава I — «Собрание учений о состояниях сознания» (
пали
citta-sangaha-vibhāgo
, читта-сангаха-вибхаго). Определяет и классифицирует 89 и 121 читту или типы сознания.
-
Глава II — «Собрание учений о
(
пали
cetasikas
, четасика). В этой главе перечислены 52 состояния, ассоциированных с сознанием, разделённые на четыре класса: универсальные, случающиеся, неблаготворные и прекрасные. Также исследованы ассоциации и комбинации ментальных факторов.
-
В главе III «Разное» читты и четасики классифицируются по шести категориям: корень (хету), чувство (ведана), функция (кичча), дверь (двара), объект (араммана) и основа (ваттху).
-
Глава IV — «Собрание учений о
ментальном процессе»
.
-
Глава V — «Собрание учений о том, что находится вне ментального процесса». В ней рассмотрены 4 мира существования, 4 типа сознания перерождения, 4 типа
каммы
, результаты каммы, процесс смерти и перерождения и поток сознания.
-
Глава VI — «Собрание учений о
материи
» перечисляет и классифицирует материальные явления и объясняет способы и закономерности их возникновения. В главе есть раздел, посвящённый
ниббане
.
-
Глава VII — «Собрание учений о категориях». Дхаммы, описанные в предыдущих главах, разделены на четыре широких категории: неблаготворное; смешанные категории; инструменты для Просветления; собрание учений в целом.
-
Глава VIII — «Собрание учений об обусловленности». Анализирует отношения между дхаммами с точки зрения
взаимозависимого происхождения,
а также 24 обусловленных отношения, изложенных в
Паттхане
.
-
Глава IX — «Собрание учений об объектах медитации», основанный на «
Висуддхимагге»
, описывает
сорок объектов медитации и стадий прогресса
.
Комментарии
Небольшой объем руководства дал основание для создания различных комментариев
:
-
Абхидхамматтха-сангаха-тика
, также известный как
Порана-тика
, «Старый комментарий». Шри-ланкийский комментарий XII века. Автор Ачарья Нававималабуддхи.
-
Абхидхамматтха-вибхавини-тика
, написанная Ачарьей Сумангаласами в XII веке. Самый известный и широко используемый комментарий.
-
Параматтха-дипани-тика
Леди Саядо
(1846—1923)
,
работа, критикующая предыдущий комментарий,
Абхидхамматтха-вибхавини-тика,
по 325 пунктам. Эта книга вызвала много споров.
-
Анкура-тика
, написанная Вимала Саядо, вступает в полемику с критикой Леди Саядо.
-
Наванита-тика,
работа индийского учёного Дхаммананды Косамби 1933 года. Называется «Масляный комментарий», поскольку во избежание философских споров в ней дано гладкое и простое изложение руководства.
-
«Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме»
Нарады Тхеры,
Бхиккху Бодхи
и У Ревата Дхаммы включает введение на английском языке и пояснительные комментарии, а также многочисленные таблицы авторства У Силананды. Эта работа опирается как на
Абхидхамматтха-вибхавини-тика
, так и на
Параматтха-дипани-тику,
фокусируясь на их схожести и взаимодополняющем вкладе, а не на противоречивых моментах. Также имеет заимствования из «
Висуддхимагги»
.
Переводы
«Абхидхамматтха-сангаха» была впервые переведена на английский язык Шве Зан Аунг (между 1895 и 1905 годами), позднее перевод был пересмотрен и отредактирован А. Рис Дэвидс и впервые опубликован в 1910 году под названием «Compendium of philosophy»
.
Также Нарадой Маха Тхерой был сделан перевод на английский язык с пояснительными примечаниями
. Американский монах
Бхиккху Бодхи
выпустил обновлённую версию под названием «Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме» с пояснениями к каждому разделу авторства дост. У Ревата Дхамма. В книге имеются многочисленные диаграммы и таблицы, составленные дост. У Силананадой. Дополнением к этому тексту служит «Процесс сознания и материи» дост. Ревата Дхаммы
.
Другой перевод, сделанный Рупертом Гетином и Р. П. Виджератне, который включает комментарий
Абхидхамматтха-вибхавини
авторства Сумангала, был опубликован в 2002 году
Обществом палийских текстов
.
Примечания
-
Hoiberg, Dale H.
[
Abhidhammattha-sangaha]
//
(англ.)
. — 15th. — Chicago, Ill.: Bayes, 2010. — P. 31. —
ISBN 978-1-59339-837-8
, 1-59339-837-9.
-
↑
Jeffrey Wayne Bass.
(англ.)
. — Knoxville: University of Tennessee, 2006.
26 октября 2022 года.
-
↑
Bhikkhu Bodhi.
(англ.)
.
www.accesstoinsight.org
(1995). Дата обращения: 29 октября 2022.
26 октября 2022 года.
-
Ачарья Ануруддха.
Исчерпывающее руководство по Абхидхамме. Абхидхамматха-сангаха / под общ. ред. Бхикку Бодхи, пер. с англ. Е. Гаврилов. —
М.
: Ганга, 2018. — 624 с. —
ISBN 978-5-9500732-5-0
.
-
Anuruddha.
(англ.)
/ Davids, Caroline A. F. Rhys. — London: Pali Text Society, 1910. — 298 p.
7 ноября 2022 года.
-
Narada Maha Thera.
(англ.)
. — 3rd Edition, Revised. — Buddhist Publication Society, 1975-01-01. — 451 p.
7 ноября 2022 года.
-
Anuruddha.
(англ.)
/ R.P. Wijeratne and Rupert Gethin. — Oxford: Pali Text Society, 2002. — xxi, 415 p. —
ISBN 0-86013-412-1
, 978-0-86013-412-1.
Литература