Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Святой Богородицы ( арм. Սամարղանդի Սուրբ Աստվածածին եկեղեցի ) — армянская церковь, находящаяся в узбекистанском городе Самарканд и построенная в 1903 году на средства местного армянского населения. Первым настоятелем церкви Сурб Аствацацин был священник отец Рубен Бекгульянц.
Первые армянские поселенцы появились на территории современного Узбекистана ещё в XV веке во времена Тамерлана , который перевез в Самарканд из завоеванной им Армении ремесленников. Однако для роста числа армянских переселенцев большее значение имело присоединение Центральной Азии к России в XIX веке .
Прихожан было немного, и потому молитвенный дом помещался в специально арендованном помещении. Однако уже довольно скоро армяне решили построить собственное здание и избрали для этого авторитетный попечительский совет. Но, прежде всего, требовалось получить согласие церковных властей. Самаркандцы вступили в переписку с руководством Астраханской армянской епархиальной консистории, в подчинении которой с 1894 года находились все церкви Азиатской России.
«Господину Туркестанскому Генерал-Губернатору
- Рапорт
Самаркандское городское хозяйственное управление, рассмотрев прошение попечительства постройки армянского молитвенного дома в городе Самарканде, об отводе участка земли под постройку помянутого дома, постановило отвести для этой цели за плату свободный городской участок, имеющий объем 643 кв. саж. и примыкающий к Черняевскому проспекту; назначенную за участок, в пользу городской казны, плату 3000 рублей рассрочить на 10 лет. Предоставляя копию с состоявшегося по сему делу постановления городского хозяйственного Управления и признавая с своей стороны необходимым уважить ходатайство армянского общества, имею честь покорнейше просить разрешения Вашего Высокопревосходительства на отвод этому обществу, на изложенных в постановлении условиях, городского участка земли под постройку молитвенного дома, а впоследствии, с надлежащего разрешения, и церкви.
- Военный губернатор Самаркандской области генерал-лейтенант Мединский».
Положительное решение было принято Туркестанским генерал-губернатором уже 28 июня, о чем в тот же день сообщили военному губернатору Самаркандской области. Таким образом уже в июле 1903 года попечительский совет получил все необходимые документы как самаркандских, так и ташкентских властей. В это время пришла и долгожданная бумага из Астрахани. Армянская община с огромным энтузиазмом взялась за строительство своего молитвенного дома.
К концу того же, 1903, года здание было возведено, и прихожане Армянской апостольской церкви получили возможность молиться в собственном помещении, выстроенном своими руками. Первым священником этого молитвенного дома стал, естественно, Рубен Бекгульянц, внесший наибольший вклад в осуществление проекта… Первого августа 1905 года император Николай II издал указ, третий пункт которого гласил:
«Предоставить наместнику нашему впредь до выработки нового положения об армянских церковных школах, разрешать в пределах Кавказского наместничества открывать при церквах, монастырях церковно-приходские школы на основании правил, Высочайше утвержденных 19 июля 1874 г.».
Действие документа распространялось и на церкви Азиатской России. Использовав этот указ, самаркандская армянская община сразу же приступает к строительству школы на церковной территории, которая вскоре приняла первых учеников. По официальному статистическому отчету за 1906 год в армянском приходском училище обучались уже 26 мальчиков и 30 девочек. Однако радость армян была омрачена трагическими событиями на Кавказе, которые отразились и на жизни самаркандской диаспоры. В самом начале 1906 года община в лице своего пастыря обращается в городское хозяйственное управление с просьбой об отсрочке платежа за приобретенный участок земли. Просьба армян была удовлетворена и нашла поддержку у военного губернатора Самарканда. Требовалось лишь узаконить эти документы подписью краевого начальства. Однако временно исполнявший в то время обязанности главы края Сахаров не счел просьбу армян убедительной. А вскоре этого генерала сместили со своего поста. Не мешкая, в первые весенние дни неутомимый священник Бекгульянц отправляется в Ташкент с тем же прошением к новому начальнику края Д.И.Суботичу :
В 1903 году Самаркандское армянское общество, желая построить молитвенный дом, с разрешения покойного Начальника Края Генерал - Лейтенанта Иванова, купило участок земли у города за 3000 рублей с рассрочкой платежа на десять лет. Два взноса за 1904 и 1905-й годы в сумме 600 рублей обществом уже сделаны.
«Его Высокопревосходительству Господину Туркестанскому
Генерал - Губернатору Самаркандского армянского священника Рубена Бекгульянца Прошение Постройка молитвенного дома совершалась на постепенно собираемые деньги. Но чтобы скорее докончить начатое здание, Попечительство о постройке решило занять деньги, так как рассчитывало покрыть этот заем вторичным сбором с общества. Однако это оказалось не легко. Кавказские события, т.е. армяно-татарская резня сильно отразилась и на небольшой Самаркандской армянской колонии. Почти все прихожане мои вынуждены теперь помогать своим оставшимся на родине и разорившимся родственникам. Милостивый Указ Государя Императора об открытии армянских школ вызвал у самаркандских армян желание иметь свою школу, каковая и была открыта. Расходы на родине, расходы на школу, расходы по помощь приезжающим в этот край новых разоренных от погромов армян как бы затмили пред обществом долг по постройке молитвенного дома.
- Видя, что при нынешних условиях у почти обессиленной и небольшой колонии, состоящей всего из 80 семей, невозможно сделать вторичный сбор для покрытия вышеупомянутого долга, я обратился к Самаркандскому военному губернатору с просьбой об отсрочке платежей на четыре года, т.е. до 1910 года, с которого общество вновь начнет уплачивать свой долг.
Самаркандский городской хозяйственный комитет согласился на эту отсрочку, но временно исполняющий обязанности Начальника Края Генерал - Лейтенант Сахаров не нашел нужным удовлетворить нашего ходатайства. Ныне, представляя на усмотрение Вашего Высокопревосходительства это прошение, прошу Вас принять во внимание безвыходное положение небольшой колонии и дать возможность. отсрочив долг городу, уплатить долги по постройке молитвенного дома, тем более, что город согласился уже на это и ничего не потеряет от такой комбинации. 1906 г. марта 3. Г. Ташкент.
Самаркандский армянский священник Рубен Бекгульянц»
Генерал Суботич , будучи ранее начальником Закаспийской области, имел случай ознакомиться с армянским обществом и оказать содействие асхабадским и красноводским армянам «в удовлетворении их церковных и просветительских нужд». Возможно, Р.Бекгульянц знал и о том, что генералу Д.И.Суботичу принадлежит и весьма лестный отзыв об армянах, высказанный им во время встречи с представителями национальных общин Асхабада (Ашхабада):
«Армяне всегда были культурной нацией, и я всегда относился к ним с особенным уважением, ценя в них ревностное стремление к просвещению и развитию своих культурных способностей»…
Генерал-лейтенант Суботич оказался человеком доброжелательным и поставил на прошении Бекгульянца следующую резолюцию:
« Если губернатор (Самарканда – Р.Н.) согласился, как это ходатайствовал хозяйственный комитет, то и я согласен на отсрочку».
Уже в середине марта самаркандские армяне получили желанное решение об отсрочке платежа до 1910 года. Некоторое время спустя община значительно увеличилась, упрочилось и материальное положение населения. Эти обстоятельства позволили превратить заурядный молитвенный дом в настоящую церковь – была пристроена колокольня, воздвигнут новый алтарь, проведены необходимые ремонтные работы.
Церковь святой Богородицы и приходская школа продолжали функционировать и в советское время: здесь крестили и венчали, отпевали покойных и отмечали все церковные праздники, учили детей армянской истории и культуре. О том, как выглядел этот уголок Самарканда в 1930-е годы, дает представление сохранившийся чертеж.
«Армянская территория» имела длину 50 метров и ширину 25. Кроме церкви и школы, здесь находились летняя эстрада, дом священника и комната сторожа. Весь участок был огражден забором высотой в 4,5 метра.
Последний по времени документ, связанный с историей этой церкви, сохранился в местном архиве. Принадлежит он Самаркандскому горсовету и датируется 1 августа 1939 года. Этот протокол имеет номер 33, что вызывает определенную ассоциацию: именно в этом возрасте был распят Иисус Христос. Цифра 33 оказалось роковой и для самаркандского храма. С этим уникальным по своей алогичности протоколом советских властей небезынтересно ознакомиться:
«Протокол №33 от 1.08.39 г. О закрытии Армянской церкви. Имея в виду, что в 1938 г. до момента ареста руководители общины – попа – в церковь ходили не более 10 человек, и что с момента его ареста прошло более 7 месяцев, в который срок не производится культ обрядов, поэтому Президиум Горсовета постановляет: 1. Армянскую церковь по ул. Энгельса закрыть ввиду того, что церковь не была зарегистрирована в Горсовете и община распалась. 2. Считать целесообразным помещение церкви (один зал размером до 100 кв.м.) передать под общежитие сельхоз. института. 3. Просить Верховный Совет УзССР утвердить данное решение».
С тех пор прошли десятилетия. У здания бывшей армянской церкви сменилось много хозяев и вывесок с названиями располагавшихся здесь организаций. Местным армянам не приходилось и мечтать о возрождении этого храма. Но вот распалась некогда могущественная империя. Узбекистан, как и другие входившие в неё республики, обрел суверенитет и национальную независимость.
Общение с духовными отцами после полувекового перерыва способствовало приобщению самаркандцев к жизни и традициям своей исторической Родины. Тогда же мысли о возрождении собственной церкви овладели массовым сознанием. Католикос Вазген I направил в Самарканд на постоянную службу нового священника – архимандрита Серовпэ-вардапета.
Это был сложный во всех отношениях процесс, потребовавший огромных физических и материальных затрат. И когда в него включился известный предприниматель из Ташкента, уроженец Самарканда Артур Мартиросян
, члены правления Армянского культурного центра обрели твердую уверенность в том, что церковь возродится и будет радовать горожан.
Торжественная церемония освящения и открытия церкви святой Богородицы состоялась 20 августа того же года. Армения прислала в Самарканд специальную делегацию из 70 человек во главе с архиепископом Нерсесом Позаполяном. В её составе были заместители министров иностранных дел Вардан Осканян и культуры Микаэл Стамболцян, вице – президент АН академик Гагик Саркисян, председатель Союза композиторов Армении Роберт Амирханян, ректор Ереванского университета Радик Мартиросян, священнослужители из Эчмиадзина, представители Президента Армении и её правительства, журналисты, писатели и артисты.
Весьма символическими стали слова заместителя министра культуры Армении Микаэла Стамболцяна, сказанные им после праздничных торжеств:
«Мы присутствовали при волнующем событии – открытии армянской церкви. Не сочтите за преувеличение – это событие историческое. Многие поколения самаркандских армян будут с благодарностью вспоминать день 20 августа 1995 год, день возрождения духовного дома. Дом – это одна из святынь армянина. Дом – это символ мира и благополучия, это символ безопасности. Вы построили общий дом для всех армян города, но я уверен, что он будет гостеприимным и для представителей других конфессий, всех людей, строящих свой общий дом – Самарканд, свой общий дом – Узбекистан. Армянский народ никогда не забудет и ту огромную помощь и понимание, которую он встретил у руководства города, области и республики. Такое не забывается, ибо это вписывается в историческую летопись золотыми буквами».
В августе 1995 года церковь Пресвятой Богородицы была вновь открыта благодаря помощи Мартиросяна Артура Мартуниковича.
Священник Тер-Ованнес Григорян.