Дюплесси-Берто, Жан
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́ Дюплесси́ ( фр. Marie Duplessis ; 15 января 1824 , Нонан-лё-Пен, департамент Орн — 5 февраля 1847 , Париж ) — известная французская модистка и куртизанка , любовница Александра Дюма (сына) , прообраз главной героини его романа « Дама с камелиями ».
Настоящее имя Роза-Альфонсина Плесси. Родилась в 1824 году в семье фермера Марэна Плесси, зарабатывающего на жизнь продажей календарей и хозяйственной мелочёвки. Переехав в Париж , во французской столице она оказалась в качестве помощницы модистки, изменила фамилию, добавив к ней частичку «дю» (что должно было указывать на дворянское происхождение; впрочем, её бабушка по материнской линии действительно была дворянкой), и имя. Непродолжительное время работала модисткой.
В 16 лет Мари стала куртизанкой. Первым, кто взял её на содержание, был владелец ресторана, имя которого не сохранилось. Его сменил герцог де Гиш, и с тех пор жизнь Мари кардинально изменилась: днём прогулки в экипаже, вечером опера или театр , а затем романтические встречи с мужчинами. Популярность Мари была так велика, что она легко могла позволить себе тратить 100 000 франков в год (для сравнения, годовая зарплата клерка составляла 1500 франков). Она соперничала с такими известными куртизанками, как Алиса Ози , Лола Монтес и . Современники описывали Мари как «очень привлекательную молодую женщину с миниатюрной фигурой и обворожительной улыбкой». Не получившая в детстве никакого образования, Мари увлеклась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой элегантной женщиной Парижа. Её салон посещали Эжен Сю , Альфред де Мюссе , Роже де Бовуар , Арсен Уссе .
Её первая встреча с Александром Дюма-сыном состоялась в сентябре 1842 года , им тогда было по восемнадцать лет. Познакомился он с ней только спустя два года. Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма. В прощальном письме он написал:
«Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно.
Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний.»
Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист , отзывавшийся о ней как о женщине исключительной доброты.
21 февраля 1846 года Мари вышла замуж в Лондоне за одного из своих поклонников — графа Эдуара Перрего. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утверждён французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней.
Несмотря на внешние атрибуты (роскошная квартира, дорогие украшения, богемный образ жизни) жизнь Мари омрачал туберкулёз — в те времена неизлечимое заболевание. Он и стал в итоге причиной её смерти.
Мари Дюплесси умерла 5 февраля 1847 года, в возрасте 23 лет. Через несколько недель после смерти все её имущество было распродано на аукционе , чтобы покрыть долги (последние 2 года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги привычным способом). В то время Александр Дюма-сын находился не во Франции, он путешествовал по Алжиру и Испании и узнал о смерти Мари только по дороге домой. Поспешив к дому Мари, он увидел объявление о распродаже имущества. В то время он не был особенно богат и из-за этого смог выкупить только золотую цепочку, которую Мари носила на шее.
Деньги, оставшиеся после уплаты долгов, по завещанию перешли племяннице Мари (дочери её сестры) с условием, чтобы она никогда не приезжала в Париж.
Похоронена на кладбище Монмартр , участок для могилы был приобретён Эдуаром Перрего.
Александр Дюма, узнав о её смерти, написал «своё лучшее стихотворение» — «Расстался с вами я…».
Мари Дюплесси была прообразом Маргариты Готье, героини романа Александра Дюма-сына « Дама с камелиями ». По этому роману была написана опера « Травиата » (композитор Джузеппе Верди, премьера состоялась в венецианском театре Ла Фениче в 1853 году), поставлены балеты « » (балетмейстер Фредерик Аштон специально для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн , 1963) и « Дама с камелиями » (хореограф Джон Ноймайер , премьера состоялась в Штутгартском театре в 1978 году).
Существуют многочисленные экранизации романа, в том числе с и Гретой Гарбо в главных ролях.
Также образ куртизанки был выведен в пьесе Лады Лузиной «Альфонсина (Дама с камелиями)».