Interested Article - Овчаренко, Виктор Иванович (философ)

Ви́ктор Ива́нович Овчаре́нко ( 5 февраля 1943 , Мелекесс , Ульяновская область 5 мая 2009 , Москва ) — советский и российский философ , социолог , историк и психолог . Доктор философских наук (1996), профессор (1997), действительный член РАЕН (1997), академик Академии гуманитарных исследований (1998), академик Академии педагогических и социальных наук (2000), почётный член Русского психоаналитического общества (1995). Член редколлегий журналов «Вестник психоанализа», «Психоаналитический вестник» и др. Основатель (совместно с В. С. Стёпиным ) Минской философской школы «Гуманитарная энциклопедия». Один из создателей современной белорусской социологии. Автор монографий, научных и научно-популярных книг и статей в энциклопедических изданиях, посвященных психоанализу , социологии и современной философии .

Биография

Окончил исторический факультет Белорусского государственного университета ( 1969 ) и аспирантуру кафедры философии БГУ ( 1972 ). В 1972 1982 — преподаватель, затем старший преподаватель и доцент кафедры философии БГУ. Окончил Институты повышения квалификации (ИПК) при Белорусском государственном университете ( 1975 ) и при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова ( 1979 ). В 1982 1983 — доцент кафедры философии Института повышения квалификации (ИПК) при БГУ. В 1983 1987 — доцент кафедры философии ИПК при МГУ. С 1987 — доцент, с 1995 профессор кафедры философии Московского государственного лингвистического университета . Кандидатская диссертация — «Критический анализ теории личности З.Фрейда » ( 1974 , БГУ). Докторская диссертация — «Генезис, основания, формы и тенденции развития социологического психологизма как явления социальной мысли» ( 1995 , МГУ).

Основные результаты исследований В. И. Овчаренко связаны с изучением социологического психологизма, проблем личности и межличностных отношений, содержания и моделей психики ; истории, теории и методологии психоанализа и постфрейдизма; человеческого измерения истории, отчуждения , гуманизма; истории философии, социологии и психологии; метафилософии, методики преподавания философии и др. Показал, что одним из первых общественнозначимых результатов систематической философской деятельности в Древнем мире стало создание западных и восточных версий концептуального гуманизма . Осуществил философское исследование парадигм, идей, теорий, методологии, методов, моделей и течений классической и современной социальной мысли.

В 1990 опубликовал основы концепции социологического психологизма — отрасли знания и междисциплинарного плюралистического направления социальной мысли, принимающего в качестве предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов, действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов.

В 1993 инициировал начало кампании за возвращение в Россию подлинников и копий документов и материалов по истории российского психоанализа и психоаналитического движения из заграничных архивов и собраний.

В 1994 опубликовал «Психоаналитический глоссарий » — первое русскоязычное издание словаря-справочника по психоанализу , содержащее систематизированную информацию об истории психоанализа, его идеях и лидерах, терминологии, документальной базе, классических и современных направлениях, школах и теориях психоаналитической ориентации. Выделил три основных этапа развития классического психоанализа: 1) Клинический (1896—1905), 2) Психологический (1905—1913) и 3) Метафизический (1913—1939).

В 1996 предложил первую научную периодизацию истории российского психоанализа и психоаналитического движения. Совместно с В. М. Лейбиным опубликовал двухтомную « Антологию российского психоанализа» ( 1999 ), в которой впервые даётся целостное, систематизированное многомерное представление о столетней истории существования и развития психоаналитических идей в России.

Опубликовал более 700 биографий отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, психоаналитиков и др. Ввёл в оборот категории « социологический психологизм », « понятийно-проблемные комплексы », «понятийно-проблемные ассоциации», «латентная и контактная Всемирная история», « дисперсионная рациональная среда », « дисперсионная психоаналитическая среда », «мультибазисность человека», «этика рациональной корректности» и др. В общей сложности опубликовал около 1500 научных статей в философских, психологических, психоаналитических, социологических энциклопедиях, словарях, справочниках, профессиональных отечественных и зарубежных журналах.

5 мая 2009 года скоропостижно скончался в Москве .

Основные идеи и понятия

Этика рациональной корректности

Этика рациональной корректности — универсальная система нравственных императивов целесообразного и разумного человеческого бытия, соразмерная всему сущему как единой всеобщности. Идея, понятие и концепция введены в оборот Виктором Овчаренко.

В качестве теоретической и практической модели осознания и решения проблем выживания, достойной жизни людей и гармоничного развития, этика рациональной корректности принимает в качестве своей основы и фундаментальной нормы человеческой жизнедеятельности принцип корректного отношения ко всему сущему.

Основные измерения этой многомерной этики как формы и нормы сознания , самосознания и регулирующих правил (принципов, требований и норм) целенаправленной деятельности фиксируют, обусловливают и направляют: отношение человека к человеку и самому себе, его отношение к различным группам, обществу и государству, отношение к искусственной среде и культуре (то есть результатам и продуктам материальной и духовной деятельности людей) и отношение к живой и неживой природе (преимущественно к конкретной экологической сфере); отношение групп, общества и государства к человеку и природе (космического, планетарного и регионального масштаба), взаимоотношения групп, отношение общества к государству и государства к обществу и систему взаимоотношений и взаимодействий государств, обществ и народов.

Принцип корректного отношения ко всему сущему как максима предполагает необходимость всеобщего осознанного и целенаправленного системного культивирования лучших человеческих свойств и качеств, уважительного и доброжелательного отношения к наличествующему и социально значимой трансляции образцов соответствующего нравственного поведения людей.

В роли импульса и базиса этики рациональной корректности выступают позитивный и негативный исторический опыт человечества, интеллектуальный потенциал и разумность, нравственные ценности и гуманистические ориентации людей, достижения науки , технологии, техники и содержание предметной направленности философии на мироздание, человека и общество.

Латентная и контактная Всемирная история

Латентная и контактная Всемирная история (от лат. Latentis — «скрытый» и лат. Contactus — «соприкосновение») — основные периоды Всемирного исторического процесса , выделяемые по основанию знания и осознания себя человечеством как единой планетарной социальной всеобщности.

Латентная всемирная история хронологически охватывает период от формирования вида Homo sapiens до эпохи Великих географических и этнографических открытий (сер. XV — сер. XVII вв., когда путешественники открывали различные народы и расы, о существовании которых не подозревали) и характеризуется неявной формой Всемирного исторического процесса, обусловленной относительно автономным существованием значительной части этносов .

Эпоха Великих географических и этнографических открытий явилась фазовым переходом от латентной к контактной Всемирной истории.

Контактная всемирная история хронологически охватывает период от середины XVII в. до настоящего времени и характеризуется явной, открытой формой Всемирного исторического процесса.

Отличительными особенностями контактной всемирной истории являются постоянное и быстрое повышение уровня знания и осознания себя людьми в единстве и многообразии своего рода, постоянное возрастание количества разнообразных контактов между индивидами, группами и государствами (на основе стремительного прогресса средств связи и транспорта, либерализации и демократизации жизнедеятельности людей), миграция , активная метизация , создание ряда Всемирных организаций и международного права .

Дисперсионная рациональная среда

Дисперсионная рациональная среда (от лат. Dispersus — «рассеянный, рассыпанный» и лат. Ratio — «разум») — совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания , включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального ( философского и научного ) познания и некоторые представления об их социальных, культурных , технологических и технических следствиях, которые существуют во фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности.

В значительной части дисперсионная рациональная среда включает в себя знания , бывшие когда-то высшими достижениями рационального познания (например, представления о шарообразности Земли , её вращении, месте в планетарной системе и Галактике ; сведения о фундаментальных законах природы и атомном строении вещества , знания о возможности полётов аппаратов тяжелее воздуха, передачи звука и изображения на большие расстояния; представления об эволюционном развитии человека , сведения о рефлексах , бессознательном психическом, комплексах , представления о движущих силах, формах и векторе общественного развития и т. д.) .

Дисперсионная психоаналитическая среда

Дисперсионная психоаналитическая среда(от лат. Dispersus — «рассеянный, рассыпанный») — специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психоаналитических учений как некой повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда является одним из фрагментов современной дисперсионной рациональной среды и играет существенную роль в усвоении и развитии комплекса психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей и представлений .

Понятийно-проблемные комплексы

Понятийно-проблемные комплексы — совокупность различных традиционных и инновационных понятий и категорий , связанных общим назначением, ориентированным на фиксацию, всестороннее исследование, осмысление и познание определенной проблемы , конкретного предмета (вещи), процесса или явления .

Понятийно-проблемные комплексы создаются и трансформируются преимущественно в начальных фазисах познавательного процесса . В дальнейшем они образуют понятийно-проблемные ассоциации , которые в свою очередь репродуцируют и репрезентируют себя (как правило, частично) в соответствующих категориально-понятийных рядах, обладающих разной степенью сопряжённости .

Социологический психологизм

Социологический психологизм — плюралистическое направление социологии , принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных , групповых и индивидуальных психических факторов.

В процессе создания социологии и формирования общих представлений о её предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т. д. под влиянием уже имевшихся трёх основных версий и моделей организации социологического знания: физикалистской ( О.Конт ), биологистской ( Г.Спенсер ) и философистской ( К.Маркс , Ф.Энгельс ), а также социальной философии , психологии и антропологии , постепенно сложилась обновленческая альтернатива, ориентированная на исследование различного рода психических факторов, влияющих на социальные действия и взаимодействия личностей , групп , обществ и государств .

С учётом основного метода исследования и доминирующих компонентов содержания данную версию и модель социологии (обычно обозначаемые как психологическая школа в социологии, психологизм в социологии, психологические идеи в социологии, психологическая социология, школа психологизма в социологии, психологическое направление в социологии и т. д.), более правомерно квалифицировать как социологический психологизм .

Эволюция социологического психологизма характеризуется наличием разнокачественных состояний, являющих собой три основных этапа его развития : 1) Создание и становление, 2) Утверждение, конституирование и институализация, 3) Формирование социологического неопсихологизма.

На этапе создания и становления, происходившем преимущественно на региональном уровне ( Л.Гумплович , Г.Тард , Г.Лебон , Л.Уорд , , и др.), были определены его основные проблемные поля, разработаны понятийно-проблемные комплексы и собственный категориально-понятийный аппарат, созданы и отсепарированы различные теории.

На этапе утверждения и конституирования основными разновидностями социологического психологизма являются: бихевиористская и необихевиористская социология ( Дж. Уотсон , и др.), фрейдистская социология, индивидуальная и аналитическая психосоциология ( А.Адлер , К.Юнг ), психосоциология ( В.Райх ), неофрейдистская социология ( Э.Фромм , К.Хорни и др.), социометрия ( Дж. Морено ), психосоциология человеческих отношений ( и др.) и др., сформировавшиеся под определяющим воздействием разнообразных ориентаций бихевиористского , фрейдистского и персонологического толка, а также идей влиятельных философий нашего времени (от прагматизма и экзистенциализма до неомарксизма включительно).

Этап формирования социологического неопсихологизма как современной формы социологического психологизма, при сохранении метода и основного содержания, характеризуется усилением его философских, психологических и антропологических компонентов, оперативной адаптацией пограничных идей и концепций, активным использованием феноменологической и этнометодологической социологии, структурного функционализма , экзистенциального психоанализа, экзистенциального анализа, , трансакционного анализа , медицинской антропологии , психосоматики , психоистории и др.

Сопряжённые процессы освоения новых проблемных полей, концептуально-методологические новации, расширение категориально-понятийного аппарата при относительной стабилизации его на основе психоаналитических ориентаций и соответствующего им глоссария обеспечили трансформацию социологического психологизма в социологический неопсихологизм ( Э.Эриксон , , , и др.), являющийся интегральной формой и одним из ведущих направлений современной теоретической социологии.

Понятие, определение и концепция социологического психологизма введены в оборот Виктором Овчаренко .

Примечания

  1. . Дата обращения: 19 января 2010. 20 декабря 2011 года.
  2. Дата обращения: 6 декабря 2008. 5 февраля 2009 года.
  3. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 19-05-2013 [3907 дней])
  4. Швейцер А. Культура и этика. М.: «Прогресс», 1973.
  5. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
  6. Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001, с. 240.
  7. Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001, с. 239.
  8. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
  9. Овчаренко В. И., Грицанов А. А. Социологический психологизм: Критический анализ. — М.: Мысль, 1990.

Основные труды

  • «Психоаналитический глоссарий» (1994)
  • «Социологический психологизм. Критический анализ» (1990, совм. с А. А. Грицановым)
  • «Человек и отчуждение» (1991, совм. с А. А. Грицановым)
  • «История социологии» (1993 и 1997, в соавт.)
  • «Философская и социальная антропология» (1997, в соавт.)
  • «Психоаналитическая литература в России» (1998, совм. с В. М. Лейбиным )
  • «Психоанализ. Популярная энциклопедия» (1998, в соавт.)
  • «Антология российского психоанализа» (1999, в двух томах, совм. с В. М. Лейбиным )
  • «Новейший философский словарь» (1999 и 2001, в соавт.)
  • «Современная западная философия» (2000, в соавт.)
  • (2000)
  • (2000)
  • «Всемирная энциклопедия. Философия» (2001, в соавт.)
  • от 4 декабря 2008 на Wayback Machine (2001, в соавт.)
  • от 8 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней]) (2002, в соавт.)
  • «Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия» (2002, в соавт.)
  • «Всемирная энциклопедия. Философия. XX век» (2002, в соавт.)
  • (2003)
  • (2003)
  • от 5 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней]) (2003, в соавт.)
  • от 16 декабря 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней]) (2003, в соавт.)
  • «История психологии в лицах. Персоналии» (2005, в соавт.)
  • (2006, в девятнадцати томах)
  • от 24 января 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней]) (2007, в соавт.)
  • от 8 марта 2013 на Wayback Machine (2008, в трёх томах)
  • «Психоанализ. Новейшая энциклопедия» (2009, глав. ред.)

Избранные статьи

  • Овчаренко В. И. Проблемы межличностных отношений и психология масс в теории личности З.Фрейда // , Сер. 3, 1973, № 1, с. 41—46.
  • Овчаренко В. И. Проблема личности в психоанализе З.Фрейда // , Сер. общ. наук, 1973, № 2, с. 31—41.
  • Овчаренко В. И. О некоторых возможностях развития концепции «защитных механизмов» личности // Педагогические аспекты социальной психологии. Мн., 1978, с. 37—39.
  • Овчаренко В. И. К вопросу о психоаналитической модели психики // Философские науки , 1980, № 4, с. 149—153.
  • Овчаренко В. И. Проблема морали в неофрейдизме // Вестник БГУ. Сер. 3, 1980, c. 30—33.
  • Овчаренко В. И. (недоступная ссылка) // , 1992, № 2, с. 64—69.
  • Овчаренко В. И. Первая волна российского психоанализа // Российский психоаналитический вестник, 1993—1994, № 3—4, с. 32—38.
  • Овчаренко В. И. // Логос , 1994, № 5, с. 239—256.
  • Овчаренко В. И. // Архетип, 1996, № 3—4, с. 145—150.
  • Овчаренко В. И. // Вопросы психологии , 1998, № 5, с. 114—119.
  • Овчаренко В. И. // Вопросы философии , 2000, № 10.
  • Овчаренко В. И. // , 2001, № 2, с. 81—86.
  • Овчаренко В. И. / Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти проф. А. И. Белкина. М., 2004, с. 270—272.
  • Овчаренко В. И. / Материалы Всероссийской психоаналитической конференции «Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире: психоаналитические концепции». М., 2006, с. 63—65.
  • Овчаренко В. И. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // Вестник МГЛУ. Психологические науки. — М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. — Вып. 7 (586). Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. — С. 9-15.

Ссылки

  • от 5 февраля 2009 на Wayback Machine
  • от 27 августа 2011 на Wayback Machine
  • от 2 октября 2011 на Wayback Machine
  • [mirslovarei.com/content_fil/OVCHARENKO-VIKTOR-IVANOVICH-R-V-1943-1543.html Мир словарей. Философский словарь ]
  • от 6 мая 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 19-05-2013 [3907 дней] — )
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2785 дней])
  • (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 19-05-2013 [3907 дней] — )
Источник —

Same as Овчаренко, Виктор Иванович (философ)