Interested Article - Елинек, Эльфрида

Эльфри́да Е́линек ( нем. Elfriede Jelinek , род. 20 октября 1946 , Мюрццушлаг , Штирия , Австрия ) — австрийская писательница , драматург , поэтесса и литературный критик , лауреат Нобелевской премии 2004 года по литературе, лауреат премии Генриха Бёлля ( Кёльн , 1986 ), премии Георга Бюхнера ( 1998 ), премии Генриха Гейне ( 2002 ), чешской премии Франца Кафки ( 2004 ).

Биография

Эльфрида Елинек родилась 20 октября 1946 года в провинциальном австрийском городе Мюрццушлаг , земля Штирия , Австрия.

Ранние годы

Детство и юность прошли в Вене . Мать, Ольга Илона Бухнер (в замужестве Елинек, 1904—?), происходила из зажиточной католической семьи и долгое время работала бухгалтером; отец, Фридрих Елинек (1900—1969), происходил из бедной богемской семьи, был химиком, автором научных трудов, в том числе монографии «Zur Kenntnis der Brenztraubensäure» (1954). Несмотря на еврейское происхождение , отцу удалось избежать преследования со стороны национал-социалистического режима , прежде всего благодаря своей необходимой для военной экономики профессии. В 1950 годы Фридрих Елинек заболел душевным расстройством и довольно продолжительное время оставался дома под опекой семьи; он скончался в 1969 году в состоянии полной потери рассудка.

С момента заболевания отца воспитание Эльфриды полностью перешло в руки матери: Елинек посещает католический детский сад, а затем школу при монастыре (своё отношение к которой писательница позже выразила в эссе « Ходить в школу всё равно что умирать »). Кроме того, мать планирует для дочери музыкальную карьеру: в школе Эльфрида берёт уроки игры на фортепиано , флейте , гитаре , скрипке и альте . В возрасте 13 лет Елинек принимают в Венскую консерваторию, где она изучает игру на органе , фортепиано , блокфлейте и музыкальную композицию. Одновременно она заканчивает публично-правовую гимназию.

Начало литературной деятельности

После сдачи выпускных экзаменов у Елинек случается нервный срыв: она пытается несколько семестров изучать историю искусства и театра в Венском университете , однако прерывает учёбу в 1967 году из-за усиливающихся приступов страха. Целый год она проводит дома в полной изоляции. Именно в это время Елинек начинает писать. Её первые стихотворения (написанные в манере только строчными буквами, что для немецкого языка имеет довольно весомое значение) публикуются сперва в различных журналах, а затем выходит её сборник « Тени Лизы » ( Lisas Schatten ) (1967). В следующем году она заканчивает роман « буколит » ( bukolit ), который остаётся неопубликованным до 1979 года. После смерти отца Эльфрида в определённой мере освобождается от своих страхов и на некоторое время примыкает к левому движению немецкого студенчества 1960-х годов .

В 1971 году Эльфрида Елинек сдаёт экзамен по классу органа в консерватории. Её литературное развитие в эти годы происходит под влиянием Ролана Барта , которому она посвятила своё эссе « бесконечная невиновность » ( die endlose unschuldigkeit ). В 1972 Елинек переезжает жить к своему другу в Берлин , однако год спустя возвращается в Вену, где принимает активное участие в левом движении (в 1971—1991 годах Елинек является членом Коммунистической партии Австрии ), проводит ряд культурных мероприятий, и в 1974 году выходит замуж за , известного своей музыкой для фильмов Райнера Вернера Фассбиндера , хотя и работающего с середины 1970-х годов информатиком в Мюнхене . Ради мужа Елинек регулярно приезжает жить в Мюнхен.

Известность

В 1975 году для Елинек-писательницы наступает переломный момент: публикация её романа ( die liebhaberinnen ), марксистско - феминистской пародии на патриотический роман, заставляет всех говорить о новой величине в немецкоязычной литературе. В начале 1980 годов выходит её роман ( Ausgesperrten ) о неблагополучных подростках из благополучных семей, заканчивающийся шокирующей сценой массового убийства целой семьи; по роману выходит аудиопьеса, а затем его экранизирует .

1983 год ознаменован для Эльфриды Елинек первым крупным скандалом. На театральной сцене появляется спектакль «Бургтеатр», в котором поднимается тема попыток Австрии подавить в себе своё национал-социалистическое прошлое и во главу повествования ставится фигура известной тогда актрисы Паулы Вессели , бывшей соратницы Елинек по левому движению. Слава Елинек как «разоблачительницы» своей собственной страны растёт. В тот же год выходит едва ли не главный труд Эльфриды Елинек — роман , в котором и критики, и читатели тут же углядели автобиографическое значение с сильным элементом сублимации посредством текста в основе.

Следующим «возмутителем спокойствия» стал для Европы её роман ( Lust ), моментально попавший в списки бестселлеров и написанный под влиянием возросших споров феминисток на тему порнографии . Последовавшая за выходом романа театральная постановка пьесы Елинек «Места отдыха» ( Raststätte ), спровоцировавшая персональные нападки на Елинек со стороны Австрийской партии свободы (националистически-консервативного, крайне правого популистского толка) в ходе предвыборной кампании 1995 года в Австрии, вынудила писательницу отозвать все свои пьесы с театральных сцен и наложить запрет на дальнейшие постановки. После прихода Партии свободы к власти в 1999 году Елинек была одним из ведущих критиков нового правительства.

В своих поздних произведениях Елинек отходит от феминистских подтекстов своей литературы и фокусируется на социальной критике и критике Австрии в частности за неспособность преодолеть своё нацистское прошлое ( , ( Die Kinder der Toten ). Именно в этот период творчества к писательнице приходят всемирное признание и слава. В 2001 году её «Пианистка» была в весьма радикальной манере экранизирована австрийским режиссёром Михаэлем Ханеке с Изабель Юппер в роли Эрики Кохут. Фильм был единогласно признан одним из самых революционных в современном кинематографе и получил три главных приза на Каннском кинофестивале 2001 года (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль).

Апофеозом творчества Эльфриды Елинек стало объявление её в 2004 году лауреатом престижнейшей Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише» .

В России Эльфрида Елинек долгое время была представлена переводом только и своего самого знаменитого труда — . Однако сразу после вручения ей Нобелевской премии на русский были переведены все её крупные работы, в том числе несколько театральных пьес.

Библиография

Произведения, изданные на немецком языке

  • Тени Лизы / Lisas Schatten (сборник стихотворений) — Relief-Verlag Eilers, 1967
  • мы приманка, детка! / wir sind lockvögel baby! (роман) — Rowohlt, 1970
  • Михаэль. Руководство для инфантилов / Michael : ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft (роман) — Rowohlt, 1972
  • Любовницы / Die Liebhaberinnen (роман) — Rowohlt, 1975
  • буколит: аудиороман / bukolit: hörroman (роман) — Rhombus-Verlag, 1979
  • Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten (роман) — Rowohlt, 1980
  • финал: стихотворения 1966—1968 / ende: gedichte von 1966—1968 (сборник стихотворений) — Schwiftinger Galerie-Verlag, 1980
  • Бесконечная невиновность / Die endlose Unschuldigkeit (проза, пьесы, эссе) — Schwiftinger Galerie-Verlag, 1980
  • Что случилось после того, как Нора ушла от мужа / Was geschah, nachdem Nora ihren Mann verlassen hatte oder Stützen der Gesellschaften (пьеса) — Sessler, 1980
  • Пианистка / Die Klavierspielerin (роман) — Rowohlt, 1983
  • Театральные пьесы (с послесловием Уте Нюссен) / Theaterstücke (mit ein Nachwort von Ute Nyssen) (пьесы) — Prometh-Verlag, 1984
  • О глухомань, защити от неё / Oh Wildnis, oh Schutz vor ihr (проза) — Rowohlt, 1985
  • Заболевание, или Современные женщины / Krankheit oder moderne Frauen — Prometh-Verlag, 1987
  • Похоть / Lust (роман) — Rowohlt, 1989
  • Облака. Дом / Wolken. Heim (пьеса) — Steidl, 1990
  • Изабель Юппер в «Малине»: киносценарий / Isabelle Huppert in Malina: ein Filmbuch (киносценарий)- Suhrkamp, 1991
  • Гора Тотенау / Totenauberg (пьеса) — Rowohlt, 1991
  • Театральные пьесы / Theaterstücke (пьесы) — Rowohlt, 1992
  • Дети мёртвых / Die Kinder der Toten (роман) — Rowohlt, 1995
  • Буря и принуждение: письмо как борьба полов / Sturm und Zwang : Schreiben als Geschlechterkampf (совм. с Юттой Хайнрих, Адольфом-Эрнстом Мейером, эссе) — Klein, 1995
  • Привал, или Этим все занимаются / Stecken, Stab und Stangl: Raststätte (und andere) neue Theaterstücke (пьесы) — Rowohlt, 1997
  • Спортивная пьеса / Ein Sportstück (пьеса) — Rowohlt, 1998
  • он как не он / er nicht als er (пьеса) — Suhrkamp, 1998
  • Ничего страшного: маленькая трилогия смерти / Macht nichts: eine kleine Trilogie des Todes (пьесы) — Rowohlt-Taschenbuch-Verlag, 1999
  • Алчность: развлекательный роман / Gier: ein Unterhaltungsroman (роман) — Rowohlt, 2000
  • Прощай: 3 маленькие драмы / Das Lebewohl: 3 kl. Dramen (пьесы) — Berlin-Verlag, 2000
  • В Альпах: три драмы / In den Alpen: drei Dramen (пьесы) — Berlin-Verlag, 2002
  • Смерть и девушка I—V: драмы принцесс / Der Tod und das Mädchen I—V: Prinzessinnendramen (пьесы) — Berliner Taschenbuch-Verlag, 2003
  • Бэмбилэнд; Вавилон: два театральных текста / Bambiland; Babel: zwei Theatertexte (пьесы) — Rowohlt, 2004
  • Золото Рейна. театральное эссе / rein GOLD. ein bühnenessay — Rowohlt, Reinbek bei Hamburg, 2013

Произведения, изданные на русском языке

  • Любовницы / Die Liebhaberinnen — Симпозиум, 1996
  • Пианистка / Die Klavierspielerin — Симпозиум, 2001
  • Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten — Симпозиум, 2005
  • Алчность / Gier — Амфора, 2005
  • Похоть / Lust — Симпозиум, 2006
  • Дети мёртвых / Die Kinder der Toten — Амфора, 2006
  • Михаэль. Руководство для инфантильных мальчиков и девочек / Michael. Ein Jugendbuch für die Infantilgesellschaft — Амфора, 2006
  • Клара Ш. / Clara S. — Митин Журнал, Kolonna Publications, 2006
  • Дикость. О! Дикая природа! Берегись! / Oh Wildnis, oh Schutz vor ihr — Амфора, 2007
  • Мы пестрые бабочки, детка! / Wir sind lockvögel baby! — Амфора, 2007
  • Бембиленд. Вавилон / Bambiland; Babel: zwei Theatertexte — АСТ, Астрель, 2008
  • Тотенауберг — Гора мертвецов / Totenauberg — АСТ, Астрель, 2009
  • Предание смерти / Ein Sportstück — АСТ, Астрель, 2009
  • Болезнь, или Современные женщины / Krankheit oder moderne Frauen — АСТ, Астрель, 2009
  • Посох, палка и палач / Stecken, Stab und Stangl — АСТ, Астрель, 2010
  • Смысл безразличен. Тело бесцельно. Сборник эссе / по-немецки не публиковался — Симпозиум, 2010
  • Чисто рейнское ЗОЛОТО / rein GOLD — АСТ, 2016

Общественная деятельность

В 2016 году подписала письмо с призывом к Greenpeace , Организации Объединённых Наций и правительствам всего мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами ( ГМО ) .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #119001802 // (нем.) — 2012—2016.
  2. . Дата обращения: 2 октября 2017. 28 апреля 2021 года.
  3. . Дата обращения: 30 июня 2016. 29 июня 2016 года.
  4. . Дата обращения: 30 июня 2016. 7 июля 2016 года.
  5. . Дата обращения: 30 июня 2016. 2 сентября 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Елинек, Эльфрида