Мануфактура
- 1 year ago
- 0
- 0
Мануфактура Жуи́ ( фр. Manufacture Jouy-en-Josas ), также Мануфактура Оберка́мпфа ( Manufacture Oberkampf ) — французская мануфактура по производству хлопковых и льняных набивных тканей (тканей с печатным рисунком), основанная близ Версаля в 1760 году немецким предпринимателем, рисовальщиком и гравёром Кристофом-Филиппом Оберкампфом (1738—1815). С 1783 года фабрика носила статус «королевской». В 1815 году, после кончины руководителя фабрики, производство прекратилось, однако позднее возобновилось и просуществовало до 1843 года.
Кристоф-Филипп Оберкампф происходил из лютеранской семьи потомственных красильщиков шерсти из Вюртемберга . В Базеле (Швейцария) он изучал производство « » ( les indiennes ) — тканей с печатным рисунком в подражание дорогим индийским и персидским, запрещённым к ввозу во Францию в XVII веке. Хотя в XVIII веке ввоз в страны Западной Европы красочных тканей из стран Востока, Индии, Персии и Китая, увеличился, такие ткани, зачастую выработанные вручную, были крайне дороги, и это стимулировало спрос на производство более дешёвых, местного производства.
В 1756 году поступил на работу в типографию в Мюлузе в качестве гравёра. В октябре 1758 года отправился в Париж , где работал колористом в индийских мастерских фабриканта Коттина.
В 1759 году Оберкампф предложил швейцарскому гвардейцу корпуса охраны короля Людовика XVI Антуану Герне ( Antoine Guernes ) по прозванию Таванн ( Tavannes ) объединить усилия для создания в местности близ Версаля фабрики по производству «индийских тканей». Первые образцы хлопковых тканей с печатным рисунком были выпущены 1 мая 1760 года и имели успех, который позволил Оберкампфу в 1764 году расширить фабрику. Штат мастеров и сотрудников мануфактуры к 1774 году достиг 900 человек, позднее вырос до 1200 человек. Другим компаньоном Оберкампфа в 1762—1790 годах был Сарразен де Марэ .
Набивные хлопковые ткани «жуи» (и хлопковые ткани вообще) во Франции называли « туалью » ( фр. toile — полотно, холст, парусина), а продукцию мануфактуры — «туаль де Жуи» ( фр. Toile de Jouy ), хотя «туалями», вопреки этимологии, называли в то время [ где? ] очень тонкие шёлковые ткани восточного производства. Ещё одно название, отголосок ранней истории текстильного производства во Франции, — «чинз», или « чинц » ( англ. chintz , от chīnt — пёстрый, пятнистый) — дорогостоящая индийская ткань из хлопка .
Способ декорирования тканей набойкой — печатанием красочного рисунка с деревянных форм, аналогично гравюре на дереве — зародился в раннем Средневековье. В 1770 году Оберкампф ввёл многокрасочную печать с медных форм, гибких гравированных пластин, которые можно было закрепить на цилиндрическом барабане. Сначала печатали контур, а затем, последовательно, одну за другой, нужные краски. Вскоре появилась техника «пико», или «пикотаж» ( фр. picotage — покалывание) — фон рисунка заполнялся множеством точек от печатной формы, сделанной из коротких латунных штырей наподобие щётки .
В 1797 году Оберкампф изобрёл технологию непрерывного печатания с вращающегося цилиндрического вала, на поверхности которого имелся награвированный рисунок. Такая машина за сутки могла напечатать около 5 км ткани. Это произвело подлинный переворот в текстильном производстве.
После изобретения линолеума печать стала делалаться не только с медных, но также и с кожаных пластин .
Первые туали Оберкампфа подражали чинцу в рисунках и раскраске, хотя индийский чинц всегда раскрашивался вручную с использованием дорогих натуральных красителей. Однако вскоре, благодаря насыщенному рисунку, популярными стали и монохромные ткани, которые печатались в одном основном цвете: сепии , красном, синем или оливковом. Декор строили по принципу раппорта .
С мануфактурой Жуи сотрудничали многие французские художники. В 1783 году Оберкампф привлёк к созданию оригинальных рисунков художника и гравёра Жан-Батиста Юэ , который рисовал «живые сцены» в батальном и пасторальном жанрах, «в духе возврата к природе, провозглашённом идеологами французского Просвещения» . Мотивы полотен Оберкампфа крайне разнообразны: это цветы, птицы, гирлянды, персонажи из модных романов и басен, аллегории времён года и частей света, экзотические сюжеты в китайском стиле ( шинуазри ), охота, архитектурные памятники, изображение пасторальных сцен и современных событий (к примеру, первые запуски монгольфьера ). Также на мануфактуре использовали гравюры в стиле « неогрек » по мотивам помпейских росписей .
После революции мануфактура пришла в упадок, однако после 1799 года, во времена расцвета Первой империи , когда на смену рококо пришёл стиль ампир , спрос на ткани снова вырос. Продукция этого времени отличается разнообразием рисунков и высоким качеством цветной печати.
В 1806 году Наполеон Бонапарт наградил Оберкампфа орденом Почётного легиона . В 1815 году, после кончины руководителя фабрики, производство прекратилось. Несколько позднее возобновилось и просуществовало до 1843 года .
Некоторые мотивы, разработанные на мануфактуре, и поныне используются в производстве обоев и тканей — как скрупулёзно скопированные, так и использованные в качестве отправной точки для новых рисунков. Отголоски традиционных мотивов «жуи» можно найти в фаянсовых изделиях, бумажной продукции и даже на обуви.