Храмы Флора и Лавра
- 1 year ago
- 0
- 0
Успе́нская Святого́рская ла́вра ( укр. Свято-Успенська Святогірська лавра ) — мужской монастырь Донецкой епархии Украинской православной церкви в городе Святогорске Донецкой области . Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, в лике святых . В 2004 году получил статус лавры .
До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь , общежительная Харьковской епархии . С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии , приписана к Донецкой епархии .
Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах , в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.
Святогорский монастырь в бывшем Славяногорске над Северским Донцом берет свое начало со времен перед татарским нашествием, когда Бату-хан разрушал «мать городов русских» — Киев. Хотя первые письменные упоминания об этом монастыре датируются 1526, академик Д. И. Багалий в труде «Из прошлого Святогорского монастыря» писал: «Монастырь, или церковь, существовал еще в предмонгольский период». Первые христианские поселения, а возможно и монастырь, появились на этих горах еще до Крещения Руси, когда почитатели икон были вынуждены покидать охваченную иконоборчеством Византию и искать убежища за пределами империи. Часть из них скрывалась в Южной Италии, часть на Кавказе, а часть через Крым поднялась по Дону и Северскому Донцу. Об этом свидетельствуют древние пещерные обители по берегам этих рек и находки современных археологов.
Чтобы добраться до вершины скалы, нужно пройти более километра пещерами, которые были вырублены в меле более тысячи лет назад.
Именно в этих краях в середине IX века проповедовали хазарам православную веру Кирилл и Мефодий . О древних христианских поселениях в этой местности свидетельствует и Ипатьевская летопись , в которой говорится, что в 1111 году местные христиане встречали здесь великого князя Владимира Мономаха. В течение почти всей истории монастыря эти пещеры были убежищем для иноков во время гонений. В XIII веке христиане пытались здесь спастись от монголо-татарских орд Батыя, в XVI—XVII веках монастырь был форпостом на границе с татарской степью и католической Польшей. Именно сюда в те времена переселялась братия с увлеченной Унией Почаевской Лавры. Позже княжество Московское, которое в 1547 г. стало царством, использовало «Святые горы» для расположения в монастыре своей стражи.
Монастырь защищали с одной стороны пучины реки, а с другой — глухие леса. Это позволяло Изюмскому полку, на территории которого находился монастырь до 1764 г., успешно отражать вражеские атаки. В частности, Крымская армия пять раз (в 1664, 1679, 1680, 1691 и 1737) нападала на него, но не уничтожила. Каждый раз после нападения он возобновлялся. После вхождения Крыма в состав России в 1788 году монастырь потерял военное значение.
В 1787 году по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён , а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический . По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.
Второй раз открыт монастырь только в 1844 году. Через 15 лет началось строительство монументального Успенского собора высотой 53 м и длиной 42 м. Напротив него уже с 1851 года возвышалась Покровская церковь с колокольней, которая имела 8 колоколов. Самый большой из них весил 6354 кг. В Покровской церкви содержалась ризница, библиотека и архив монастыря. Он уже не имел старинных предметов, потому что их разворовали царские чиновники, закрывавшие монастырь в 1788 г.
В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом российского императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии .
Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев.
В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьёй в селе Борки в Харьковской губернии был устроен Спасов скит с храмом Христа Спасителя . Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).
Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор).
В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Санаторий им. Арётема.
Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (в будущем архимандрит) и четверо молодых послушников из Донецка. В том году монастырю отдали здание Успенского собора.
В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.
28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю передали находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.
9 марта 2004 года Священный синод Украинской православной церкви присвоил монастырю статус лавры .
12 июля 2008 года в Успенском соборе лавры за литургией был совершён чин прославления Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель , 11 преподобных , четверо преподобноисповедников и один Христа ради юродивый . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного синода Украинской православной церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский , был прославлен 24 августа 1995 года .
7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина) .
Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 эвакуирующихся из зоны военных действий, в том числе 300 детей .
В период вторжения России на Украину обитель стала убежищем для эвакуирующихся из зоны военных действий.
12 марта 2022 года рядом с Лаврой произошёл взрыв, от которого были выбиты окна в Успенском соборе и Покровском храме и пострадала гостиница Лавры, где на тот момент проживало несколько сот беженцев; некоторые получили ранения осколками оконного стекла . Митрополит Святогорcкий Арсений (Яковенко) сообщил, что по Лавре «был нанесён авиационный удар» («Бомба упала непосредственно рядом, возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца и Лавру с городом Святогорском.») .
4 мая российские войска обстреляли лавру снова, ранив 7 людей . 7 мая ударом российской армии был уничтожен Свято-Георгиевский скит лавры в селе Долина . 9 мая пострадал скит Иоанна Шанхайского в селе Адамовка , 12 мая — собор святых мучениц в Святогорске , 17 мая разрушен скит в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичное . 30 мая были обстреляны монашеские корпуса; погибли двое монахов и монахиня, три монаха получили ранения. Количество погибших и пострадавших мирян неизвестно . 1 июня было обстреляно главное здание Лавры . 4 июня в результате обстрелов сгорел главный храм Всехсвятского скита в селе Татьяновка . Российские власти отрицают свою причастность и обвиняют украинские войска в поджоге монастыря перед тем, как отступить . 6 июня был разрушен ведущий к Лавре мост через реку. На следующий день министр обороны России Сергей Шойгу объявил об «освобождении» Святогорска . Однако лавра, расположенная на другом берегу реки, осталась под контролем Украины. Её регулярные обстрелы продолжились .
25 сентября 2023 года Священный синод Украинской православной церкви постановил подчинить лавру митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию в статусе ставропигии .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Первые монахи выкопали храмы и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.
От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной , севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны , сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами , на которые опирается арка, где крепится иконостас.
В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалёку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.
На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко . Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом . Подобным куполом увенчан западный алтарь . Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.
Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:
Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.