Первенство папы римского
- 1 year ago
- 0
- 0
Непогреши́мость пáпы ри́мского ( лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») — догмат Римско-католической церкви , утверждающий, что, когда папа определяет учение церкви, касающееся веры или нравственности , провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви ), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться . Слово «непогрешимость» в данном значении близко по смыслу слову «погрешность» и ни в коем случае не означает «безгрешности» папы. Во избежание неправильного понимания слова «непогрешимость» в официальных текстах на русском языке Католической церковью используется преимущественно термин «безошибочность» .
Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа , данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства , а не из-за его личных качеств (как и любой другой христианин, папа римский не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди)» .
Не следует путать с
Согласно католической вере, в Церкви — «двойной субъект» (см. Либеро Джероза, Петер Эрде) высшей власти, — это коллегия епископов и папа как глава коллегии (CIC can. 336). Вселенский собор есть институциональное выражение этой власти в торжественной форме (CIC, can. 337, § 1).
В 1869 году папа Пий IX созвал Первый Ватиканский собор .
Первоначально на нём предполагалось рассмотреть, во-первых, католическое вероучение в связи с современным развитием науки и философии и, во-вторых, — сущность и организационную структуру церкви.
Были приняты определения относительно традиционного католического учения о сущности Бога, Откровения и веры и об отношении веры и разума.
Первоначально не предполагалось обсуждать догмат о Infallibilitas ; однако вопрос был поставлен по настоянию партии ультрамонтан и после длительных прений был решён в компромиссном варианте (с оговоркой « ex cathedra »).
Догмат официально провозглашён в догматической конституции Pastor aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви. В догматической конституции определены условия — произнесение ex cathedra, а не частное учительство, и сфера применения — суждения о вере и нравственности, вытекающие из истолкования Божественного Откровения.
Первый Ватиканский собор (DS 3011) ещё не различал торжественное (solemni) и ординарное (ordinario) Учительство Церкви (Магистериум), но это различие устоялось после энциклики папы Пия XII Humani Generis. К ординарному Учительству относится учения епископов и папы не Соборные и не Ex cathedra. Не всякий Соборный текст (хотя Собор — это торжественное Учительство Церкви), является догматическим. Харизма безошибочности распространяется не на все Соборные тексты, а только на те дефиниции, которые Собор сам определил как Учительство. Например, Ив Конгар уточнял: «Единственной частью Догматической конституции о Церкви, которую можно счесть подлинно догматической декларацией, является абзац, касающийся сакраментальности епископата» (En guise de conclusion, vol. 3).
И действительно, в тексте Второго Ватиканского собора в Догматической Конституции о Церкви есть торжественная вероучительная дефиниция: « Священный Собор учит , что Епископы по Божественному установлению наследуют Апостолам как пастыри Церкви, и слушающий их слушает Христа, а отвергающий их отвергает Христа и Пославшего Его» (Lumen Gentium III, 20).
Папа римский только однажды воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra : в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии . Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium .
Наряду с догматом о непорочном зачатии Девы Марии и филиокве догмат стал одним из главных камней преткновения в между католицизмом и православием , видящим в нём нарушение догмата церковной соборности ( кафоличности ).
Большинство современных протестантов рассматривают единоначалие папы как исторически обусловленную форму церковного управления и скорее как человеческое заблуждение, чем орудие дьявола . Тем не менее безошибочность папы римского и первенство юрисдикции по-прежнему остаются в числе наиболее важных препятствий для объединения католиков и литургических протестантов, таких как лютеране и англикане .