Уэбстер, Бен
- 1 year ago
- 0
- 0
Бен Уэбстер ( англ. Ben Webster ; 27 марта 1909 , Канзас-Сити , Миссури — 20 сентября 1973 , Амстердам , Нидерланды ) — американский джазовый музыкант, тенор-саксофонист , выдающийся исполнитель стиля свинг . Обладатель феноменального субтонового звука. Оказал огромное влияние на всех тенор-саксофонистов следующих поколений.
В школе Уэбстер учился играть на скрипке и фортепиано.
Сосед Бена Уэбстера, выдающийся мастер рэгтаймов и буги-вуги , показал, как надо играть джаз на фортепиано . Бен оказывается способным учеником, и вскоре происходит его дебют в качестве пианиста в одном из джаз-ансамблей Оклахомы . Разъезжает по Юго-Западу США с местными оркестрами, играя в основном на фортепиано.
В 1929 году семейный оркестр Янгов проезжал через Альбукерке , штат Нью-Мексико , где в тот момент работал Уэбстер. Бен знакомится с семейным ансамблем Уильяма Янга «Young Family Band». Янгу был нужен саксофонист . Уэбстер оставляет фортепиано и начинает пробовать себя на саксофоне. Окончив у Янга за три месяца полный курс саксофонных наук, и недолго пробыв в оркестре, Бен быстро делает музыкальную карьеру, получая ангажементы как пианист , альт и тенор- саксофонист во многих известных ансамблях и оркестрах . Он начинает ездить по стране с довольно известными составами. Мастерство его растёт, и к середине 30-х он уже становится признанным — по крайней мере среди музыкантов — превосходным джазменом.
Выступает у (Blanche Calloway), Энди Кирка (Andy Kirk), (Benny Moten, 1932 ), а позже в Нью-Йорке играет в оркестрах Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) и Бенни Картера ( ), (Willie Bryant, 1935 ), по стечению обстоятельств сотрудничает с Дюком Эллингтоном (в 1935 году Эллингтон на короткое время приглашал летом Уэбстера).
В 1936—1937 годах работает в знаменитом бэнде Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway, 1936/37). Однако Кэллоуэй показывал себя почти в каждом номере и не очень давал разойтись другим солистам. Милту Хинтону, контрабасисту оркестра, Уэбстер говорил:
В 1937 году он покидает Кэллоуэя, играет в нескольких оркестрах (например в 1938-39 гг. у (Stuff Smith)) и остаётся под конец без работы. После этого Бен отправляется в Чикаго , где выступает тогда Эллингтон, и просит дать ему место саксофониста. Эллингтон его берёт, и журнал «Даун-бит» помещает материал об этом событии на первой полосе.
Работая в оркестре Дюка Эллингтона (1939-43 и 1948-49) добивается большой известности, в это время его лучшие соло прозвучали в пьесах «Cottontale», «Conga Brava», «All Too Soon», «Just A-Setting And A-Rocking», «What I’m Here For», «Sepia Panorama», «Blue Serge» и в сюите «Black, Brown And Beige». До Уэбстера в оркестре Эллингтона не было сильного тенор-саксофониста, поэтому он сыграл важную роль в становлении этого биг-бэнда. В эти годы Уэбстер становится одним из самых влиятельных музыкантов, выходцев из Канзас-Сити , «монополистом» тенор-саксофона.
Рассказывали, что пришедшие к Эллингтону саксофонисты следующего поколения — и — знали соло Бена Уэбстера наизусть.
К 1949 году Уэбстер окончательно расстаётся с Эллингтоном . Неизвестно, что тогда произошло, однако между Уэбстером и Дюком явно существовали трения. Кларнетист биг-бэнда Барни Бигард сказал как-то Барри Мартину, о взаимоотношениях Эллингтон и Уэбстера следующее:
По утверждению Мерсера (сына Эллингтона), стоило им оказаться в одной комнате, как они тут же затевали спор. По всей видимости, Дюк, с его нелюбовью к галдежу и стремлением доминировать, оказался не в состоянии дальше выносить задиру Уэбстера. В конце концов Дюк, наверное, сказал Бену, что с него хватит и что Бен должен уйти. Расставание оказалось, без сомнения, горьким для Уэбстера и нелегким для Дюка, поскольку Уэбстер был именно тем безоглядно страстным исполнителем, какие особенно нравились Дюку.
Уэбстер пошёл работать в клуб «Три-Дюсез» на 52-й улице, прозванной «Свинг-стрит». Позднее он работает в других известных заведениях, но около 1950 года его, как и многих джазменов старшего поколения, захлестнула волна бибопа , и какое-то время он пребывал в растерянном состоянии. Затем гастролирует по Европе , участвуя целое десятилетие в серии концертов « », организованных Норманом Гранцем.
Другая важная страница творчества Уэбстера — сотрудничество с пианистом Тедди Уилсоном и выдающейся джазовой певицей Билли Холидей .
В 1954 Уэбстер делает великолепную серию записей со струнными.
В 1957 и 1958 годах организует ряд телевизионных шоу «Звуки джаза» и «Все о джазе», играет в руководимых им комбо -составах в которые входят, главным образом, музыканты восточного побережья США , а в начале 1960 -х работает попеременно с джазменами из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка .
В 1964 году Уэбстер переезжает в Европу ( Копенгаген ), где его талант расцветает с новой силой. Играет с музыкантами Англии , Голландии и Дании , с трио , с оркестром Датского радио. С триумфом проходит его выступление на джазовом фестивале в Бирмингеме и на последовавших за этим гастролях по Швеции в 1969 год . В 1971 году ему довелось вновь сыграть с оркестром Дюка Эллингтона в знаменитом саду Тиволи . Жизнь Уэбстера оборвалась в 73 году, в Амстердаме . Похоронен в Копенгагене на кладбище Норребро.
После смерти Уэбстера был создан Фонд его имени, который находится под защитой короны Дании . Деньги этого Фонда идут на оказания помощи, как европейским, так и американским джазменам.
В течение своей достаточно продолжительной карьеры Уэбстер сделал много записей на пластинки с такими музыкантами как (Moten Benny), (Allen Henry), Бенни Картер , Флетчер Хендерсон , (Bryant Willie), (Dandridge Putney), Дюк Эллингтон , , Кэб Кэллоуэй , Билли Холидей , Лайонел Хэмптон , Барни Бигард , , , Вуди Герман , , , Кози Коул , (Sir Walter Thomas), (Morton Benny), (Page Hot Lips), Тони Скотт (Scott Tony), Chocolate Dandies, (Hall Al), (Johnson Pete), , , , , Бадди Рич , Джерри Маллиган , , Кларк Терри , Джонни Ходжес , Мишель Легран , (Witherspoon Jimmy) и другими. Играл в знаменитом Auld-Hawkins-Webster секстете.
Сегодня его посмертная слава основана именно на этих записях (благодаря которым в конце жизни Уэбстер уже считался одним из величайших тенор-саксофонистов джаза), а не на тех, что он сделал за своё относительно недолгое пребывание в оркестре Эллингтона.
С именем Бена Уэбстера связана легенда о происхождении названия джазового стиля бибоп . Знаменитый музыкант как-то в 40-е, согласно легенде, заглянул в одну из комнат клуба «Минтон», чтобы поиграть с экспериментаторами нового стиля. Однако он попросил, чтобы они играли обычную музыку — «без всяких там „бопов-шмопов“». Словечко подхватили, и новый стиль джаза обрел своё название.
Бен Уэбстер был сложным человеком: мягким и приятным в трезвом виде и скандалистом в нетрезвом состоянии. Как пишет Джеймс Линкольн Коллиер:
Уэбстер принадлежит (наряду с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом ) к тем фигурам, благодаря которым тенор-саксофон в джазе зазвучал в полную силу. Бена Уэбстера всегда отличал мощный и теплый звук , вязкая текучесть и заразительный свинг , что выдаёт влияние на него игры Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins). По его словам, в молодости он внимательно прислушивался к игре Хилтона Джефферсона, работавшего со многими ведущими оркестрами того времени и, по мнению музыкантов, не получившего должного признания. Затем он знакомится с Коулменом Хокинсом, ставшим для Уэбстера главным примером. В те годы Уэбстер копирует звук и приёмы Хокинса с таким успехом, что порой трудно определить, кто играет. Позже, однако, Уэбстер начинает искать свою собственную манеру игры, освобождаясь от влияний Хокинса. В особенности привлекал его Джонни Ходжес , умевший иногда выдать теноровое звучание. В одном из интервью, уже после смерти Ходжеса, Уэбстер сказал:
Его ярко-индивидуальный стиль сформировался примерно к 1944 году и особенно выпукло проявился в таких пьесах, как, например «Cotton Tail»(1949) и « You’d Be So Nice to Come Home To »(1957).
Саксофонист был мастером «звуковых штрихов» и славился своим умением «из малого количества нот, извлечь много звуковых оттенков». Один из лучших исполнителей баллад в истории джаза .
Его творчество уважают и восхваляют любители и музыканты всех поколений, начиная с 30-х годов и по сегодняшний день. Игра Бена Уэбстера высоко оценивается исследователями джазовой музыки.
Трудно найти у этого тенор-саксофониста средние или неудачные записи. Почти все его диски — классика.