Interested Article - В лодке (картина Мане)
- 2021-02-24
- 2
«В лодке» ( фр. En bateau , англ. Boating ) — картина, написанная в 1874 году французским художником Эдуаром Мане ( Édouard Manet , 1832—1883). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке ( инв. 29.100.115). Размер картины — 97,2 × 130,2 см .
История
Картина «В лодке» была написана летом 1874 года, которое Мане проводил в северо-западном пригороде Парижа Женвилье , недалеко от Аржантёя , где жил Клод Моне со своей семьёй .
Картина выставлялась на Парижском салоне 1879 года, где она была приобретена за 1500 франков коллекционером ( Victor Antoine Desfossés ). В мае 1895 года картина была куплена у Дефоссе известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем ( Paul Durand-Ruel ) за 25 000 франков, а в сентябре того же года она была продана за 55 000 франков предпринимателю и коллекционеру из Нью-Йорка Генри Осборну Хэвемайеру ( Henry Osborne Havemeyer ) и его жене ( Louisine Havemeyer ). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году согласно завещанию она была передана в коллекцию музея Метрополитен .
Описание
На картине изображены мужчина и молодая женщина, сидящие в парусной лодке. Мужчина в модном тогда канотье находится на месте рулевого у кормы, управляя рулём левой рукой, а женщина полулежит, опершись о край лодки. Композиция картины построена таким образом, что их фигуры максимально приближены к зрителю за счёт того, что передняя часть лодки осталась за пределами картины, так что видна только задняя часть лодки и небольшая часть паруса. Таким образом, у зрителя создаётся впечатление того, что он сам находится в лодке .
Позади лодки видна изумрудно-синяя вода, которая составляет фон картины. Использование светлой цветовой гаммы помогает передать свежесть и прозрачность воздуха. Картина написана в импрессионистском стиле, передающем ощущение движения, и в то же время подчёркивающем единство изображённых людей и окружающей среды .
Исследователи творчества Мане полагают, что в качестве рулевого художнику позировал его шурин Родольф Леенхофф ( Rodolphe Leenhoff ) . В то же время точно неизвестно, кто был моделью для изображённой женщины, хотя высказываются предположения, что это была Камилла Донсье ( Camille Doncieux ), первая жена Клода Моне .
Отзывы
Вскоре после появления картины «В лодке» на Салоне 1879 года французский писатель и критик Жорис Карл Гюисманс писал :
Некоторых всё ещё раздражает эта вода, такая синяя… Женщина в голубом, сидящая в лодке, передняя часть которой отсечена — как на японских гравюрах — краями картины, помещена очень выигрышно на солнце и написана весьма энергично, равно как и рулевой в белом, на фоне ещё более резкой голубизны воды.
Художница Мэри Кассат , рекомендовавшая купить эту картину для коллекции Хэвемайеров, называла её «последним словом в живописи» ( англ. the last word in painting ) .
Искусствовед Юрий Колпинский так писал об этой картине Мане :
Прекрасным примером пленэрной групповой композиции является «В лодке» (1874, Салон 1879 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Резкая кривая абриса кормы парусной лодки, сдержанная энергия движения рулевого, мечтательная грация сидящей в профиль дамы, прозрачность воздуха, ощущение свежего ветра и скользящего движения лодки образуют полную лёгкой радостности и свежести картину. Динамичный характер композиций 70-х гг. особенно наглядно выступает при сопоставлении этой работы с лучшими произведениями (в том числе пейзажами — такими, например, как « Выход из Булонского порта », 1864; Чикаго, Институт искусств ), исполненными в 60-х гг.
См. также
Примечания
- ↑ (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 30 июля 2013. 22 октября 2013 года.
- ↑ (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 30 июля 2013. 11 декабря 2013 года.
- ↑ М. Гордеева. Эдуард Мане (Великие художники, том 27). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда , 2010. — ISBN 978-5-87107-200-4 .
- Mary Mathews Gedo. Monet and His Muse: Camille Monet in the Artist's Life. — Чикаго: University of Chicago Press, 2010. — С. 148—149. — 289 с. — ISBN 978-0-22628-480-4 .
- М. И. Ткач. . — Москва: ОЛМА-ПРЕСС , 2002. — С. 214. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3 .
- Ю. Колпинский . (HTML). artyx.ru. Дата обращения: 30 июля 2013. 18 августа 2013 года.
Ссылки
- John Rewald. (PDF). The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 30 июля 2013.
- , impressionism.su
- 2021-02-24
- 2