Имажизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Кришнасура ( санскр. कृष्णासुर ) — один из предводителей асуров согласно Ригведе .
Риг-веда и Сама-веда описывают Кришнасуру как царя асуров, который жил на берегу реки ( санскр. अंशुमती , IAST : aṃśumatī , «Богатая [растением] сомы») . Упоминается в Ригведе (8.96.13-15) Три строфы гимна содержат неясный миф о Драпсе и Кришне . Т. Я. Елизаренкова, со ссылками на Саяну , А. Людвига, Г. Ольденберга и К. Ф. Гельднера, описывает Кришнасуру как владыку 10 тысяч воинов и погибшего в схватке с Индрой , которому помогал Брихаспати .
IAST | Перевод с санскрита Т.Я. Елизаренковой |
---|---|
ava drapso aMshumatiim atiSThad iyaanaH kRSNo dashabhiH sahasraiH .|aavat tam indraH shacyaa dhamantam apa snehitiir nRmaNaa adhatta ..13..|drapsam apashyaM viSuNe carantam upahvare nadyo aMshumatyaaH .|nabho na kRSNam avatasthivaaMsam iSyaami vo vRSaNo yudhyataajau ..14..|adha drapso aMshumatyaa upasthe .adhaarayat tanvaM titviSaaNaH .|visho adeviir abhy aaaacarantiir bRhaspatinaa yujendraH sasaahe ..15.. | Драпса забрался вниз в Аншумати, Кришна отправился с десятью тысячами (воинов). Ему, дующему изо всех сил, помог Индра. Мужественный мыслью расправился с поверженными (войсками). (13)|Я видел Драпсу, движущегося в разные стороны в глубине реки Аншумати, забравшегося вниз, черного, как туча. Я поторапливаю вас, быки: боритесь в состязании! (14)|Тогда в лоне Аншумати Драпса, ярко сверкая, удержал (своё) тело. С Брихаспати как с союзником Индра превозмог наступающие безбожные племена. (15) |
Людвиг и Ольденберг склонны видеть в Кришне и Драпсе одно и то же лицо. Елизаренкова, вслед за Гельденбергом, видит в них двоих, указывая на противопоставление их имён: слово « кришна » переводится как « чёрный »; слово « драпса » ( санскр. द्रप्स , IAST : drapsa ) можно перевести как « светлая капля » и, возможно, первоначально означал сому . Вероятно, данный миф отражает борьбу древних ариев, членов культа сомы и представителей аборигенного населения, враждебного этому культу.
Ряд исследователей отождествляют пуранического Кришну с Кришной/Кришнасурой из Вед, но эта точка зрения не поддерживается большинством учёных. В ранней санскритской ведийской литературе имя «Кришна» упоминается много раз. Так, в древнейшем памятнике ведийской литературы « Риг-веде », Кришна, которого также называют Кришнасура, — это могучий предводитель племени, с которым сражается и которого убивает Индра . Однако, из-за криптической природы Вед, это место «Риг-веды» допускает несколько толкований и многие учёные склонны переводить слово «кришна» в контексте «Риг-веды» просто как «чёрный». Некоторые исследователи полагают, что ригведийский Кришна тождественен фигуре Кришны, описанной в более поздних произведениях санскритской литературы, или олицетворяет фигуру «протокришны». Одним из сторонников такой интерпретации был Рамакришна Гопал Бхандаркар , который считал, что кришна-драпсаха из восьмой мандалы «Риг-веды» является упоминанием о Кришне. Сарвепалли Радхакришнан также признавал возможным отождествление ригведийского Кришны с Кришной пураническим. В своём труде «Индийская философия» он писал: «В поздних Пуранах говорится о вражде Кришны с Индрой. Возможно, что Кришна — это бог пастушеского племени, которое было покорено Индрой в эпоху „Риг-веды“, хотя в период „ Бхагавад-гиты “ он значительно восстановил и усилил утраченные позиции, отождествившись с Васудевой из бхагаваты и Вишну вайшнавизма ».