Interested Article - Венкатешвара
- 2020-04-12
- 1
Венкате́швара ( англ. Venkateswara , «Владыка горы Венката», телугу వెంకటేశ్వరుడు, వెంకన్న , хинди वेंकटेश्वर ) — один из обликов Махавишну в индуизме .
Известен также под именами Венкатачалапа́ти ( Veṅkaṭācalapati ), Шринива́са ( Śrīnivāsa ), Ба́ладжи ( Bālājī ), Венка́та ( Veṅkaṭā ), Венка́та Рамана́ ( Venkata Ramana ), Тирупати Тиммапа ( Tirupati Timmappa ), Говиндараджа ( Govindha Raja ). Всего в вайшнавской традиции почитается 108 имён Венкатешвары .
В индуизме считается воплощением Вишну, который спустился на Землю как спаситель и покровитель человечества. Его культовый центр находится в Тирупати (Тирумале), где он почитается как местный бог. Облик божества полностью закрыт цветочными гирляндами, золотыми одеждами и украшениями. Посетителям святилища видны только голова и ступни божества. Глаза Венкатешвары прикрыты вайшнавской тилакой . Однако его уши открыты для молитв верующих. Посетители храма верят, что просьба, произнесённая верующим в храме Венкатешвары, обязательно будет исполнена .
Оригинальное божество Венкатешвары установлено в Храме Тирумалы Венкатешвары , расположенном на холме Венкатадри, одном из семи холмов Тирумалы, у подножия которых раскинулся город храмов Тирупати ( округ Читтур , Андхра-Прадеш , Индия ). Храмы в честь Венкатешвары встречаются в разных штатах Индии и за границей .
Паломниками в Тирупати являются как вайшнавы , так и шайвы . Индологи полагают, что образ Венкатешвары восходит к аборигенному божеству, сочетавшему в себе шиваитские и вишнуитские черты и атрибуты. По легенде, однажды он сам оставил себе присущие Вишну диск и раковину и соединился с ним. Но мифология сохраняет связи божества с Шивой и Муруганом .
Этимология
Индологи полагают, что имя Венкатешвара буквально означает «хозяин горы Венката» и произошло в результате слияния cлов «Венката» (название гор в штате Андхра-Прадеш ) и «Ишвара» ( Господь ) . Согласно Брахманда-пуране и Бхавишья-пуране имя Венката означает «разрушитель грехов» и происходит от санскритских слов «вем» (грехи) и «ката» (сила неприкосновенности) .
Легенды и мифы о Венкатешваре
Истории, связанные с Венкатешварой, описаны в стхала-пуранах , писаниях пост-ведийского периода. В них излагаются местные мифы, связанные с различными храмами и святынями. «Тирумала стхала-пурана» гласит, что мудрец - брахман Бхригу оскорбил Вишну и его супругу Лакшми . Та не смогла стерпеть поступка Бхригу и покинула Вайкунтху . Лакшми прокляла род брахманов , сделав их бедными. Лакшми остановилась возле Колхапура , где пребывала в одиночестве. Вишну в поисках супруги снизошёл на Землю. Не найдя Лакшми, он сел под дерево тамаринда и погрузился в медитацию без еды и сна. Вокруг неподвижно сидящего Вишну возник термитник . Там его обнаружил пастух, и местный раджа по имени Тондайман построил на примечательном месте святилище. Это произошло в горах Тирумалы, где в настоящее время осуществляется поклонение Венкатешваре .
В земном воплощении в теле молодого юноши Шриниваса Вишну вновь женился на девушке по имени Падмавати родом из княжеской семьи. Падмавати была не простой девушкой, а Ведавати, воплощением духа Ситы (супруги Рамы в предыдущей инкарнации Вишну). Считается, что она является частичной аватарой самой Лакшми. На свадьбу Шринивас занял у бога богатства Куберы много денег, которые обещал вернуть до разрушения Вселенной (конца « дня Брахмы »). В присутствии всех богов Шринивас женился на Падмавати. Когда все трое, Шринивас, Лакшми и Падмавати, встретились, Шринивас превратился в статую из чёрного камня (которая стала мурти Венкатешвары). Лакшми (Шри-деви) и Падмавати (Бху-деви) остались с Шринивасом и заняли свои места слева и справа от него .
Чтобы расплатиться с Куберой, Вишну попросил Лакшми лишать людей богатства. В поисках материального процветания, люди будут обращаться к Вишну и делать ему пожертвования. Накопленные богатства должны вернуться к Кубере. Это объясняет традицию обильных денежных подношений в храме Венкатешвары. Считается, что образ Шриниваса будет оставаться на Земле, пока долг Кубере не будет полностью выплачен . Полный перевод «Тирумала стхала-пурана» на русском языке отсутствует, однако можно найти его вольный пересказ .
Внешний облик божества
Подавляющее число посетителей храма не имеют возможности лицезреть образ Венкатешвары без многочисленных цветочных гирлянд, одеяний и украшений. Единственное описание внешнего вида Венкатешвары изложено в книге экс-председателя «Тирупати-Тирумала Девастханам» (некоммерческого фонда, отвечающего за содержание храмового комплекса) Натешейера Рамешана (1921—1981) под названием «Храм Тирумалы», переиздававшейся с 1981 по 2012 годы :
Книга «Храм Тирумалы» :
Фигура Господа богато украшена ниспадающими локонами волос, некоторые из которых покоятся на его плечах. Нос и рот изящно вырезаны [из камня]. Подбородок и уши пропорциональны. С ушей свисают прекрасные украшения. Грудь Господа великолепна и, если её измерять, будет от 36 до 40 дюймов в ширину [91—102 см.], а талия между 24 и 27 дюймами [61—69 см.]. Шея и тело изящно сформированы. Живот также прекрасно обработан [каменщиком]. Господь имеет четыре руки, две верхние, вырезаны так, чтобы держать чакру и раковину; чакра и раковина не являются составной частью идола. Верхняя правая рука держит Сударшана-чакру; верхняя левая рука держит Панчаджанью, раковину Господа Вишну, в которую трубят во времена войны. Нижняя правая рука Господа находится в варада-мудре, в то время как нижняя левая рука находится в мудре катьяваламбита-хаста. Пальцы левой руки покоятся на левом бедре, а её большой палец почти параллелен линии талии. Хотя идол не находится в точной позе трибханга, тело вокруг и ниже талии имеет небольшой наклон налево, его колени немного согнуты и развернуты вовне, что придает ему определённое изящество и очарование. Мать Лакшми вырезана на правой груди Господа в сидящей позе и является неотъемлемой частью мурти [то есть неотделима от всей фигуры]. Священный шнурок брахмана и четыре ожерелья ясно различимы. На руках находятся браслеты. Фигура одета в дхоти от талии до ступней ног, а её верхняя часть ничем не прикрыта. Соски на груди похожи на бутоны и хорошо просматриваются. На нём видна набедренная повязка в 2 дюйма толщиной [5 см.]. Ноги и ступни Господа красивы, сильны и изящны. Оба колена согнуты и немного выдаются вперед, придавая фигуре величественное очарование и изящество. Ноги являются образцом совершенства и имеют украшения около лодыжки. Изображение Господа имеет отметки на плечах, напоминающие шрамы от постоянного ношения лука и колчана [оружия Рамы]. Фигура Господа составляет приблизительно десять футов [3 метра] высотой и стоит на платформе в 18 дюймов [46 см.]. Платформа представляет собой цветок лотоса с надписями по периметру.
Образ Венкатешвары не соответствует правилам, установленным в Агамах. Это отличает его от других традиционных мурти Вишну. Традиционно считается, что мурти Венкатешвары является самопроявленным, то есть нерукотворным. Таким образом, считается, что он может не удовлетворять правилам из Агам.
— Н. Рамешан
Украшения
Фигура Венкатешвары во время даршана покрыта одеждами из золота. Все украшения, а также корона , раковина , чакра , рукавицы для передних рук усыпаны бриллиантами и драгоценными камнями . Грудь украшена изумрудом диаметром 3 дюйма. Голову венчает усыпанная драгоценными камнями корона, подарок раджи Акаши из династии Чола . С ушей свисают золотые серьги в форме морских чудищ. На одном из ожерелий находится пара когтей тигра , отделанных золотом. На каждой подвеске выгравирована гирлянда с образом Лакшми . Венкатешвара носит два рукотворных ожерелья: одно ожерелье из семян туласи , другое — из священных камней шалаграмов , оправленных в золото и с выгравированным текстом Сахасранамы (тысячи имён Вишну). Божество украшают нарукавники в форме двух кобр с капюшонами. Меч Венкатешвары известен как «Сурьякатари». Он свисает с пояса, украшенный изображениями десяти аватаров Вишну. Грудь божества украшают два значка из золота: четырёхрукая Лакшми с лотосами находится на правой стороне, а Падмавати — левой .
Учёт драгоценных даров, сделанных на протяжении столетий раджами и богатыми меценатами , начался только в 1930-х годах. Происхождение большей части ювелирных изделий, в которые одевают Венкатешвару, остаётся неизвестным . В 2012 году администрация храма решила выставить украшения на всеобщее обозрение в Музее Шри Венкатешвары в Тирумале. В обычные дни они хранятся в «бокасам», храмовой казне в условиях повышенной безопасности. Фотографии отдельных драгоценных реликвий можно найти в Интернет . В 2018 году уволенный священник, Рамана Дикшитулу, утверждал, что один драгоценный «розовый алмаз», подаренный божеству, пропал без вести и был обнаружен на международном аукционе .
Ритуальное богослужение
В храмовых правилах описаны ежедневные, недельные и годовые ритуалы, проводимые для Венкатешвары, а также все необходимые украшения для мурти. Лицо образа покрыто огромным пятном очищенной камфары, над ним находится гигантская тилака . Очищенная камфора используется каждый день для покрытия подбородка. Глазная мазь наносится на глаза. По четвергам, все украшения убираются и заменяются цветами. В пятницу утром цветы убираются, тилака наносится белой глиной и совершается полное ритуальное омовение ( абхишека ) с пастой куркумы . В другие дни ежедневному ритуальному купанию подлежат золотые одежды божества. Образ одет в длинную шёлковую или хлопчатобумажную одежду, обшитую золотыми кружевами. Каждый день вместе с пастой из сандалового дерева ноги божества покрывают новым куском шёлка, после чего его раздают преданным Вишну .
Ритуал | Видеоссылка |
---|---|
Венкатеша-супрабхатам в исполнении М. С. Суббулакшми | |
Томала-сева | |
Арчана | |
Эканта-сева |
Венкатеша-супрабхатам
Супрабхатам ( suprabhātam , санкр. सुप्रभातम्) дословно означает «благовестие рассвета». Это утренний гимн на санскрите , который поют для ритуального пробуждения божества. Пробуждение Венкатешвары производится ежедневно в предрассветный час c 2:30 до 3:00 утра. Венкатеша-супрабхатам сочинён в 1430 году Аннангарачарьей ( Annangaracharyar ), учеником Манавала Мамуни . Ритуал в общей сложности длится около получаса. На даршан Венкатешвары в час супрабхатам паломники могут попасть по отдельным билетам . Самой известной исполнительницей Венкатеша-супрабхатам была и продолжает оставаться Мадурай Санмукхавадиву Суббулакшми (1916—2004). В её исполнении утренний гимн ежедневно воспроизводится во многих домах и храмах Южной Индии. В Тирупати на одном из уличных перекрёстков ( 13°37′45″ с. ш. 79°25′40″ в. д. ) в 2006 году ей установлен бронзовый памятник .
Томала-сева
Томала-сева ( thomala seva ) — подношение божеству цветочных гирлянд. Для Венкатешвары готовится несколько гирлянд из разных цветов, а также из туласи . Они вещаются на шею божества, имеют строго заданный размер и преподносятся в определённой последовательности. Гирлянды к божеству доставляют главный священник храма ( jeeyangar ) и его ученик ( ekangi ) в сопровождении факельной процессии под звуки храмового гонга . Ритуал выполняется в течение получаса в 3:30 утра по вторникам, средам и четвергам .
Арчана
Арчана ( archana ) представляет собой индивидуальное поклонение, производимое брахманом от имени посетителя храма. В процессе арчана брахман упоминает имя, месяц рождения и семейную линию просителя, представляя его божеству. Считается, что благодаря арчана божество обращает внимание на посетителя и тот получает индивидуальное благословение. В присутствии Венкатешвары арчана исполняется с 1518 года. Перед лицом божества брахман декларирует 1008 имён Господа ( Вишну-сахасранама ). Однако особенностью арчана для Венкатешвары является тот факт, что посетители не упоминаются, поскольку в ритуале участвует около тысячи человек. Вместо индивидуального благословения брахманы просят о благополучии всего мира. Арчана выполняется по вторникам, средам и четвергам с 4:15 до 5:00 утра .
Эканта-сева
Эканта-сева ( ekanta seva ) является последним среди ежедневных ритуалов, её также называют «панупу-сева» ( panupu seva ). Для Венкатешвары эканта-сева совершается с 1513 года. Она представляет собой ритуал укладывания божества для ночного сна. Ранее надетые на божество гирлянды и нанесённая сандаловая паста убираются. Переносное мурти (его называют «утсава-мурти») с использованием серебряных цепочек укладывается в золотое ложе. Ему предлагаются молоко, фрукты и миндаль. Потомки знаменитого поэта Аннамачарьи играют Венкатешваре колыбельную. Наследники не менее известной поэтессы Венгамамбы проводят последнее ночное арати, «арати Венгамамбы», во время укладывании Венкатешвары ко сну . После эканта-сева, которая проводится в 1:30 ночи, храм закрывает свои двери для посетителей. Считается, что ночью Брахма приходит молиться Вишну в облике Венкатешвары, поэтому некоторые ритуальные принадлежности, например, серебряные чаши с водой, оставляются в святилище .
Галерея изображений
-
Стилизованное изображение Баладжи кисти индийского художника Чину Пиллаи
-
Металлическое мурти Венкатешвары с Шри-деви и Бху-деви, Гошрипурам, Индия
-
Изображение Баладжи из Музея естественной истории (Флоренция)
-
Светящиеся образы Падмавати и Венкатешвары во время праздника в Вишакхапатнаме
-
Мурти Венкатешвары с Шри-деви и Бху-деви, индуистский храм в Понтиаке, Мичиган
-
Образ Венкатешвары на индийской свадьбе
-
Изображение Венкатешвары, стоящего на йони Шивы
-
Мурти Венкатешвары в храме Венкатешвара-Вишну, Мангапурам, Индия
-
Домашний алтарь с Венкатешварой в Мумбае, Индия
-
Фестивальное (переносное) мурти Венкатешвары в Тирупати
-
Мурти Баладжи в храме Шри Венкатешвара Свами, Балиджипета, Индия
-
Изображение Венкатешвары на надвратной арке храма Нунапарти Баладжи, Вишакхапатнам, Индия
Прочее
- Компания CIT Coin Invest из Лихтенштейна в 2014 году отчеканила две серебряные монеты в честь Венкатешвары, достоинством 5 и 20 долларов США .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 122.
- Punarvasi R. . Punarvasi.com (2018). Дата обращения: 27 июня 2018. 27 июня 2018 года.
- ↑ , с. 418.
- / Hawley J. and Narayanan V. (eds.). — Berkeley: University of California Press, 2006. — P. .
- , p. 49.
- , p. 67.
- , p. 69.
- , p. 108.
- . Шри Шри Даял-Нитай Шачисута (2011). Дата обращения: 27 июня 2018. 27 июня 2018 года.
- , p. 111.
- , p. 112.
- Rao S. // India Today. — 2012. — 19 сентября. 27 июня 2018 года.
- . Pinterest (2018).
- Pandey A. // India Today. — 2018. — 6 июня. 27 июня 2018 года.
- ↑ . Tirumala Tirupati Devasthanams (2015). Дата обращения: 27 июня 2018. Архивировано из 2 мая 2016 года.
- // The Hindu. — 2006. — 29 мая.
- .
- . CIT Coin Invest AG (2014). Дата обращения: 27 июня 2018. 27 июня 2018 года.
Литература
- Дубянский А. М. Венкатешвара / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. — Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М. : Республика, 1996.
- Котин И. Тирупати / Под общ. ред. Альбедиль М. Ф. и Дубянского А. М. — Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М. : Республика, 1996.
- Hanumanthu K. (англ.) . — Tirupati: Tirumala Tirupati Devasthanams, 2008.
- Krishna N. Balaji-Venkateshwara, Lord of Tirumala-Tirupati: an introduction. — Mumbai: Vakils, Feffer, and Simons, 2000.
- Pattanaik D. Vishnu: an introduction. — Mumbai: Vakils, Feffer and Simons, 1999.
- Ramesan N. The Tirumala Temple. — Tirupati: Tirumala Tirupati Devasthanams, 1981.
- Ravinder R. Tirumala: the hill-shrine of Hindu God Lord Venkateswara / Prabhakar K. (ed.). — Hyderabad: D. Ravinder Reddy and Ravi Press Photo, 2012.
- Sri Balaji: the glory of Lord Venkatesvara of seven hills / Ramachandran T. (ed.). — Sringeri: Tattvãloka, Sri Sharada Peetham, 2006.
- Subramanya Kumar V. V. Sacred Shrines of Tirupati. — Tirupati: Tirumala Tirupati Devasthanams, 1989.
- / Bansal S. (ed.). — New Delhi: Om Books International, 2009.
Ссылки
- (англ.)
- 2020-04-12
- 1