Книга Есфирь
- 1 year ago
- 0
- 0
Книга Есфи́рь (Эсфирь; ивр. אֶסְתֵּר Эсте́р) — книга, входящая в состав еврейской Библии ( Танаха ) и Ветхого Завета . Восьмая книга раздела Ктувим еврейской Библии. В Книге Эсфирь рассказывается о подвиге женщины, спасшей своим самоотвержением и при помощи двоюродного брата Мардохея еврейский народ от неминуемой гибели из-за происков Амана .
В православных изданиях Библии помещается между книгами Юдифи и Иова . Автор её с точностью не известен, традиционно им считается Мардохей (Мордехай) — двоюродный брат Эсфири (Эстер). Она написана на древнееврейском языке , но с примесью персидских и арамейских слов.
Хотя в еврейском тексте книги ни разу не встречается имя Бога , она всецело проникнута глубоким религиозным духом. Некоторые исследователи (Землер и другие) видели в книге Есфирь не действительную историю, а своего рода притчу или псевдоисторическую повесть; но это мнение опровергается рядом фактов, в частности, подробным описанием быта и обстановки, характера персидского царя Артаксеркса, особенностями языка, массой подлинных персидских и зендских имен .
Главной героиней книги является Есфирь — родственница и воспитанница еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах (Шушан) и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу (Ахашверошу). Когда перед царём встала проблема выбора новой жены (вместо отвергнутой им Астини (Вашти)), выбор его пал на Есфирь.
Один из придворных Артаксеркса, Аман - амаликитянин , был крайне раздражён тем, что Мардохей отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа .
Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы та заступилась перед царем за свой народ. Вопреки строгому придворному этикету , нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, девушка явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир , во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить его на той же виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в дополнение указа об истреблении евреев разослан был новый указ: о праве их противиться исполнению первого (царь объяснил это невозможностью отмены царского приказа). В силу этого указа евреи с оружием в руках восстали на защиту своей жизни и уничтожили множество врагов, а также десятерых сыновей Амана. В воспоминание об этом у евреев был установлен праздник Пурим .
Согласно многим исследователям, при определении времени написания книги Есфирь необходимо различать первоначальный текст книги и его окончательную редакцию, вошедшую в канон. Время написания первоначального текста книги ученые относят от времени правления персидского царя Артаксеркса (первая половина V века до н. э.) до маккавейского периода (II век до н. э.). В пользу ранней даты приводят языковые аргументы: значительное количество персидских и арамейских слов и выражений и отсутствие греческих заимствований. Ряд западных библеистов отстаивает датировку, согласно которой книга была написана в начале персидской эпохи. Большинство ученых считают, что окончательную форму книга получила во II веке до н. э .
Многие исследователи считают, что автор книги принадлежал к еврейской диаспоре. На основании прекрасного знания автором географии Суз и обычая празднования праздника Пурим ( , ), было сделано предположение, что автор жил в Сузах .
Книга Есфирь признавалась не всеми иудейскими общинами по крайней мере до конца I века н. э., а полемика о её каноничности продолжалась и в III веке. Значительной проблемой для сторонников ранней канонизации книги является тот факт, что книга Есфирь — единственная из книг еврейской Библии, отсутствующая среди Кумранских рукописей , что может быть связано с тем, что книга слишком поздно стала известна в Палестине, если была написана в Персии .