Interested Article - Sapiens: Краткая история человечества

«Sapiens: Краткая история человечества» ( ивр. קיצור תולדות האנושות ‎) — книга профессора Юваля Ноя Харари , впервые опубликованная на иврите в Израиле в 2011 году , а на английском языке в 2014 году . Харари называет одним из основных источников вдохновения книгу « Ружья, микробы и сталь » Джареда Даймонда ( 1997 ), показавшую, что можно «задавать очень большие вопросы и отвечать на них научно».

Книга была воспринята неоднозначно. Учёные в большинстве своём отнеслись к ней скептически, однако реакция читателей на книгу была положительной.

Резюме

Работа Харари сфокусирована на истории человечества в рамках естественных наук, в частности эволюционной биологии : он рассматривает биологию как то, что устанавливает границы человеческой деятельности, а культуру — как то, что формирует происходящее в этих пределах. История — это учёт культурных изменений.

Харари исследует историю человечества от эволюции архаичных человеческих видов в каменном веке до XXI века , сосредотачиваясь на нашем собственном виде, Homo sapiens . Он делит историю сапиенса на четыре основные части:

  1. В когнитивной революции (с 70 000 года до н. э., когда у сапиенса развилось воображение).
  2. В сельскохозяйственной революции (с 12 000 года до н. э., развитие земледелия).
  3. В объединении человечества (постепенное объединение человеческих политических организаций в одну глобальную империю).
  4. В научной революции (с 1500 года н. э., возникновение объективной науки).

Главный аргумент Харари заключается в том, что сапиенс стал доминировать над миром, потому что это единственное животное, которое может гибко сотрудничать в большом количестве. Он утверждает, что доисторический сапиенс был основной причиной исчезновения других видов человека, таких как неандертальцы , наряду с многими другими представителями мегафауны . Далее он утверждает, что способность сапиенса к сотрудничеству в большой мере проистекает из его уникальной способности верить в вещи, существующие исключительно в воображении, такие как боги , нации , деньги и права человека . Харари утверждает, что все широкомасштабные системы человеческого сотрудничества, включая религии , политические структуры , торговые сети и юридические институты , обязаны своим появлением отличительной познавательной способности Сапиенса к вымыслам . Соответственно, по мнению автора книги, деньги — это система взаимного доверия, капитализм — это религия, а не только экономическая теория, а империя была самой успешной политической системой за последние 2000 лет.

Основная претензия Харари в отношении сельскохозяйственной революции заключается в том, что, хотя она способствовала росту населения для сапиенса и эволюционирующих с ним видов, таких как пшеница и корова , она заставила большинство людей (и животных) жить хуже, чем когда сапиенсы были в основном охотниками-собирателями. Насилие людей над другими животными является темой, которая проходит через всю книгу.

Говоря об объединении человечества, Харари утверждает, что на протяжении своей истории сапиенс всё больше тяготел к политической и экономической взаимозависимости. На протяжении нескольких последних веков большинство людей жили в империях, а капиталистическая глобализация по сути создаёт одну, глобальную империю. Харари утверждает, что деньги, империи и универсальные религии являются основными движущими силами этого процесса.

По мнению Харари, научная революция основана на нововведениях в европейской мысли, в результате которых элиты стали признавать и пытаться исправить свое невежество. Он рассматривает это как один из факторов европейского империализма раннего Нового времени и нынешнего сближения человеческих культур. Харари также подчеркивает отсутствие исследований истории счастья, полагая, что сегодня люди не намного счастливее, чем в прошлые эпохи. В завершении своего труда он рассматривает, как современные технологии могут вскоре завершить историю нашего вида, каким мы его знаем, поскольку они открывают генетическое редактирование, бессмертие и неорганическую жизнь : люди, используя метафору Харари, становятся богами, способными создавать виды.

Оценки

Впервые опубликованная на иврите в 2011 году, а затем на английском языке в 2014 году, книга была переведена более чем на 45 языков (по состоянию на июнь 2017 года). По состоянию на декабрь 2021 года, на сайте Goodreads книга имеет оценку 4,39 из 5 на основе 698 000 оценок и 42 000 рецензий пользователей . Книга вошла в список бестселлеров по версии The New York Times и завоевала Книжную премию Национальной библиотеки Китая за лучшую книгу, опубликованную в 2014 году . в 2015 году включило книгу в шорт-лист своей книжной премии . «Сапиенс» вошла в десятку любимых книг Билла Гейтса и понравилась Марку Цукербергу .

Британская газета The Sunday Times дал книге восторженный отзыв, назвав Sapiens «такой книгой, которая выметает паутину из вашего мозга» и «захватывающей дух» . Сиднейский таблоид The Sydney Morning Herald описал книгу Харари как «всегда увлекательную и часто провокационную» .

В 2015 году Израильский музей в Иерусалиме создал специальную временную выставку, основанную на книге, используя археологические и художественные экспонаты для демонстрации основных тем, содержащихся в книге. Выставка проходила с мая по декабрь 2015 года .

Частные мнения:

  • Рассматривая книгу в The Washington Post , эволюционный антрополог Ави Тушман указал на несколько проблем книги, но тем не менее писал, что «книга Харари важна для чтения серьёзных и рефлексирующих сапиенсов» .
  • Антрополог не нашёл в книге «серьёзного вклада в знания». Он описал это так: «…его [Харари] факты в целом верны, они не новы, и всякий раз, когда он пытается действовать самостоятельно, то часто ошибается, иногда серьёзно».
  • Холлпайк назвал книгу Харари информационно-развлекательным издательским мероприятием, предлагающим «дикую интеллектуальную поездку по ландшафту истории, усеянную сенсационными проявлениями спекуляций и заканчивающуюся леденящими кровь предсказаниями о человеческой судьбе» .
  • Научный журналист Чарльз Манн в The Wall Street Journal заключил, что «от стимулирующих, но часто необоснованных утверждений автора веет шумными обсуждениями в стенах общежитий» .
  • В обзоре книги в The Guardian философ среди других проблем пришёл к выводу, что «большая часть „Сапиенса“ чрезвычайно интересна, и мысли автора часто хорошо выражены. Однако по мере чтения привлекательные черты книги перекрываются недобросовестностью, преувеличениями и сенсационностью» .
  • Магистрант Чикагского университета Джон Секстон , пришёл к выводу, что «Книга в корне несерьёзна и не заслуживает широкого признания и внимания, которое она получает» .
  • Испанский филолог раскритиковала книгу за её трактовку испанской колонизации Америки , поместив её в контекст испанской чёрной легенды .
  • Историк Сесар Сервера указал на многочисленные исторические ошибки, отметив, что «большая часть заявлений, сделанных […] о Кортесе и Писарро , являются ложными и неполными, но, прежде всего, они выдают то, что он повторяет в книге снова и снова: что в истории нелегко отделить героев от злодеев, особенно когда большинство нынешних народов являются наследниками предполагаемых злодеев» .

Примечания

  1. (англ.) . Goodreads . Дата обращения: 4 декабря 2021. 7 февраля 2018 года.
  2. (англ.) . CGTN (24 апреля 2015). Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 марта 2016 года.
  3. Jia, Mei. (англ.) . europe.chinadaily.com.cn . China Daily (18 мая 2016). Дата обращения: 4 декабря 2021. 17 августа 2018 года.
  4. (англ.) . rsb.org.uk . Royal Society of Biology. Дата обращения: 4 декабря 2021. 4 декабря 2021 года.
  5. Gates, Bill . (англ.) . The New York Times (20 мая 2016). Дата обращения: 4 декабря 2021. 18 ноября 2021 года.
  6. Bastone, Nick. (англ.) . Business Insider (14 апреля 2019). Дата обращения: 4 декабря 2021. 3 ноября 2021 года.
  7. John Carey. (англ.) . thetimes.co.uk . The Sunday Times (7 сентября 2014). Дата обращения: 5 декабря 2021. 1 февраля 2019 года.
  8. Glyn Davis. (англ.) . The Sydney Morning Herald (22 ноября 2014). Дата обращения: 5 декабря 2021. 15 марта 2015 года.
  9. Shany Littman. (англ.) . Haaretz (15 мая 2015). Дата обращения: 5 декабря 2021. 23 ноября 2021 года.
  10. Tuschman, Avi (англ.) . The Washington Post (13 марта 2015). Дата обращения: 7 июня 2021. 8 ноября 2020 года.
  11. C. R. Hallpike. (англ.) . (декабрь 2017). Дата обращения: 5 декабря 2021. 22 июля 2021 года.
  12. Mann, Charles (англ.) . The Wall Street Journal (6 февраля 2015). — «There’s a whiff of dorm-room bull sessions about the author’s stimulating but often unsourced assertions». Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
  13. Strawson, Galen (англ.) . The Guardian (11 сентября 2014). — «Much of Sapiens is extremely interesting, and it is often well expressed. As one reads on, however, the attractive features of the book are overwhelmed by carelessness, exaggeration and sensationalism». Дата обращения: 7 июня 2021. 10 июля 2017 года.
  14. (англ.) . socialthought.uchicago.edu . University of Chicago. Дата обращения: 5 декабря 2021. 2 июня 2021 года.
  15. John Sexton. (англ.) . (Fall 2015). Дата обращения: 5 декабря 2021. 20 июня 2016 года.
  16. Vidal Arranz. (исп.) . El Norte de Castilla (2 июня 2019). Дата обращения: 5 декабря 2021. 12 июня 2019 года.
  17. César Cervera. (исп.) . (26 декабря 2020). Дата обращения: 5 декабря 2021. 26 декабря 2020 года.

Ссылки

  • РБК Стиль», 01 сентября 2016)
Источник —

Same as Sapiens: Краткая история человечества