Interested Article - Зорхана

Борцы на зорхане

Зорхана , зурханэ , или зурхана ( азерб. zorxana , перс. زور خانه ‎, англ. zurkhaneh «дом силы» ) — вид традиционной городской спортивной арены, распространённой в Азербайджане , Иране и до недавнего времени в Ираке . В переводе с азербайджанского и персидского слово «зор» означает «сила», а слово «хана» — «дом», то есть «дом силы». До середины XX века зорхана была связана прежде всего с борьбой, и она породила похожие виды борьбы дервишей Османской Турции , харкарас Афганистана , а также ахарас (борьба земли) Индии . Всё это свидетельствует о существовании в прошлом, полемических традиций, являвшимися общими для этнически разнообразного населения широкого региона, простирающегося от Балкан до Бенгалии .

Традиции зорханы внесены от Азербайджана и Ирана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

История

Борец Мустафа Туси из Ирана держит пару булав

Самые ранние упоминания о об учениях и практике в зорханах встречаются у авторов эпохи Сефевидов . Это объясняет тесную связь зорханы с шиизмом , Так одно из помещений в Ичери-шехере города Баку представляет собой зорхана. Бакинская зорхана датируется XV веком и соединяется через подземные хода с караван-сараями, называемыми Бухари и Мултани (на пути к Девичьей башне ) . В эпоху Сефевидов пехлеваны пользовались большим уважением. Наряду с должностями государственных служащих, таких, как хезинебашы, моллабашы, мунеджимбашы, хезинедарбашы, была и должность пехлеванбаши.

Первым же западным путешественником, описавшим зорхану был Джон Шарден, который наблюдал его в 1670-е :

«Борьба является занятием людей в низшего сословия, и, вообще говоря, только людей, которые являются неплатежеспособными. Место, где они проявляют себя в борьбе, они называют Зурконе то есть, Дом сил. Они имеются в домах великих лордов, и особенно губернаторов провинций, и служат для упражнения народа. В каждом городе, кроме компаний из этих борцов для показа … Они выполняют свои упражнения, чтобы отвлечь людей».

Скамейки для отжиманий на зорхане

Спустя столетие, Карстен Нибур также описал дом сил, и ему мы обязаны первым графическим изображением, на которой показаны, сопровождающие упражнения музыкантов. Зорхана процветала в эпоху правления династии Каджаров , и своего расцвета достигла в XIX веке. Люди высшего сословия иногда также участвовали в учениях и боролись. При Насер-аль-Дин шахе ряд государственных чиновников построили себе частные зорхана.

Через какое-то время зорхана распространились по таким городам Азербайджана, как Гянджа , Шуша , Шеки , Нахичевань , Ширван , и Иранского Азербайджана , таким как Тебриз , Ардебиль , Сераб , Марага , Хой и Урмия .

Побывавший в Баку в конце XVIII века армянский автор Артемий Араратский неоднократно посещал бакинские зорхана и был очевидцем многих состязаний. В своём сочинении он дает описание ряда зорхана в Баку. В зорханах занимались джанбазы и пехлеваны. Отдельные сохранившиеся снаряды для зорхана в выставлены в Музее истории Азербайджана . Предметы эти были тяжёлыми (зорхана мили, палицы, щиты, йекбаргиры, гири) и служили для тренировок. Перед началом же состязания пехлеваны-силачи проводили в зорхана разминку, которая чаще всего проходила в сопровождении народных музыкальных инструментов . На одном из спортивных орудий масляной краской изображена схватка борцов. Этот рисунок даёт представление о том, как проходила схватка в национальной борьбе гюлеш , в какой одежде были спортсмены, какие снаряды и приемы применялись ими, какими способами пользовались борцы и т. д. Одним из наиболее ценных в этом отношении документов является рисунок побывавшего на территории современного Азербайджане европейского путешественника. По мнению специалистов, рисунок относится примерно к XVII веку . На нём воспроизведена одна из имевшихся в то время в Азербайджане зорхана .

Борцы из Азербайджана с булавами зорханы («зорхана мили») на празднике Новруз в Баку

В начале XIX века школу зорханы создал в Баку Шону Абдулла. Он посвятил искусству борьбы всю свою жизнь. В Бакинской зорхане тренировались и боролись известные пехлеваны — Мухаммед Гусейн, алтыайлыг Абдулали, Хилели пехлеван Али Гуммат, Мухаммед Ганифа, зорба Рзагулу, Джеро Сулейман. Гусейнкули Сарабский писал о борце по имени Алтыайлыг Абдулали (шестимесячный Абдулали), борьбу которого сопровождал музыкант Гаджи Зейнал Ага Керим

Закрытие Бакинской зорханы в 1893 году (где каждую ночь собиралось около трехсот зрителей) было связано с тем, что чиновники царской России , опасаясь народных выступлений, стали запрещать общественные собрания. Со временем зорханы стали терять статус школ, обучающих военным приемам. Они превратились в памятники культуры, вызывающие восхищение и по сей день. Так в разных регионах Азербайджана появилась традиция во время народных гуляний, праздника Новруз и свадеб разыгрывать спектакли зорханы .

В 2010 году , на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 15 по 19 ноября в Найроби , ритуалы пехлеванства и «зурхане» были внесены от Ирана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

В 2022 году , на заседании Межправительственного комитета ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия, проходящем с 28 ноября по 3 декабря в Рабате , пехлеванство, традиционные игры «зорхана», борьба и виды спорта были внесены от Азербайджана в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .

Помещение зорханы

Борцы на зорхане

Архитектура зорханы постоянно развивалась и продолжает развиваться и сегодня. Традиционная арена для зорханы представляла собой здание, архитектура которого напоминала общественные бани, в непосредственной близости от которых она часто и находилась. Главный зал зорханы находился чуть ниже земной поверхности, чтобы обеспечить постоянную температуру. На потолке помещения находились арки, в середине зорханы располагалась яма, глубиной в 1 м и длиной и шириной в 10 м, которая называлась суфре. Суфре засыпалась сухими травами, пеплом, мягкой землей и обновлялась через каждые несколько лет. До начала тренировок суфре орошалась водой, дабы не было пыли. Доступ к главной комнате был возможен только через низкую дверь (не выше 1,5 м.), заставлявшую каждого вошедшего сюда склоняться при входе. Это было знаком скромности гостя, проявлением уважения и почитания зорханы.

Занятия на зорхане

Тренировки в зорханах начинались с танцевальных разминок, которые устраивались для подъема боевого духа и настроения. После этого начинались игры с тяжелыми предметами, которые способствовали развитию ловкости, выдержки и координации атлетов. В конце же занятий между пехлеванами (атлетами в зорхане) шла борьба. В зависимости от характера игр в зорханах тренировалось от 20 до 25 человек. Для зрителей вокруг суфре отводились специальные места, во главе которого на высоте около метра располагался мюршюд , руководитель зорханы, над головой которого висел маленький колокольчик, которым он пользовались для определения начала и финала игры, а также для предупреждения допущенных нарушений. В зорхане присутствовал специальный человек, сардам , который сопровождал упражнения ритмической игрой на барабанах и персидской поэзией, включая стихи Саади , Хафиза , Руми , Фирдоуси , и других великих классиков. С начала XX века мюршюдами в Иране стали называться барабанщики.

В Азербайджане игры на зорхане сопровождались творчеством трио музыкантов, играющих на кяманче , зурне и нагаре . Многие из этих мелодий на долгое время забылись. Однако музыка народного танца « джанги » до сих пор открывает соревнования национальной борьбы гюлеш .

См. также

Примечания

  1. И. Васьянов. . — журнал: Физкультура и спорт, 1951. 24 января 2021 года.
  2. (англ.) . Официальный сайт ЮНЕСКО . (2010). Дата обращения: 24 марта 2023. 25 февраля 2021 года.
  3. (англ.) . Официальный сайт ЮНЕСКО . (2022). Дата обращения: 24 марта 2023. 3 декабря 2022 года.
  4. . Дата обращения: 16 августа 2010. 13 декабря 2010 года.
  5. Шарден, с. 200-1
  6. Материалы по истории Азербайджана / Редакционная коллегия: И. А. Азизбекова (ответственный автор), А. И. Гусейнов, Ф. М. Алиев, Н. А. Таирзаде, Д. Д. Гаджинский, Р. А. Мамедов. — Элм, 1968. — Т. VII. — С. 34.

Ссылки

Источник —

Same as Зорхана