Interested Article - Женщина в буддизме

Статуя бодхисаттвы Гуаньинь в Санье — самая высокая скульптура женщины в мире

Ранний буддизм

Гаутама Будда разрешил женщинам вступать в его монашескую сангху и в полной мере участвовать в жизни общины, с соблюдением дополнительных условий — восьми гарундхамм . По мнению Сьюзан Маркотт ( Susan Murcott ), « Женская монашеская сангха была радикальным для того времени экспериментом » .

, рассказывая о Первом буддийском соборе , отметил :

Возможно, Махакассаппа и бхикшу того времени испытывали ревность к бхикшуни , которые сделались более популярными, и проводили больше образовательной и социальной работы, чем бхикшу. Вот их антиженские предубеждения и были тогда институционализированы в виде восьми гарундхамм, восьми тяжких ограничений. Мы должны положить конец этому предубеждению.

Диана Пол считает ( Diana Y. Paul ), что согласно традиционному воззрению, в раннем буддизме женщинам отводилась подчинённая роль . согласна с тем, что « в раннем индийском буддизме можно найти мизогинистские черты. Но наличие отдельных явно мизогинистских доктрин не означает, что весь древнеиндийский буддизм был мизогинистским » . У многих [ кто? ] авторов позитивное отношение к женственности смешивалось с явно отрицательными эмоциями, из-за чего они характеризовали отношение раннего буддизма к женщинам как глубоко двойственное . Некоторые комментаторы «Аганна-Сутты» Палийского канона понимали изложенные в ней слова Будды так, будто бы он считал женщин ответственными за падение человеческой расы. Однако большинство буддистов интерпретируют это по-другому: они считают, что в первую очередь причиной нравственного падения является похоть как таковая, а не женщины .

Однако несмотря на малоприятные образы женщин в раннем буддизме, в тхеравадской « Сутта-питаке » говорится о том, что не стоит заострять внимание на различиях между полами, потому что это может стать препятствием в достижении нирваны . Например, в «Бхикшуни-самъютте» (Сагатха-вагга, Самъютта-никая ) , половая дискриминация считается проделкой демона Мары , уводящего с духовного пути. В «Сомма-сутте» бхикшуни Сома утверждает :

Каждый, кто думает «я женщина», или «я мужчина», или «я вообще кто?» — это тот, кто внимает Маре.

Тем самым подчёркивается гендерная нейтральность буддийской концепции анатмана — стратегии «несамости», которой учил Будда для освобождения от страданий . А в сутре «Зависимость» Будда утверждает, что если мужчина или женщина цепляются за свою гендерную идентичность, они попадают в зависимость от неё .

Духовные достижения женщин

В разных школах и традициях буддизма мы можем найти разные мнения о способностях женщин к духовным достижениям .

Ограничения духовных достижений женщин в буддизме

По словам Бернарда Фора ( Bernard Faure ), « как и большинство клерикальных дискурсов, буддизм на самом деле неуклонно мизогинистский настолько же; но он один из самых гибких и открытых к сложности и противоречию » .

В буддийской традиции положение человека в мирском обществе, его власть и возможности — зачастую являются отражением прежних духовных достижений этого человека. Так, боги обитают в более высоких сферах, чем люди, потому что достигли соответствующего уровня духовного развития. Чакравартины и будды , живущие среди людей, занимают своё исключительное положение также благодаря высоким достижениям в этой и прошлых жизнях. Подобно тому, рождение в мужском либо в женском теле и обусловленное им положение человека в том или ином обществе является проявлением его кармы, последствием его деяний в прошлых жизнях.

Тайваньская бхикшуни ( Heng-Ching Shih ) утверждает, что перед женщиной в буддизме стоят пять непреодолимых препятствий, а именно: она не может стать небесным королём Брахмой , , королём Марой, чакравартином или буддой . В обоснование этого приводятся слова Гаутамы Будды из Бахудхатука-сутры ( Bahudhātuka-sutta ) Мадджхимы-никаи Палийского канона о том, что невозможно женщине стать « совершенным и правомочным Одним Просветлённым », « всеобщим монархом », « королём богов », « королём смерти » или «Брахмой» . Однако важно заметить, что в соответствующем тексте санскритской «Мадхьямы-агамы» таких слов вообще нет, и ряд исследователей считают, что они не были сказаны Буддой, а были добавлены позднее . Ранние ограничения на достижение женщиной состояния будды были позднее отменены в « Лотосовой сутре », открывшей прямой путь к просветлению для женщин, равно как и для мужчин . Нитирэн писал, что «только в „Лотосовой сутре“ мы читаем, что женщина, воспринявшая эту сутру, превзошла не только всех других женщин, но и всех мужчин» .

Возможность достижения женщиной состояния будды

В текстах раннего буддизма, таких как Кхандхака , содержатся слова Гаутамы Будды о том, что женщина может достичь просветления; но при этом в Бахудхатука-сутре утверждается, что женщины-будды не может быть никогда .

В буддизме Тхеравады — современной школе, придерживающейся самых древних из сохранившихся датированных текстов, — переход в состояние Будды считается крайне редким событием, практически недостижимым для современных людей. Последователи этой школы стараются достичь хотя бы состояния архата ; и в Палийском каноне приводятся примеры достижения нирваны архатами обоего пола. Так, Яшодхара , бывшая жена Будды Шакьямуни и мать его единственного сына Рахулы , позднее стала монахиней-бхикшуни и архаткой. А в буддизме Махаяны достижение состояния Будды считается реально возможным и является общей целью всех последователей Махаяны. Но для женщины возможность такого полного просветления может открыться только в одной из следующих жизней, в которой она родится мужчиной; в «Бодхисаттвабхуми» ( Bodhisattvabhūmi ), датируемой IV веком, утверждается, что нельзя достигнуть просветления, будучи в женском теле. По словам Миранды Шоу, « подобная убеждённость негативно сказалась на привлечении женщин [к практике буддизма], постольку поскольку она сообщает о недостаточности женского тела для достижения просветления » .

В Тхераваде также считается, что женщине практически невозможно достичь даже состояния бодхисаттвы — ступени на пути к состоянию будды. Боги, мужчины, звери и даже пресмыкающиеся могут стать бодхисаттвами, а женщины — нет. Рождение женщиной рассматривается как результат плохой кармы. При этом Тхеравада не запрещает женщине стремиться к пробуждению и достигать его, однако женщина не может возглавлять буддистскую религиозную общину. Если человек, мужчина или женщина, проявит сильное желание к достижению состояния Будды, и живущий одновременно с ним Будда подтвердит это — то такой человек уже не родится в женском теле ни в одной из следующих жизней. Соответственно, для практикующей буддистки школы Тхеравада цель жизни — в том, чтобы в следующей жизни родиться мужчиной и тогда получить все возможности для духовного просветления и достижения состояния Будды. Для этого нужно совершать праведные деяния и искренне стремиться к мужественности .

В тантрической иконографии школы Ваджраяна встречаются изображения женщин-Будд. Иногда они изображены как сопровождающие основного идама на медитационной мандале , но Ваджрайогини , Тара и Симхамукха изображаются как главные персонажи в сценах тантрической садханы . Также буддизм Ваджраяны признаёт, что многие женщины-йогини достигли полного просветления и состояния Будды. Среди них — Еше Цогьял , одна из пяти тантрических супруг Падмасамбхавы , которую сторонники Ваджраяны почитают как женщину-Будду. А в Кармапы даже считается, что Цогьял стала Буддой уже в той земной жизни. На веб-сайте нынешнего Крамапы, главы школы Карма-Кагью тибетского буддизма утверждается, что она ещё за тридцать лет до ухода из мирского существования достигла окончательного пробуждения на уединённом ретрите; это было примерно в 796—805 году нашей эры [ неавторитетный источник ] .

Миранда Шоу ( Miranda Shaw ) в качестве примера цитирует: « Как сообщается, из всех учеников адепта Наропы полного просветления достигли двести мужчин и тысяча женщин » .

В тринадцатой главе махаянской « Лотосовой сутры » есть предсказания Будды Шакьямуни о будущих достижениях Махапраджапати и Яшодхары .

В XX веке Тензин Палмо , тибетская буддийская монахиня школы Друкпа Кагью , заявила: « я дала обещание, что достигну Просветления в женской форме — и не важно, сколько жизней на это понадобится » .

Женские линии преемственности тулку

В XV веке принцесса Чокьи-Дронме ( вайли Chos-kyi sgron-me ) была признана воплощением идама Ваджраварахи и женщиной-буддой в ваджраянской традиции. Чокьи-Дронме стала известна как Самдинг Дордже Пхагмо (вайли bSam-lding rDo-rje phag-mo ) и с неё началась линия женщин- тулку , перевоплощающихся лам . В настоящее время её двенадцатое перевоплощение живёт на Тибете.

Другая женская линия тулку — Шугсеб Джетсун Ринпоче (вайли Shug-gseb rJe-btsun Rin-po-che ) — началась в конце XIX века с Ани Лочен (ок. 1865 – 1951) . Восприняв учения всех школ тибетского буддизма, Шугсеб Джетсун Ринпоче стала известна там, что в ней передаётся медитационная практика отсечения привязанностей чод . В начале двадцатого столетия Шугсеб Джетсун Ринпоче, известная также как Ани Лочен Чёньи Цангмо ( Ani Lochen Chönyi Zangmo ) основала женский монастырь Шугсеб (вайли shug gseb ), который расположен в тридцати милях от Лхасы на склонах горы Гангри Тхёкар ( Gangri Thökar ) [ неавторитетный источник ] [ неавторитетный источник ] . Он был одним из крупнейших и известнейших женских монастырей Тибета . Шугсеб был возрождён в изгнании в Гамбхир Гандж ( Gambhir Ganj ) в Индии, уже как часть школы Ньингма . Но и на новом месте монахини Шугсеба продолжают свои практики, включая чод и .

Женское монашество

Гаутама Будда впервые посвятил в монахини женщин через пять лет после того, как сам достиг просветления и посвятил в монахи первых мужчин.

Первой такое посвящение получила Махапраджапати Готами , тётя и приёмная мать Гаутамы Будды. Будда сомневался, стоит ли вообще посвящать женщин. Впрочем, по мнению Питера Харви ( Peter Harvey ), Будда до того так же колебался, раздумывал, стоит ли ему вообще учить кого-то, и только после того, как дэвы его уговаривали, решил преподать людям своё учение .

Потом эти буддийские монахини дали посвящение своим ученицам, те — своим. Аналогично буддийские монахи получали посвящение от монахов. Как правило, мужские и женские линии ученической преемственности в буддистской монашеской сангхе шли раздельно. И поныне возможность и действительность посвящения женщины мужчиной (или наоборот) является спорной и признаётся далеко не всеми буддистами. Но женских монашеских линий ученической преемственности осталось значительно меньше, чем мужских — в основном, они сохранились в буддийских школах Восточной Азии, а в ряде других регионов и школ исчезли полностью. Лишь в конце XX — начале XXI века началось возобновление посвящения женщин и возрождение традиций бхикшуни на Шри-Ланке и в других традиционных буддистских странах, а также появились буддистские женские монастыри в США и других западных странах.

Личная и семейная жизнь

В Ангуттаре-Никае (5:33) Будда говорит, что жёны должны подчиняться мужьям, нравиться им и не раздражать их собственными желаниями. В этой же никае в Палийском каноне (7:59; IV 91-94) приводится беседа Будды с Суятой о , из которых первые три типа (разрушительница, воровка и госпожа) идут к несчастью, а другие четыре (мать, сестра, подруга и рабыня) — к счастью.

По словам Дайаны Пол ( Diana Paul ), буддизм унаследовал [от индуизма] такое отношение к женщинам, согласно которому если женщина не проявляет себя как мать, то она — похотливая соблазнительница или вообще зло во плоти .

В XX веке Тензин Палмо , тибетская буддийская монахиня в направлении Друкпа школы Кагью , заявила: «Я дала обет достичь Просветления в женской форме — независимо от того, сколько жизней это займёт» .

Материнство

Отношение буддизма к материнству традиционно основывается на «благородной истине» о страдании ( дукха ) как об одной из главных черт человеческого существования. Это отразилось и в Тхеригатхе — сборнике стихов старейших монахинь-архаток; Сьюзан Маркотт ( Susan Murcott ) отмечает, что « в этой главе про материнство, в каждой истории и в каждом стихе — печаль. Матери, о которых там говорится, желали стать буддийскими монахинями из-за смерти детей » .

Тем не менее, в раннем буддизме материнство не рассматривалось исключительно как источник страдания, а могло иметь самостоятельную ценность. Особо почитается Майя — мать Гаутамы Будды; в городе Лумбини, на предполагаемом месте рождения Будды, есть посвящённый ей храм [ неавторитетный источник ] . Но Майя умерла через несколько дней после рождения Гаутамы, и его усыновила Махапраджапати Готами, сестра Майи. Кроме Гаутамы, Махапраджапати растила двоих собственных детей: и (обоих звали Нанда). Махапраджапати стала первой бхикшуни, и её дети тоже вступили в монашескую сангху, как и жена Гаутамы Яшодхара , и их сын Рахула .

В буддизме Ваджраяны женщины могли стать не только бхикшуни, но также йогинями. В отличие от монашествующих бхикшуни, йогини могли жить семейной жизнью, иметь детей и не брить головы. Мачиг Лабдрон следовала этим путём: прожив некоторое время в монастыре, она ушла оттуда, чтобы воссоединиться со своим супругом Топабхадрой, но продолжала заниматься религиозной практикой. В её написано, что Лабдрон сумела совместить практику и учительство с заботами о детях; некоторые из её детей тоже стали йогинями. , признанная эманацией Мачиг Лабдрон, четыре года была монахиней, но потом ушла из монашества, вышла замуж и имела детей. О роли материнства в её практике она написала :

…в буддизме много раз встречается образ матери как олицетворения сострадания. Она готова сделать что угодно ради детей. Будучи матерью, я ощущала всю глубину любви и приверженности; у меня был тот, за кого я была готова отдать свою жизнь — в таких отношениях есть очень большая сила. Также я почувствовала тогда, что на самом деле не росла до того, как у меня появились дети. Это был мой путь к зрелости; зрелость пришла ко мне вместе с детьми. При том я не могу сказать, что мои дети стали для меня вдохновением в том смысле, в каком я прежде понимала духовное вдохновение. Более того, те вызовы материнства, с которыми мне пришлось столкнуться, очень обогатили мою практику.

Любовь и брак

Хотя в целом в буддизме высшим идеалом жизни считается монашеский целибат, ценность брака как социального института также признаётся , и существуют определённые религиозные правила для семейных мирских буддистов. При всех различиях в правилах и практике между школами буддизма , супружеская верность признаётся ими всеми как обязательная, поскольку установлена в шилах — основополагающих принципах буддистской духовной практики . Внебрачные половые связи неприемлемы для всех буддистов, как мирских, так и монашествующих: это одна из пяти священных заповедей буддийской этики . Более точные границы приемлемого и неприемлемого сексуального поведения различаются в зависимости от местных обычаев и особенностей конкретной буддийской школы: так, может быть различное отношение к анальному, оральному и другому «неклассическому» сексу (в том числе между супругами), контрацепции, сексу во время беременности и кормления, мастурбации, гомосексуальности и трансгендерности.

В раннем буддизме Дигха-никаи говорит о том уважении, который каждый должен оказывать своему супругу или супруге. Но уже тогда идеалом считалось отречение от мирской жизни — неккхамма — в его текстах есть история монаха Нанды и его жены Джанапады Каляани, для которых стремление к обретению блаженства Нирваны стало более ценным, чем романтическая любовь и брак. Нанда, двоюродный брат Гаутамы Будды, с одобрения последнего оставил молодую жену сразу же после свадьбы, чтобы стать бхикшу . В Палийском каноне есть ещё подобные истории, в которых романтическая любовь воспринимается как часть привязанности к сансаре — бесконечному циклу . Сьюзан Маркотт отмечает, что у ранних буддистов было такое же сдержано-негативное отношение к романтической любви и браку, как у индийских брахманистов .

Но в буддизме Ваджраяны интимные отношения между супругами рассматриваются как одно из средств духовной практики , позволяющей достичь реализации и просветления. Тантрические соития супругов изображаются на яб-юмах тибетского буддизма.

Пояснения

  1. "In the early discourses, the locus classicus for this position is the Bahudhatuka-sutta of the Majjhima-nikaya, according to which a woman is incapable of occupying various positions, one of them being that of a Buddha. (9) The Bahudhatuka-sutta has several parallels which show some variations in their presentation of these impossibilities. Of particular significance is a Madhyama-agama parallel which does not mention any inability of women at all [...] These variations, together with the absence of any reference to the aggregates in the discourse versions, make it quite probable that this topic is a later addition."
  2. "Only in the Lotus Sutra do we read that a woman who embraces this sutra not only excels all other women but surpasses all men"
  3. Насколько можно понять, считается, что в любые времена среди людей в нашем мире есть хотя бы один, находящийся в состоянии Будды.

Примечания

  1. Murcott, Susan. . — Parallax Press, 1991. — P. . — ISBN 0-938077-42-2 .
  2. Berzin A. . Day One: Opening Addresses (англ.) . . Berzin Archives (20 июля 2007). Дата обращения: 17 ноября 2017. 20 декабря 2016 года.
  3. Paul D. Y., Wilson F. Traditional Views of Women // . — University of California Press , 1985. — ISBN 0-520-05428-8 .
  4. Gross, Rita M. . — State University of New York Press , 1992. — P. 43. — ISBN 0-7914-1403-5 .
  5. . — State University of New York Press , 1992. — P. 3. — ISBN 0-7914-0758-6 .
  6. . The Buddhist Cosmology (англ.) (PDF). Urban Dharma Website . Дата обращения: 18 ноября 2017. 19 мая 2017 года.
  7. Bhikkhu, Bodhi. . translated from the Pali by Bhikkhu Bodhi (англ.) . Access to Insight . Legacy Edition (1997). Дата обращения: 18 ноября 2017. 20 апреля 2016 года.
  8. . Translated from the Pali by Thanissaro Bhikkhu (англ.) . Access to Insight . Дата обращения: 18 ноября 2017. 11 декабря 2012 года.
  9. Bikkhu, Thanissaro. (англ.) . Access to Insight (1993). Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано из 4 февраля 2013 года.
  10. . translated from the Pali by Thanissaro Bhikkhu (англ.) . Access to Insight (1997). Дата обращения: 18 ноября 2017. 4 февраля 2013 года.
  11. Shih, Heng-Ching. (англ.) . ZEN, WOMEN, AND BUDDHISM . Дата обращения: 18 ноября 2017. Архивировано из 27 октября 2009 года.
  12. . Introduction // . — Princeton University Press , 2003. — P. 3. — ISBN 0-691-09171-4 .
  13. (англ.) . BuddhaSasana . Дата обращения: 18 ноября 2017. 22 ноября 2017 года.
  14. Analayo. (англ.) // Journal of Buddhist Ethics. — Gale, Cengage Learning, 2009. — 1 January. 20 июля 2017 года.
  15. (англ.) . Soka Gakkai International. Дата обращения: 18 ноября 2017. 19 июня 2015 года.
  16. Nichiren Daishonin. // . — Soka Gakkai. — Vol. 1. — P. 463. 19 ноября 2017 года.
  17. Murcott S. . — Parallax Press, 1991. — P. . — ISBN 0-938077-42-2 .
  18. Shaw M. Passionate Enlightenment: Women in Tantric Buddhism. — New Jersey: Princeton University Press , 1994. — P. 27. — ISBN 0-691-01090-0 .
  19. Appleton N. In the footsteps of the Buddha? women and the Bodhisatta path Theravāda Buddhism. (англ.) // Journal of Feminist Studies in Religion : j. — Indiana University Press, 2011. — 1 March ( vol. 27 , no. 1 ). — P. 33-51 . — doi : .
  20. (англ.) . yoniversum.nl . Дата обращения: 20 декабря 2017. 3 марта 2016 года.
  21. (англ.) . dharmafellowship.org . Dharma Fellowship of His Holiness the Gyalwa Karmapa. Дата обращения: 20 декабря 2017. 30 июня 2017 года.
  22. // / Translated by The Buddhist Text Translation Society in USA. 1 мая 2020 года.
  23. . . — Great Britain: Bloomsbury , 1998. — P. . — ISBN 0-7475-4389-5 .
  24. // Encyclopedia of Religion. — Macmillan Reference USA, Gale Group, 2001-2006.
  25. . Session Four, Day Two: History of the Vinaya Lineages (англ.) . studybuddhism.com . Berzin Archives (июль 2007). Дата обращения: 20 декабря 2017. 28 февраля 2020 года.
  26. . Дата обращения: 20 декабря 2017. 17 августа 2019 года.
  27. . Дата обращения: 20 декабря 2017. 23 июля 2011 года.
  28. . Дата обращения: 20 декабря 2017. 8 сентября 2012 года.
  29. Harvey P. . — Cambridge University Press , 2000. — P. 384. — ISBN 978-0-521-55640-8 .
  30. Vicki Mackenzie. (англ.) . — New York: Bloomsbury Pub., 1998. — 240 p.
  31. Murcott S. . — Parallax Press, 1991. — P. 74. — ISBN 0-938077-42-2 .
  32. (англ.) . Sacred Destinations . Дата обращения: 24 декабря 2017. 28 февраля 2020 года.
  33. (англ.) . Дата обращения: 28 ноября 2008. Архивировано из 9 октября 2008 года.
  34. Keown, Damien; Hodge, Stephen; Tinti, Paola. . — Oxford University Press US, 2003. — P. 174. — ISBN 978-0-19-860560-7 .
  35. Abeysekera, Radhika. . Great Male Disciples — Part B / 15. Nanda (англ.) . BuddhaSasana . Binh Anson. Дата обращения: 25 декабря 2017. 20 мая 2003 года.
  36. Murcott, Susan. . — Parallax Press, 1991. — P. . — ISBN 0-938077-42-2 .

Литература

на русском языке
  • Положение женщины в буддизме Индии, Монголии и Бурятии: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук: 09.00.13 / ИМБТ СО РАН . — Улан-Удэ, 2007. — 145 с.
  • // . — Владивосток: ТГЭУ , 2009. — Вып. 4 . — С. 95—104 . — ISSN .
  • Уланов М.С. Буддизм в феминистском контексте: исторический опыт и современный дискурс // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С.14-23.
  • Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Женское духовенство в истории буддизма у монгольских народов России // Диалог со временем. 2020. №72. С.195-208.
  • Уланов М.С. Женщина в буддийской культуре: традиции и современность. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2020. 146 с. ISBN 978-5-91458-355-9
  • // Вестник Калмыцкого университета. — Элиста: КалмГУ им Б. Б. Городовикова , 2015. — № 3 (27) . — С. 57—61 . — ISSN .
  • Уланов М.С., Троицкий А.А. Женщина в индийском буддизме // Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, 2018. - №1 (37). - С. 174-181. - ISSN 1995-0713
  • // Буддийские тексты Китая, Тибета, Монголии и Бурятии (социально-философский аспект) / Отв. ред. . — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета , 2012. — С. 66—71. — 176 с. — ISBN 978-5-9793-0469-4 .
  • Четырова Л. Б. // Проблемы трансляции и философской интерпретации буддизма (на материале тибетской и китайской традиций) / Отв. ред. И. С. Урбанаева. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН , 2018. — С. 202—231. — 250 с. — ISBN 978-5-7925-0530-8 .
  • Гендерные стереотипы в православии и буддизме: Сравнительный анализ: диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук: 22.00.06 / СПбГУ . — СПб. , 2006. — 160 с.
  • Шо М. Страстное просветление. Женщины в тантрическом буддизме. — М. : Добрая книга, 2001. — 368 с. — (Женщины в духовных традициях). — ISBN 5-94015-004-7 .
на других языках
  • Rao, Vinay Kumar (2012), Women in Buddhist Art , New Delhi: Agam Kala Prakashan, ISBN 9788173201264
  • Law, Bimala Churn (1927). , Ceylon: Bastian & Co.
  • Diana Y. Paul; Frances Wilson (1985), , Oakland, California]: University of California Press , ISBN 9780520054288 , Дата обращения: 6 июля 2015
  • Bartholomeusz, Tessa J. (англ.) . — 1. publ., reprinted. — Cambridge University Press , 1994. — (Cambridge Studies in Religious Traditions). — ISBN 978-0521461290 .
  • Karma Lekshe Tsomo (2014), , Albany: State University of New York Press , ISBN 9781438451305 , Дата обращения: 5 июля 2015
  • Ellison Banks Findly (2000), , Boston: Wisdom Publications, ISBN 9780861711659
  • Karma Lekshe Tsomo (1999), , Albany: State University of New York Press , ISBN 9780791441381
  • Paula Kane Robinson Arai (1999), , Oxford: Oxford University Press , ISBN 9780195344158 , Дата обращения: 6 июля 2015
  • Campbell, June (2003), , Delhi: Motilal Banarsidass , ISBN 9788120817821 , Дата обращения: 6 июля 2015

Ссылки

  • . «dalailama.ru», 31 декабря 2011 года.
Источник —

Same as Женщина в буддизме