Новицкий, Олег Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Оле́г Ви́кторович Стеня́ев (род. 8 апреля 1961 , Орехово-Зуево , СССР ) — священник Русской православной церкви , протоиерей ; с 2004 года клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках .
Писатель, богослов и публицист , проповедник и миссионер . Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия . Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий имени Алексея Хомякова .
Родился 8 апреля 1961 года в городе Орехово-Зуево Московской области . Окончил школу рабочей молодёжи . Работал на заводе токарем -расточником. Проходил срочную службу во Внутренних войсках МВД СССР .
В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию . По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён в сан диакона и служил в Тамбовской , Ивановской и Московской епархиях .
Ещё будучи диаконом, начал миссионерство , и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье» .
В начале 1990-х годов перешёл в Русскую православную церковь заграницей (РПЦЗ), и епископами РПЦЗ был рукоположён в сан священника . В Новосибирской епархии , в городе Куйбышеве организовал приход РПЦЗ. Вернувшись в Москву, стал духовником московского отделения Национально-патриотического фронта «Память» , штаб-квартира которой находилась в Марфо-Мариинской обители .
24 ноября 1993 года перешёл в Московский патриархат , где был принят в сане диакона. По словам патриарха Алексия II , «мы признаём каноничность рукоположения клириков Зарубежной Церкви только в том случае, если рукоположение совершалось для приходов за пределами территории Московского Патриархата. Например, отец Олег Стеняев был рукоположён в сан иерея РПЦЗ где-то в Сибири. Мы не признали его рукоположения, и он, вернувшись в Московский Патриархат, был принят в сущем сане диакона. Во время богослужения, которое я совершал в храме Зачатьевского монастыря , он принёс покаяние, после чего ему было благословлено носить стихарь , и он заканчивал службу диаконом» .
В 1994 году был рукоположён в сан священника Русской православной церкви (РПЦ) и назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке .
В 2000 году был назначен настоятелем ; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом .
С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках .
В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре ; поступил в Московскую духовную академию , которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий» , получив степень бакалавра богословия. После успешного окончания духовной академии был возведён в сан протоиерея .
В 2010 году после убийства его друга — священника Даниила Сысоева — продолжил вести регулярные библейские беседы по четвергам в храме Апостола Фомы на Кантемировской , которые раньше вёл Даниил Сысоев.
Ныне регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках , ведет библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Отец Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на подворье Православной церкви Чешских земель и Словакии при храме Святителя Николая в Котельниках .
Известен проповедью православия среди сектантов (представителей нетрадиционных религий) .
Состоит председателем редакционного совета газеты « Миссионерское обозрение » (приложение к газете « Православная Москва » ) и ведущим программ на радио «Радонеж» .
Около 1999 года по благословению епископа Белгородского Иоанна (Попова) совершил миссионерское путешествие в Индию .
В 2000 году был направлен в Чечню , где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман.
С 9 по 17 мая 2007 года совершил паломническую поездку в Израиль на Святую Землю с группой паломников, состоящей в основном из радиослушателей радио «Радонеж» .
В июле 2011 года на Youtube была выложена видеозапись беседы отца Олега Стеняева с представителями мусульман, состоявшаяся в 2006 году в помещении культурно-просветительского центра «Ахль Сунна ва-ль-Джамаа» в Москве . Среди прочего, в ходе беседы отец Олег говорил, что мусульмане почитают того же Бога, что и христиане.
Данное видео вызвало реакцию Александра Дворкина , который 29 октября 2012 года опубликовал критическую статью об этой беседе . В статье Дворкин комментировал отдельные высказывания Стеняева, сделанные в ходе его беседы с мусульманами. В начале статьи Дворкин пишет:
Всё, что прот. Олег говорит в ходе этой беседы (и о чём он умалчивает), вызывает шок и недоумение. Я показывал видеозапись самым различным православным христианам: от простых верующих (в том числе бывших мусульман) и студентов богословия до маститых протоиереев и спрашивал их мнение. У всех она вызывала те же самые чувства, что и у меня: каждый признавал, что в этой беседе выпускник Духовной Академии и протоиерей Православной Церкви излагает православную веру так, что ни от Православия, ни от вообще христианства в ней почти ничего не остаётся.
14 ноября было опубликовано открытое письмо отца Олега Стеняева в ответ на статью Дворкина. В письме Стеняев пишет, что признаёт некоторые неточности в своих высказываниях и выражает удивление резким тоном статьи Дворкина. Далее по тексту письма Стеняев приводит свои аргументы в ответ на замечания Дворкина по поводу конкретных цитат (всего 12 страниц) .
На сторону Дворкина встал протоиерей Александр Новопашин , который 27 ноября опубликовал своё открытое письмо Стеняеву, где поддержал позицию Дворкина .
9 февраля 2013 года в блоге благотворительного фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева » появилась следующая запись: «На 11 февраля планируется заседание Миссионерской комиссии, на которой профессор А. Л. Дворкин выступит с сообщением о спорных моментах в деятельности протоиерея Олега Стеняева. Полная безосновательность выдвинутых обвинений против о. Олега была показана в аналитической записке А. И. Солодкова». Далее был приведён текст упомянутой записки. Выступление Дворкина состоялось, однако подробности не были освещены в пресс-релизе Миссионерской комиссии, а протокол заседания комиссии недоступен .