Interested Article - Меншикова башня

Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х ( Ме́ншикова ба́шня ) — православный храм в Басманном районе Москвы . Был заказан в 1707 году Александром Меншиковым и построен по проекту Ивана Зарудного . С 1948-го принадлежит Антиохийскому подворью .

История

Строительство

Деревянная церковь во имя Архангела Гавриила на Поганых прудах впервые упоминается в переписи 1551 года. К 1657-му она была перестроена в камне, а через два года расширена. В 1699 году Александр Меншиков купил у Дмитриевых-Мамоновых двор в соседнем квартале на Мясницкой улице за две тысячи рублей на месте нынешнего Центрального почтамта и церковь Архангела Гавриила, стоявшая на границе этих земель, стала домовой церковью его семьи. Постепенно он расширил свои владения, и в 1701-м храм был обновлён. Однако через три года Меншиков решил построить новую церковь на месте старой. Причиной обновления послужила икона Богоматери , привезённая им из Полоцка . Считалось, что она была написана евангелистом Лукой , что подтверждала надпись на образе. По его приказу были также очищены Поганые пруды, в которые сбрасывались отходы из близлежащих мясных лавок и боен, после чего их переименовали в Чистые .

Храм строился с 1704 по 1707 год и был выполнен в стиле нарышкинского барокко . Возводила постройку артель каменотёсов из Костромы и Ярославля под руководством архитектора Ивана Зарудного. В проектировании церкви также участвовали Доменико Трезини , Г. Пандо и Б. Скала. Внутри церковь была украшена работами швейцарского скульптора Франческо Фонтана . В народе церковь прозвали Меншиковой башней, «сестрой колокольни Ивана Великого ». Башня стала самым высоким зданием в Москве. Её высота достигла 84 метров, что было на 3 метра выше Ивановской колокольни. Церковь первоначально имела пять каменных уровней: неф , квадратную башню, три нижних восьмиугольных яруса, а также два верхних восьмиугольника, сделанных из дерева. Верх башни украшал 30-метровый шпиль , увенчанный фигурой ангела с крестом в руке . В 1708 году в башню установили часы с курантами из Англии и подвесили 50 колоколов .

XVIII—XIX века

Реконструкция первоначального вида башни, выполненная Карлом Лопяло
К.-Ф. П. Бодри . Москва. Кривоколенный переулок, 1843
Меншикова башня в 1881 году. Позднее церковь со всех сторон окружили зданиями
Меншикова башня в 1900-е года.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и уехал из Москвы, забрав с собой большинство мастеров. Через год он начал строительство Ораниенбаумского дворца и так и не закончил работы над башней. Зарудный писал князю о медленном разрушении башни и настаивал на продолжении строительства. Вскоре частная ложа Меншикова в церкви была переделана в придел преподобного Сергия Радонежского .

14 июня 1723 года во время похорон священника Василия Андреева в шпиль ударила молния и начался пожар, продолжавшийся несколько часов и уничтоживший деревянные перекрытия верхнего яруса. Колокола обрушились и проломили своды церкви, придавив людей, находившихся в помещении. Удалось спасти икону Божией матери, которую после пожара перенесли в придел Введения Пресвятой Богородицы одноимённого храма в селе Семёновском. В 1726-м её перевезли в Петербург, где она пропала после ссылки Меншикова по обвинению в злоупотреблениях властью и казнокрадстве .

Полвека служба совершалась только в малых приделах — на хорах и в трапезной . Восстановление церкви началось в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова. Вместо верхнего яруса сделали новый купол в стиле барокко , окна сводов замостили кирпичом. Вазы по углам первого восьмиугольника заменили собой утраченные статуи. Шпиль и скульптура ангела так и не были восстановлены. Стены храма украсили масонскими символами и надписями . По преданию, в верхнем помещении столпа происходили собрания масонской ложи «вольных каменщиков». Церковь Архангела Гавриила неоднократно упоминается в романе Алексея Писемского «Масоны»:

Храм своими колоннами , выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, — на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение , значилось: «Дом мой — дом молитвы»…

Церковь работала только летом и использовалась как колокольня, а в остальное время службы проходили в церкви Феодора Стратилата , которая была пристроена к башне в 1806 году благодаря директору Почтамта Фёдору Ключарёву .

В изданной в 1888-м книге «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностями» сказано:

В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра .

В 1821-м башню передали почтовому ведомству и переименовали в церковь Архангела Гавриила при Почтамте. На церковные расходы ведомство выделило 2600 рублей в год серебром . В 1838—1840 годах башню отремонтировали. В 1852-м митрополит Филарет приказал уничтожить масонские знаки. Однако из-за нехватки средств они были стёрты только через десять лет . В 1872 году Почтамт прекратил финансирование церкви, посчитав излишней роскошью её содержание. После этого она стала приходской .

XX век

Церковь Архангела Гавриила на золотой памятной монете СССР 1990 года из серии «500-летие единого русского государства»

В 1928 году работники Московского почтамта написали письмо в Моссовет о ветхом состоянии башни:

Само здание приходит в ветхость и никем не ремонтируется, как исторической ценности не представляет, никто её не осматривает и существованием её не интересуется, а между тем она занимает довольно значительную площадь во дворе Почтамта, которая в связи с механизацией крайне необходима для него. Ввиду сего Почтамт просит Президиум Моссовета о закрытии церкви и о предоставлении помещения для нужд Почтамта и, если возможно, дать разрешение к сносу её .

Через два года после этого церковь закрыли .

В 1941 году башню повредила вражеская авиация . Через четыре года состоялся Поместный собор Русской православной церкви , во время которого патриархом Александром III и патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья. Для этого в начале 1948-го Московской патриархии передали храмы во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата. Открытие подворья состоялось 17 июля того же года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных церквей . Через год башню отреставрировали, восстановив главы из подлинных сохранившихся деталей. Работы проводились под руководством специалистов отдела государственной охраны памятников архитектуры Москвы .

С 1977 года церковь Архангела Гавриила возглавляет митрополит Нифон (Сайкали) . После уничтожения в 1964 году храма Спаса Преображения на Преображенской площади его иконостас перенесли в Меншикову башню, а старый иконостас через четыре года передали в Свято-Успенский собор Махачкалы , где он находился до 2000-го .

Архитектура

Меншикова башня выполнена в европейском стиле. Её стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной , скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты .

При реставрации башни после пожара её расписали изречениями: «Дом Мой — дом молитвы», «Аз есмь путь к истине и живот», «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое» и другими. Под куполом находилось Всевидящее Око , на южной стене между двумя окнами — Святая Чаша с надписью «Redemptio mundi», что значит «искупление мира». Внутри алтаря был изображён орёл, смотрящий на солнце, у жертвенника — лавровое дерево, а справа от него — лилия. Изображения и надписи были уничтожены в 1862 году .

В основании волют сохранились остатки балюстрад , прежде венчавших угловые части нижнего яруса. Над входом находятся рельефные изображения Архангелов Гавриила и Михаила , а над западным входом — композиция « Вознесение Христово ». Между рядами окон располагаются скульптурные вставки: атрибуты христианства и надписи в картушах . Оригинальной скульптурной отделки практически не сохранилось, современный декор состоит в основном из цементных копий .

Основная часть интерьера внутри башни осталась такой, какой она была при строительстве. Обходные галереи, балкон над иконостасом и выступы ложи задают многоплановость организации пространства. Стены украшают сюжетная живопись, карнизы и картуши с изображениями херувимов . В трапезной находятся кариатиды галереи и горельефные ангелы над картушами .

Примечания

  1. . Альманах «На память будущему» (2014). Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано из 21 марта 2018 года.
  2. Передача подворий автокефальным Православным Церквам // Журнал Московской Патриархии. — 1948. — № 8 . — С. 66—68 .
  3. , с. 51.
  4. , с. 142.
  5. Букин А. Любимая игрушка светлейшего князя // Наше время. — 2004. — № 214 .
  6. . Moscow.org. Дата обращения: 30 марта 2018. 27 апреля 2018 года.
  7. , с. 131.
  8. Дроздов Д. . — М. : Центрполиграф, 2013. — 428 с. — ISBN 978-5-227-04182-1 . 27 апреля 2018 года.
  9. Пятнов П. Меншикова башня – «сестра башни Ивана Великого» // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 3 . — С. 98—101 .
  10. , с. 87.
  11. , с. 206.
  12. , с. 97.
  13. , с. 144.
  14. . Вечерняя Москва (7 октября 2013). Дата обращения: 30 марта 2018. Архивировано из 28 апреля 2018 года.
  15. , с. 22.
  16. . Храмы России. Дата обращения: 30 марта 2018. 27 апреля 2018 года.
  17. , с. 209.
  18. , с. 132.
  19. , с. 36.
  20. , с. 146.
  21. . Узнай Москву. Дата обращения: 30 марта 2018. 28 апреля 2018 года.
  22. Постернак К. К вопросу об авторстве русских иконостасов эпохи барокко // Вест. правосл. Св.-Тихоновского гуманит. ун-та. Серия 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. — 2013. — № 2(11) . — С. 115—127 .
  23. , с. 53.
  24. , с. 247.
  25. , с. 249.

Литература

  • Волков О. Москва дворянских гнезд: особняки и улицы столицы на перепутьях истории. — М. : Алгоритм, 2007. — 317 с.
  • Домшлак М. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М. : Искусство, 1989. — 379 с.
  • Зодчие Москвы / под ред. Ю. Яралова. — М. : Московский рабочий, 1981. — 302 с.
  • Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. — М. : Вече, 2012. — 319 с.
  • Низовский А. Самые знаменитые усадьбы России. — М. : Вече, 2003. — 411 с.
  • Розанов Н. Церковь Архангела Гавриила в Москве, на Чистом Пруде, или Меншикова башня : Историческое исследование Н. Розанова. — М. : Тип. М. Н. Лаврова, 1877. — 40 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М. : Кром, 1994. — Т. 2. — 645 с.
  • Фочкин О. Городские легенды. — М. : Рипол Классик, 2016. — 628 с. — ISBN 978-5-386-08511-7 .
Источник —

Same as Меншикова башня