Соната для фортепиано № 6 (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Концепция культуры А. Крёбера ( англ. Kroeber's Theory of Culture ) – совокупность аспектов, выдвигаемых Алфредом Крёбером для рассмотрения понятия культура : определение понятия , целостное определение природы культуры, обоснование необходимости изучения разных культур, характеристика базовых элементов культуры.
Алфред Крёбер – крупнейший американский антрополог , культуролог и этнолог начала XX века. Член национальной академии наук США и профессор калифорнийского университета Беркли . Научная деятельность была довольно разнообразной, однако интерес к антропологии был главным в научной деятельности. Антропология для Крёбера отождествляется с изучением истории и явлений культуры, поэтому рассмотрение понятия культуры и разных его аспектов занимает большую часть его научных трудов.
Масштабную попытку дать определение культуре Крёбер предпринял в книге «Культура: критический обзор понятий и определений», написанной в 1952 году в соавторстве с К. Клакхоном . Согласно определению авторов, культура описывается как «абстракция человеческого поведения, но не само поведение ». Культуру нельзя назвать поведением, так как этим аспектом занимается психология , и приравнивание культуры только лишь к поведению невозможно, так как это лишает антропологического подхода к её изучению. Культура является абстракцией , но вполне реальной, имеющей систему элементов, сцепленных определенным способом и образующих целостность, определенную модель, образец, тип. Подход Крёбера к определению понятия культуры получил широкую известность в 1940-е.
Крёбер предполагал такой подход к культуре, как к особому, сверхорганическому уровню реальности. Такой подход к культуре был изложен в статье «Сверхорганическое» , опубликованной в 1917 году. По Крёберу, сверхорганический уровень – это уровень вне реальности, самостоятельная область, так как отличен от органического и неорганического миров и не может с ними отождествляться. Объяснение причин тех или иных культурных явлений следует находить в других культурных явлениях, а не пользоваться анализом явлений низшего порядка (органические и неорганические уровни). Впрочем, немного позже, в 1950-х, Крёбер «модифицировал» такое разграничение: общество наряду с культурой теперь находилось на сверхорганическом уровне.
Крёбер считал, что, если культура – сверхорганическое явление, и она представляет собой особенную реальность с собственными законами развития, то и метод её изучения должен быть принципиально другим. Под ним он понимал исторический подход к изучению и понятию культуры, и к антропологии как области в целом. Этот подход заключается не в детальном и индивидуальном рассмотрении каждой культуры, а в целостном историческом контексте каждой культуры. Однако это также не значит, что на развитие той или иной культуры нужно смотреть с точки зрения истории с целью обобщения.
Культура по Крёберу не может быть разделена на так называемые высшие и низшие культуры: все культуры взаимосвязаны и лишь сменяют друг друга на протяжении человеческой истории. Как писал автор в книге «Антропология» (1948), процессы в каждом каком-либо культурном явлении отличаются взаимовлиянием и взаимодействием, поэтому такая взаимосвязь процессов внутри культуры и всех культур в целом и есть характерная особенность культуры.
К особенностям культуры относится и вопрос о пиках расцвета культур. Так, Крёбер выделял две черты, касающиеся каждой культуры. Первая особенность состоит в том, что каждая культура на протяжении своего существования проходит одинаковые фазы: возникновение, расцвет и упадок. Вторая характерная черта – тенденция достижения высших ценностей и достижений за короткий период времени. Из этих утверждений законно следует ряд методологических задач, которые Крёбер представил в виде вопросов: какова длительность развития культуры; может ли одна и та же культура пройти две фазы развития; в какой период фазы развития наступает расцвет культуры; какими именно причинами вызываются изменения в культуре.
Другой специфической чертой является понятие стиля, присущее каждой культуре. Крёбер на ранней стадии своей работы определил для себя понятие культуры как нечто целостное, обладающее своими ценностями и законами. Вследствие такого обозначения появилось, в свою очередь, понятие стиля: это уникальный почерк каждой культуры; те особенности и та доминантная идея (совокупность ценностей и достижений), определяющие уникальность отдельно взятой культуры. А.Крёбер убеждён, что именно стиль является определяющим элементом единства той или иной культуры.
Культурный ареал Крёбер рассматривал как географически ограниченное пространство, где проявляется тот или иной вид культур (это понятие учёный всё же считал относительным). Рассматривая вопрос взаимосвязи культуры и среды, Крёбер утверждал, что, так как культура сверхорганична и не может рассматриваться по законам низшим (географические и социальные процессы), то связь между культурой и средой только территориальная. Среда не производит культуру, не может повлиять на её развитие больше, чем ограничение с точки зрения территории, она может лишь стабилизировать её и способствовать более плавному развитию. Так, если некоторые культурные элементы переходят из одного культурного ареала в другой, они адаптируется не к среде, а к той целостной культуре, что уже существует в этом другом ареале.