Interested Article - Движение медитации прозрения

Буддизм
Практика
Дхамма

Движение Випассана , также называемое Движением медитации прозрения и Американским движением випассана , относится к ветви современного бирманского буддизма Тхеравады, получившей широкое распространение с 1950-х годов, и к его западным производным, которые были популяризированы с 1970-х годов .

Бирманское движение випассана берёт свое начало в XIX веке, когда буддизм Тхеравады попал под влияние западного модернизма и некоторые монахи пытались восстановить буддийскую практику медитации. Основываясь на комментариях, популяризировал медитацию випассаны среди мирян, обучая саматхе и делая упор на практике сатипаттханы для обретения випассаны (постижения) трёх характеристик бытия как основного средства, чтобы достичь начала пробуждения и войти в поток .

Медитация была широко популяризирована в XX веке в традиционных странах Тхеравады Махаси-саядо , который представил «новый бирманский метод сатипаттханы». Движение также обрело большое количество последователей на западе благодаря европейцам, которые изучили випассану у Махаси Саядо, С. Н. Гоенки и других бирманских учителей. Некоторые также обучались у тайских буддийских наставников, которые более критически относятся к комментаторской традиции и подчёркивают необходимость совместной практики саматхи и випассаны .

К Американскому движению випассаны принадлежат современные американские буддийские учителя, такие как , , , , и .

Большинство этих учителей сочетают строгий бирманский подход с тайским, а также с другими буддийскими и небуддийскими учениями и практиками, поскольку используют широкий диапазон методов обучения и критически подходят к буддийским источникам . И хотя Новый бирманский метод строго основан на Абхидхамме Тхеравады и Висуддхимагге , западные учителя, как правило, базируют свою практику также на личном опыте и суттах , к текстам которых они подходят критически.

Недавнее развитие, по мнению некоторых западных буддологов , заключается в понимании того, что дхьяна , описанная в никаях , — это не форма медитации сосредоточения, а тренировка в повышенной осознанности и невозмутимости, которая составляет кульминацию буддийского пути . Ни один из известных и авторитетных учёных-монахов, похоже, не согласен с этим предположением.

История

Считается, что к X веку випассана больше не практиковалась в традиции Тхеравады из-за распространения убеждённости в то, что буддизм выродился, и что освобождение недостижимо до прихода Майтрейи . Большинство тхеравадинов и преданных буддистов других традиций, включая монахов и монахинь, сосредоточились на культивировании нравственного поведения, сохранении учения Будды ( дхармы ) и обретении хорошей кармы , которая возникает благодаря щедрым пожертвованиям .

Интерес к медитации заново возник в Мьянме в XVIII веке благодаря монаху (1728—1816), который написал руководство по випассане. Реальная практика медитации возобновилась в странах Тхеравады в XIX и XX веках, были разработаны упрощённые техники медитации, основанные на Сатипаттхана сутте , Висуддхимагге и других текстах, подчеркивающих сатипаттхану и чистое постижение .

В XIX и XX веках традиция Тхеравады в Бирме, Таиланде и Шри-Ланке в ответ на западный колониализм претерпела обновление. Она стала объединяющей силой в борьбе против западной гегемонии , встав на защиту традиционных ценностей и культуры . Но она также претерпела изменения, благодаря использованию палийских священных писаний для узаконивания этих реформ. Как ни парадоксально, Палийский канон стал широко доступным благодаря интересу Запада к этим текстам и публикациям Общества палийских текстов . Большую роль также сыграло Теософское общество , которое искало в Юго-Восточной Азии древнюю мудрость и стимулировало интерес местных жителей к своей собственной культуре. Теософское общество основало на Шри-Ланке буддийскую организацию, независимую от традиционных храмов и монастырей . Эти события пробудили интерес к медитации, в то время как основной практикой в буддийских храмах оставалась декламация текстов .

В XX веке в странах Тхеравады сильно выросло участие мирян в религиозной жизни и в конце концов этот интерес проник на Запад. Наибольшим влиянием пользовался «новый бирманский метод» практики випассаны, разработанный (1868–1955) и популяризированный Махаси-саядо (1904–1982) . Эта практика была направлена на вхождение в поток , базируясь на идее, что этот первый этап гарантирует будущее развитие человека на пути к полному пробуждению, несмотря на период упадка, в котором мы живем . Этот метод распространился по Южной и Юго-Восточной Азии, Европе и Америке и стал синонимом випассаны .

Аналогичным образом события развивались в Таиланде, где буддийской ортодоксии бросили вызов монахи, стремившиеся возродить практику медитации, основанную на Сутта-питаке . В отличие от бирманских учителей випассаны, тайские учителя преподавали випассану вкупе с саматхой. Практические и доктринальные различия продолжают горячо обсуждаться в тхеравадинских сообществах Юго-Восточной Азии .

С 1980-х годов движение випассаны уступило место в значительной степени секуляризированной практике «осознанности» , уходящей корнями в дзен , и затмило популярность медитации випассаны . В последнем подходе осознанность, понимаемая как «осознание, возникающее при направленном внимании, в настоящий момент и без оценочного суждения», является центральной практикой вместо випассаны .

Техники медитации

Практика инсайт-медитации в Дхаммадропс Фаундейшн, Чиангмай

Движение випассаны подчёркивает использование метода для постижения трёх признаков существования в качестве основного средства для обретения мудрости и начала пробуждения и вхождения в поток или даже для достижения полного освобождения . Практики основаны на Сатипаттхана сутте , Висуддхимагге и других текстах, подчеркивающих осознанность и чистое постижение .

Бирма

Пагода мировой випассаны в бирманском стиле в Мумбаи, где медитация Випассана преподается в традициях .

Современный бирманский буддизм Тхеравады — один из главных созидающих основ современной практики випассаны, обретшей популярность с 1950-х годов.

Леди Саядо

Леди Саядо (1846—1923) подготовил почву для популяризации медитации среди мирян, заново представив практику медитации, основанную на Абхидхамме .

С. Н. Гоенка

С. Н. Гоенка (1924—2013) был известным индийским учителем-мирянином в линии Леди, которого обучал Саяджи У (1899—1971). Согласно С. Н. Гоенке, техника випассаны по своему характеру несектантская и имеет универсальное применение. Чтобы практиковать эти виды медитации, не нужно становиться буддистом. Центры медитации, обучающие випассане, популяризированной С. Н. Гоенкой, сейчас существуют в Непале, Индии, других частях Азии, Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, на Ближнем Востоке и в Африке. В традиции Гоенки практика випассаны фокусируется на глубокой взаимосвязи между умом и телом, которую можно испытать напрямую, дисциплинированно уделяя внимание формирующим жизнь тела физическим ощущениям, которые постоянно пересекаются и обусловливают жизнь ума . Практика обычно преподается на 10-дневных ретритах. 3 дня отводятся медитации анапанасати , предназначенной для повышения стабильности и фокусировке внимания. Остальное время посвящено випассане в форме практики «движения тела», в ходе которой медитирующий в уме исследует своё тело, обращая внимание на различные возникающие ощущения, но не реагируя на них. По словам Бхиккху Аналайо, «эта форма медитации к настоящему времени стала, вероятно, наиболее широко распространённой формой медитации прозрения во всем мире» .

Другие учителя

Рут Денисон (1922—2015) была еще одним старшим преподавателем метода У Ба Кхина. учился как у С. Н. Гоенки, так и у Махаси-саядо, и объединил обе линии. была его ученицей .

Метод Махаси («Новый бирманский метод»)

Учителя

«Новый бирманский метод» был разработан У Нарадой (1868–1955) и популяризирован его учеником Махаси Саядо (1904–1982). Он был представлен на Шри-Ланке в 1939 году, но получил распространение в 1950-х годах с прибытием в страну бирманских монахов . Метод распространился среди мирян, но также подвергся резкой критике из-за пренебрежения саматтой . Большинство старших западных учителей випассаны (Гольдштейн, Корнфилд, Зальцберг) учились у Махаси-саядо и его ученика Саядо У Пандита . Ньянапоника Тхера (1901—1994) был рукоположен в пятидесятые годы и вызвал интерес к випассане своими публикациями. Выдающийся учитель Бхиккху Бодхи — ученик Ньянапоники.

Аджан Тонг был тайским мастером, который некоторое время учился у Махаси Саядо, а затем вернулся на родину и основал свою собственную линию випассаны в Чом Тонге .

Практика

«Новый бирманский метод» подчеркивает достижение випассаны, прозрения, посредством практики сатипаттханы, уделяя пристальное внимание происходящим изменениям в теле и уме. Гил Фронсдал пишет, что важной особенностью «Подхода Махаси» является отказ от традиционной предварительной практики фиксированной концентрации или успокоения (аппана самадхи, шаматха ). Вместо этого медитатор практикует випассану исключительно в интенсивные периоды безмолвных ретритов, которые могут длиться несколько месяцев с ежедневной медитацией с 3:00 до 23:00. Двумя ключевыми элементами метода Махаси для развития осознанности являются тщательная отметка непосредственного опыта вместе с культивированием высокого уровня постоянной концентрации, известного как «сиюминутная концентрация»(кханика самадхи) .

Ньянапоника Тхера ввел термин «чистое внимание» для практики внимательности «Нового бирманского метода». Тем не менее, Роберт Х. Шарф отмечает, что буддийская практика направлена на достижение «правильного воззрения», а не только на «чистое внимание». Новая доктрина не требовала соблюдения строгих этических норм (в частности, монашества) и обещала удивительно быстрые результаты. Подобное стало возможным благодаря интерпретации сати как состояния «чистого сознания» — неопосредованного, неосуждающего восприятия вещей такими, «какие они есть», не подверженного влиянию предшествующих психологических, социальных или культурных условностей. Такое понятие осознанности по ряду аспектов расходится с традиционной буддийской эпистемологией . Традиционные буддийские практики больше ориентированы на приобретение «правильного взгляда» и правильной этической проницательности, чем на «отсутствие взгляда» и безоценочное восприятие .

Прочие бирманские учителя

Могок-саядо

(1899—1962) учил важности осознания того, чтобы замечать «возникновение» и «исчезновение» всего опыта в качестве способа постижения непостоянства. Могок Саядо подчеркнул важность правильного понимания и того, что медитирующий должен изучить теорию взаимозависимого происхождения при занятиях випассаной. Метод випассаны Могока фокусируется на медитации на чувства (Ведананнупассана) и медитации на состояниях ума (Читтанупассана).

Па-Аук-саядо

Метод этого учителя во многом основан на Висуддхимагге , классическом руководстве по медитации Тхеравады. Он способствует широкому развитию четырёх дхьян . Элемент постижения основан на изучении тела путём наблюдения за четырьмя элементами (земля, вода, огонь и ветер) посредством ощущений твердости, тяжести, тепла и движения . По методу работают такие западные учителя, как Шайлу Кэтрин, Стивен Снайдер и Тина Расмуссен.

США и западный мир

С начала 1980-х годов медитация прозрения становится всё более популярной в западном мире и начинает представлять собой синтез различных практик и исторического контекста, с растущим пониманием корней и доктринальной основы, а также с введением современных традиций. Важным достижением является популяризация осознанности как самостоятельной техники.

Становление

Центр медитации Spirit Rock, основанный Корнфилдом в 1987 году

В 1974 году Джек Корнфилд и Джозеф Голдштейн провели серию лекций в Университете Наропа и в течение двух последующих лет совместно провели серию ретритов. Занятия были смоделированы на основе 10- и 30-дневных ретритов Гоенка, но преподаваемая техника была основана на практике Махаси Саядо (с включением медитации Метта ) . В 1976 году Корнфилд и Голдштейн вместе с Шэрон Зальцберг и Жаклин Шварц основали Общество медитации прозрения в Барре, штат Массачусетс , а следом родственный ему центр медитации Спирит Рок в округе Марин, Калифорния .

Новые разработки

Корнфилд и близкие ему учителя склонны преуменьшать значение религиозных элементов буддизма, таких как «ритуалы, декламация и совершение действий, позволяющих накопить заслуги, а также доктринальные исследования», и сосредотачиваются на медитативной практике .

Некоторые учителя придерживаются строгого «бирманского подхода», в котором медитация приравнивается к медитации касина (сосредоточение), а випассана является главной целью. Другие, такие как Тханиссаро Бхикку , обучавшийся в Таиланде, критикуют бирманскую ортодоксию и пропагандируют интегрированный подход, в котором саматха и випассана развиваются в тандеме. Корнфилд, прошедший обучение в Бирме и Таиланде, также поддерживает интеграцию. Основная критика бирманского метода заключается в том, что он опирается на комментаторскую литературу, в которой випассана отделена от саматхи, а дхьяна приравнивается к медитации сосредоточения. Тханиссаро Бхикку подчеркивает тот факт, что метод касины рассматривается в суттах незначительно, а упор делается преимущественно на дхьяне. В суттах саматха и випассана — это качества ума, которые развиваются вместе.

Новаторские исследования ранней буддийской медитации были проведены Бронкхорст , Веттером , Гетином и Уинном , которые утверждали, что дхьяна , возможно, была основной практикой раннего буддизма не в форме медитации концентрации, а интегрированным методом, приводящим к осознанной внимательности к объектам, при сохранении к ним беспристрастности . Полак, развивая идеи Веттера, отмечает, что наступление первой дхьяны описывается как вполне естественный процесс из-за предшествующих усилий по обузданию чувств и воспитанию здоровых состояний . Недавно Керен Арбель, развивая мысли, изложенные в книгах Бронкхорст, Веттера и Гетина, утверждал, что внимательность, дхьяна, саматха и випассана образуют единое целое, ведущее к бдительному, радостному и сострадательному состоянию ума и тела . Полак и Арбель, вслед за Гетином, далее отмечают «определенное сходство» между четырьмя дхьянами и боджхангой , семью факторами пробуждения .

Внимательность

«Чистое внимание», пропагандируемое в Новом бирманском методе, было популяризировано как осознанность , начиная с концепции снижения стресса на основе осознанности (MBSR) Джона Кабата Зинна, разработанной в конце 1970-х годов, и заканчивая, когнитивной терапией на основе осознанности (MBCT) и (MBPM) .

Выдающиеся женщины-учителя

Женщины были весьма заметными учителями в движении випассаны. Хотя формальная традиция випассаны Тхеравады поддерживалась почти исключительно бхикшу (буддийскими монахами-мужчинами), бхикшуни и мирянки играли важные роли, несмотря на то, что упоминания о них практически отсутствуют в исторических записях. Эти наставницы и практикующие расширяют рамки випассаны, включая в неё изменчивость женского тела и его врожденные возможности для просветления через физиологические циклы и эмоции, связанные с замужеством, бездетностью, деторождением, утратой детей и вдовства .

Дипа Ма

Современная бангладешская учительница Дипа Ма, ученица , была одной из первых азиатских женщин, которых пригласили преподавать в Америке. Будучи мирянкой, овдовевшая мать-одиночка Дипа Ма служила примером освобождения и учила випассане не только в ходе ретритов, но и в повседневной жизни. Её послание женщинам и мужчинам заключалось в том, что им не нужно покидать семью, чтобы достичь высоких состояний духовного осознания, кроме того, учила радикальной инклюзивности. Она поощряла женщин, у которых были маленькие дети, практиковать випассану через повседневные материнские заботы. Однажды она сказала Джозефу Гольдштейну, что «женщины имеют преимущество перед мужчинами, потому что у них более гибкий ум... Мужчинам может быть трудно понять это, потому что они мужчины». Когда её спросили, есть ли надежда для мужчин, она ответила: «Будда был мужчиной, и Иисус был мужчиной. Так что у вас есть надежда». После каждого сеанса випассаны Дипа Ма рекомендовала практиковать медитацию любящей доброты .

Випассана в тюрьмах

Традиции движения випассана предлагают программы медитации в некоторых тюрьмах. В 1993 году , реформистски настроенный генеральный инспектор тюрем Индии, узнал об успехе випассаны в тюрьме в Джайпуре , Раджастхан . Затем в крупнейшей в Индии тюрьме Тихар недалеко от Нью-Дели был проведён десятидневный ретрит, в котором участвовали как официальные лица, так и заключённые. Начиная с 1994 года випассана преподается заключённым в тюрьме № 4 Тихара на двух десятидневных курсах каждый месяц в течение года. Утверждается, что эта программа резко изменила поведение как заключённых, так и тюремщиков. Заключённые, окончившие десятидневный курс, становились менее жестокими и имели более низкий уровень рецидивизма, по сравнению с прочими. Этот проект был зафиксирован в документальном фильме Doing Time, Doing Vipassana .

Известные мастера

Бирма

  • (род. 1934)
  • Леди Саядо (1846—1923) бирманский монах и мастер медитации
  • (1915—2003)
  • (1899—1971) бирманский мирской мастер медитации
  • С. Н. Гоенка (1924—2013)
  • (1873—1964)
  • (1878—1952)
  • (1896—1977)
  • (1897—1983)
  • (1897—1986)
  • (1899—1962) бирманский монах и мастер медитации
  • Махаси-саядо (1904—1982) бирманский монах и мастер медитаци
  • (1927—2005) бирманский монах и мастер медитации

Литература

  • McMahan, David L. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2008. — 299 p. — ISBN 978-0-19-972029-3 .
  • Shankman, Richard. (англ.) . — 1st ed. — Boston: Shambhala, 2008. — xx, 236 p. — ISBN 978-1-59030-521-8 .
  • Polak, Grzegorz. (англ.) . — Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2011. — 229 p. — ISBN 978-83-227-3260-1 .
  • Arbel, Keren. (англ.) . — New York, 2017. — ISBN 978-1-317-38399-4 .
  • (англ.) / Buswell, Robert E. — New York: Macmillan Reference, USA, 2004. — 2 volumes, xxxix, 981 p. — ISBN 0-02-865718-7 .
  • Stuart, Daniel Malinowski. (англ.) . — First edition. — Boulder, Colorado, 2020. — ISBN 978-0-8348-4295-3 .

Примечания

  1. Erik Braun. (англ.) . Tricycle: The Buddhist Review . Дата обращения: 4 января 2021. 12 апреля 2016 года.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .
  6. , p. 889.
  7. . www.theravada.ru . Дата обращения: 10 октября 2020. 29 марта 2020 года.
  8. , p. 890.
  9. , p. 189.
  10. Sharf, Robert H. (англ.) // Numen. — Leiden: Brill Publishers, 1995. — No. 42 (3) . — P. 228—283 . — ISSN . 12 апреля 2019 года.
  11. Fronsdal, Gil. (англ.) . Дата обращения: 5 января 2021. 6 марта 2016 года.
  12. (англ.) . Sujato’s Blog (25 ноября 2009). Дата обращения: 5 января 2021. 20 сентября 2016 года.
  13. Matt Nisbet. (англ.) . Skeptical Inquirer (2 октября 2018). Дата обращения: 5 января 2021. Архивировано 2 октября 2018 года.
  14. Kabat-Zinn, Jon. (англ.) . — Revised and updated edition. — New York, 2013. — P. XXXV. — xlv, 650 p. — ISBN 978-0-345-53693-8 .
  15. Analayo. (англ.) . Centre for Buddhist Studies, University of Hamburg Dharma Drum Buddhist College, Taiwan . Дата обращения: 5 января 2021. 5 января 2021 года.
  16. , p. 181.
  17. L.S. Cousins. (англ.) . The Buddhist Forum, Vol. IV (1994). Дата обращения: 5 января 2021. 30 декабря 2021 года.
  18. Erik Braun. (англ.) . Дата обращения: 5 января 2021. 7 апреля 2020 года.
  19. .
  20. (англ.) . Tricycle: The Buddhist Review. Дата обращения: 25 марта 2016. 12 ноября 2020 года.
  21. (англ.) . Sirimangalo.org . 9 января 2020 года.
  22. (англ.) . Дата обращения: 5 января 2021. 1 ноября 2020 года.
  23. Bronkhorst, Johannes. (англ.) . — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2000. — XVIII, 153 p. — ISBN 81-208-1114-3 .
  24. Vetter, Tilmann. (англ.) . — Leiden: E.J. Brill, 1988. — P. XXV. — xxxvii, 110 p. — ISBN 90-04-08959-4 . 26 июня 2020 года.
  25. Gethin, Rupert. (англ.) . — 2nd ed.. — Oxford: Oneworld, 1992. — P. 162—182. — xv, 382 p. — ISBN 1-85168-285-6 .
  26. Rupert Gethin. (англ.) // Buddhismus in Geschichte und Gegenwart. — 2004. — No. 9 . — P. 201—21 . 9 января 2021 года.
  27. Wynne, Alexander. (англ.) . — London: Routledge, 2007. — P. 106—107; 140, note 58. — xi, 169 p. — ISBN 978-0-415-42387-8 .
  28. , p. 25.
  29. Daniel M. Stuart. (англ.) // Religions of South Asia. — 2017. — Vol. 11 , iss. 2/3 . — P. 158—181 . — ISSN . — doi : . 27 апреля 2022 года.
  30. (англ.) . Elephant journal (20 января 2012). Дата обращения: 7 января 2014. 4 марта 2016 года.
  31. Schmidt, Amy. (англ.) . — New York: BlueBridge, 2005. — P. 120. — 175 p. — ISBN 0-9742405-5-9 .
  32. (англ.) . Prison.dhamma.org. Дата обращения: 7 января 2014. 6 июля 2016 года.
Источник —

Same as Движение медитации прозрения