Побег (фильм, 1972)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Побег на рассвете» ( яп. 暁の脱走 : акацуки-но дассо ; англ. Escape at Dawn / Morning Escape ) — японский чёрно-белый фильм-драма, поставленный режиссёром в 1950 году . Кинолента создана на основе романа «Биография женщины» писателя . Этот фильм, пользовавшийся большим успехом в японском прокате 1950 года, показывает жестокость японской армии и отдельных солдат, исковерканных бесчеловечной армейской жизнью. В 1950 году на конкурсе лучших фильмов, проводившемся газетой «Токио симбун» занял первое место .
Действие разворачивается в 1945 году на фронте в центральной части Китая. В фильме рассказана трагическая история любви японского солдата Миками к китайской проститутке Харуми. Поручик Нарита, у которого Миками состоит денщиком, пытался силой овладеть Харуми, однако он ей ненавистен. Она влюблена в его денщика и однажды они сближаются. Когда их застают вместе, Миками сажают на гауптвахту, но в ту же ночь направляют в бой на отражение внезапного нападения врага. Миками будет ранен, но на помощь ему придёт Харуми, с которой они вместе попадут в плен. Мягко обращавшиеся с ним китайцы, отпустят ещё не оправившегося от ран Миками и он вернётся в своё подразделение. Здесь ему предстоит в полной мере ощутить всю неприязнь сослуживцев за своё нахождение в плену. Харуми убеждает его дезертировать из армии, и они бегут из крепости в пустыню, но там их настигает пуля поручика Нариты.
Танигути в своём фильме «Побег на рассвете» использовал ситуацию, неоднократно встречавшуюся в японских фильмах о войне времён войны — любовь японского солдата к китаянке (бирманке, филиппинке и т. д.). Но если в годы войны такая ситуация разрешалась однозначно — солдат подавлял в себе любовь к иноземке, в нём побеждало чувство долга и он шёл на новые подвиги с мыслью о своей невесте-японке, то теперь возникает иное решение. Герой «Побега на рассвете» пытается дезертировать, захватив с собой возлюбленную. Солдатам дан приказ стрелять в него, но, когда они отказываются подчиниться приказу, офицер выхватывает револьвер и убивает беглеца. Показать подобное неподчинение приказу создатели фильмов в годы войны, естественно, не могли.