Деви-сукта
(
санскр.
देवीसूक्त
,
IAST
:
devī-sūkta
) — гимн
Ригведы
(мандала X, 125). Другие названия —
Вач-сукта
(
санскр.
वाच्रुद्रम्
,
IAST
:
vāc-sūkta
),
Амбхрини-сукта
(
IAST
:
āmbhṛnī-sūkta
); в русском переводе — «
(Гимн) к Священной Речи-Вач
». Входит в состав
Панча-сукт
.
Автор
(по
анукрамани
) — Вач, дочь (риши) Амбхрини (vāc букв. «Речь» āmbhṛnī).
Деви-сукта принадлежит к группе гимнов-самовосхвалений
, в котором богиня священной речи, Вач, восхваляет себя. Это так же единственный гимн в Ригведе, посвящённый этой богине, которая считается учёными персонификацией абстрактного принципа, который был возвеличен до уровня космогонической силы в духе гимнов Атхарваведы
Хотя имя богини напрямую в тексте нигде не названо, однако, как указывает
Т. Я. Елизаренкова
, весь гимн состоит из звуковых намёков на неё.
В примечании к гимну Т. Я. Елизаренкова предлагает следующую разбивку гимна по последовательности мыслей:
стихи 1-2
— Священная Речь как хвалебная песня сопровождает
богов
, но она выше их: она их «
несет
».
стих 3
— Она распределена по многим местам, притом, что едина.
стих 4
— Она дает силу жизни всем существам;
стих 5
— возвеличивает людей и богов;
стих 6
— вызывает словесные состязания;
стих 7
— пронизывает собой все мироздание;
стих 8
— увлекает всех за собой.
В современном индуизме Деви-сукта занимает важное место в
шактийском
ритуале — она входит в состав шактийских Панча-сукт, а также часто читается по завершении декламации
Деви-махатмьи
. Как отмечает А. Игнатьев
, Деви-сукта, наряду с
и
, восхваляет
Шакти
как величайшую силу, которая поддерживает Вселенную.
Необходимо отметить, что гимн отличается крайней формальной изощренностью.
см.: Ригведа. [В 3 т.] / Пер. Т. Я. Елизаренковой. Мандалы IX—X. 1999. 560 стр. 2500 экз.
ISBN 5-02-011587-8
Примечание к X, 48: «
Гимны-самовосхваления встречаются только в мандале X. Они представляют собой монологическую речь прославляющего себя божества, которое, по анукрамани, считается и автором гимна. Формальный признак этого жанра — местоимение 1 л. ед.ч. aham, которое начинает гимн и большинство его стихов (иногда это бывает какая-либо другая падежная форма этого местоимения). В мандале X таких гимнов немного: гимны 48-49 (тема — Индра), 119 (бог, напившийся Сомы), 125 (богиня Речи — Вач), 159 (женщина, подчинившая себе своего мужа).
»
Brown W.N. The creative role of the goddess Vac in the Rig Veda // Pratidanam: Festschrift F.B.J. Kuiper. The Hague; Paris, 1968. P. 393—397.