Interested Article - Права женщин в Иране


- 2021-05-22
- 1
Права женщин в Иране — комплекс исследований о положении женщины в иранском обществе , а также система правил и норм, регулирующих взаимодействие женщины с социальными институтами. Традиционно доминантная роль в иранском обществе отводится мужчине, патриархат , как часть исламской религии поддерживается в современном Иране на государственном уровне. В настоящее время Иран занимает 137 место из 164 стран по индексу равенства по половому признаку .
История
Доисламская эпоха

Во время археологических раскопок в останках древнего персидского города Шахри-Сухте , было выявлено, что персидские женщины VI—III века до нашей эры обладали высоким общественным и хозяйственным статусом, в частности 90 % из найденных могил оказались женскими . В древнем царстве женщины составляли 60 % населения города, они были ответственны за хозяйственное и административное управление и главенствовали в торговле . Из исследований можно сделать предположение, что в обществе Шахри-Сухте женщины обладали высшим общественным статусом . При этом древний город не был исключением на ближнем востоке, так как женское господство или равноправие было широко распространено в эпоху ведизма на севере Индии, при этом учение авесты утверждает, что женщина должна быть покорной перед мужем, но это ни в коем случае не давало мужчине право подавлять её личность и право на выбор .
В державе Ахеменидов в Персеполе женщины делились условно на 3 группы: «муту», «ирти» и «дуксис» , первыми назывались все женщины из простолюдинов, вторые — «ирти», являлись незамужними девушками из числа знатных родов и «дуксис» — замужние. Последние обладали наивысшем положением среди женщин в обществе. По летописям становится ясно, что знатные женщины много путешествовали и даже возводили собственные дворы . Царица и её фрейлины устраивали спортивные соревнования по поло против короля и его придворных . Фактически наибольшей властью могла быть наделена мать царя, однако она не могла сама выбирать наследника трона . Сведения относительно того, каким положением обладали женщины незнатного рода, отсутствуют, но известно, что они могли отличаться в зависимости от вида деятельности самой женщины или её мужа/семьи. В царстве практически все виды занятости были разделены на женские и мужские, за редкими исключениями. Если в одной работе были задействованы и мужчины и женщины, вторые получали немного меньшую зарплату, хотя встречались случаи, когда меньшую зарплату получал мужчина. В царстве работали женщины руководители и специалисты, чей статус напрямую зависел от знаний и опыта. Самой престижной и высокооплачиваемой профессией для женщины считалась «арашшара» (великий начальник), которая руководила большими группами из женщин, детей или даже мужчин. Её зарплата была одной из лучших в царстве . Высоким почётом пользовались беременные женщины и женщины с маленькими детьми.
Известно, что в империи Сасанидов несколько лет правила Борандохт , дочь Хосрова II Парвиза , также во время войны с Римлянами многие персидские женщины сражались наравне с мужчинами . Женщины изображались на многих персидских миниатюрах и живописи . По ним можно определить, какая одежда была в моде у женщин в разные временные периоды . В битве при Ктесифоне среди римских солдат юные персидские девы считались лучшими трофеями .
-
Женщина-придворный музыкант в эпоху Сасанидов
-
Изображение персидской женщины на фреске эпохи Сасанидов
-
Золотая чаша с изображениями пяти женщин из знатного рода.
-
Глиняный сосуд с изображением женщины
-
Серебряный сосуд с изображением полуобнажённой женщины
-
Женщина и мужчина с лошадьми. Золото
-
Серебряный портрет женщины с сосудом- ритоном в виде головы быка
Исламская эпоха
После арабского вторжения в VII веке империя Сасанидов пала. В течение восьми веков вплоть до образования Персидской монархии территория бывшей империи была ареной кровавых междоусобиц между господствующими арабскими кланами, а позже тюркскими и могольскими захватчиками, пришедшими с востока. В этот временной период мало источников, рассказывающих что-либо о женщинах в персидском обществе. Известно, что в ранний исламский период в литературе присутствуют женщины-мусульманки благородного происхождения. Также женщины обладали широкими общественными и политическими правами, которым им предоставили могольские завоеватели. Женщины в эпоху Тимуридов принимали активное участие в политической жизни, присутствовали на светских праздниках и даже могли быть архитекторами. Многие женщины-дворяне обладали огромной властью в кругу своих кланов и могли влиять на их решения и даже судьбу .

Известно, что персидские танцовщицы высоко ценились в китайской династии Тан , часто они исполняли танцы для клиентов. Персидских танцовщиц воспевали в своих стихах многие китайские поэты. Особенно высоко ценились девушки со светлыми волосами и глазами. Китайские правители могли держать персидских женщин в своих гаремах. Известны случаи, когда в эпоху пяти династий и десяти царств китайские монархи женились на персидских танцовщицах. Со временем название персидская женщина (波斯婦) изменило свой смысл и стало обозначать любую женщину-иностранку недальневосточного происхождения .
В эпоху правления Сафавидов в XVI—XVIII веках среди дворянства образуется практика затворничества женщин. Западные гости отмечали, что крайне редко встречались с женщинами, так как те всегда находились в своих женских половинах и избегали общения с незнакомыми мужчинами . Условно женщины делились на 6 основных групп: дворянки или жёны богачей; простолюдинки или представительницы кочующих племён; занимающиеся промышленной деятельностью или прикладным искусством; заключившие временной брак ; рабыни и проститутки . Тогда для женщины выйти замуж за грузина или черкеса было более приоритетным, чем за перса, так как первые считались более привлекательными и благонадёжными. Девушка до брака должна была обязательно сохранять целомудрие, в то время как для будущего мужа, чтобы правильно удовлетворять жену, желательно было уже иметь в некоторой степени сексуальный опыт . Замужняя женщины была обязана отдать своё «тело и душу» мужу, быть ему во всём покорной и смиренной. Процесс развода и повторный брак был очень простым, при этом мужчины, разведённый с женой по её инициативе, получал клеймо позора в обществе. Поэтому на развод подавали в основном мужчины, и по закону они были обязаны вернуть жене приданое . В стране была распространена проституция; если, помимо телесного удовлетворения, проститутка умела хорошо танцевать и играть на музыкальном инструменте, её профессия становилась уже почётной: она могла получать большие деньги за свою работу, обслуживая представителей знати . Известно, что шах имел при себе 24 самые талантливые проститутки-исполнительницы . По словам европейских путешественников, нигде, как в Сафавидском царстве, в таких размерах не процветала проституция, поэтому здесь растленные требовали за свои услуги гораздо большие деньги, чем, например, в Европе .
Женщин в эпоху Сафавидов очень часто изображали на персидских миниатюрах, чаще всего их изображали в придворной среде, где они, освободившись от вуали, проводили своё время на женской половине или где-нибудь на природе в уединённом уголке . Часто художники изображали сцены случайного столкновения женщины с незнакомым юношей или как женщина могла подслушивать разговоры мужчин . Помимо этого они могли изображать тайно встречающихся молодых людей, безнадёжно влюбившихся друг в друга . Женский идеал красоты в тот период представлял молодую деву с круглыми чертами лица, сросшимися бровями, белоснежной кожей, тонкой талией и длинными чёрными волосами . Несмотря на затворничество знатные женщины изучали математику, астрономию, физику, язык и другие науки .
В эпоху царствования Каджаров в XIX веке женщины начинают принимать общественную активность и стали требовать от государства создания женских образовательных учреждений для девочек недворянского происхождения. Инициатива встречала отпор со стороны исламского духовенства страны, однако в 1865 году по инициативе Сафиех Езди, жены шейха Мохаммеа Езди, была открыта первая школа для девочек. Сафиех лично подготовила 66 женщин, которые стали учительницами в школе, и сама распространяла на лекциях идеи женского равноправия . На рубеже XX века среди женщин стали появляться первые журналисты и писатели, в 1907 году стал выходить первый женский журнал «Данеш», вскоре в крупнейших городах стали выпускаться десятки разных изданий на женскую тематику .
-
Молодой царь Кей-Хосров сталкивается с купающейся женщиной, картина середина XVIII века.
-
Женщины за танцем, 1860-75 год
-
Женщина в гареме, западная гравюра
-
женщина-придворный музыкант
-
женщина-придворный музыкант
-
Женщина и мальчик, середина XIX века.
-
Женщина — музыкант, XIX век
-
Девушка с оленёнком, XIX век
-
Танцовщица XIX век
-
Фотография принцессы из семьи Шаха , фотография сделана на рубеже XIX и XX веков.
-
Женщина курит Кальян , 1900 год
-
Иранская женщина
-
Группа из трёх женщин и 2-х девочек, XIX век
-
Женщина дворянского происхождения на велосипеде
-
Женщина дворянского рода, XIX век
-
Женщины из числа простолюдин, XIX век
Династия Пехлеви (1925—1979)

Период династии Пахлеви известен как эпоха индустриальной революции в стране и реформ, предоставивших женщинам широкие права, которую начал шах Реза Пехлеви . В 1928 году впервые женщины получили государственные средства на получение образования за рубежом. В 1935 году получили права учиться в Тегеранских университетах, а с 1944 года начальное образования для женщин стало обязательным . В стране стали организовываться женские конгрессы, в которых принимали участие женщины из стран Ближнего Востока . Однако, не все реформы носили доброжелательный оттенок, так например любые женские правозащитные организации, существующие до 1925 года были запрещены . А после указа от 8 января 1936 года, запрещающего носить женщинам хиджабы , полиция начала массово сдирать платки с женщин, даже если те были очень религиозными. Это привело к массовому затворничеству религиозных женщин, особенно старшего поколения, сделав их ещё зависимее от родственников, в результате закон был отменён в 1941 году . Женщины (как и мужчины), распространяющие иную точку зрения, преследовались властями и подвергались суровым наказаниям . Однако положение женщин в общем гораздо улучшилось, давая им возможность принимать активное участие в политической и общественной жизни страны. У женщин появилась возможность получать образования и устраиваться на работу по собственной воле . Большинство работающих женщин с образованием поддерживали запрет на ношение вуали, как символ угнетения .
Следующий правитель Мохаммед Реза продолжил политику реформ, предоставив женщинам возможность избирательного права, вскоре в иранский парламент вошли несколько женщин, появились женщины-министры в Кабмине и женщины-судьи. В 1967 году в силу вступили законы «о защите семьи», в частности защищающие права замужних женщин и детей от насилия и защищающие права разведённых женщин. В частности, если для развода было достаточно того, чтобы мужчина трижды произнёс слово таляк , то после реформ обе стороны должны были обратится суд, к тому же если мужчина хотел брать в жёны вторую женщину, то по закону он обязан был получить разрешение от первой жены , также была повышена планка на минимальный возраст для вступления в брак — с 13 на 18 лет , однако в сельской местности продолжали практиковать ранние браки до 17 лет , в частности, по данным на 1971 год, 37 % девушек вышли замуж до 13 лет, а 57 % в возрасте от 14 до 18 лет . Со второй половины XX века женщины в Иране играли весомую роль в политике, дипломатии, судебной системе, женщины работали также в полиции . Среди наиболее влиятельных женщин того времени были Фаррухру Парса — министр образования или правозащитница Ширин Эбади , будущий лауреат Нобелевской премии мира .
В этот период образуется множество правозащитных женских организаций, которые образовали в 1966-м году коалицию .
В 1960-е годы в кругах интеллигенции, в том числе и женщин, всё большую популярность стали приобретать идеи исламского фундаментализма, как противостояние диктатурной политике Мохаммеда Резы, не приемлющей инакомыслия в любой форме .
-
Женщины-парламентарии, 1970 год
-
1972. Обложка журнала Ханданиха, выпускавшегося в 1940-1979 гг.
-
Женщины на прогулке
-
Одна из иранских фотомоделей, фотография из журнала, 1971 год
Исламская республика
К концу правления династии Пехлеви женщины обладали обширными правами, не имеющими аналогов в истории Ирана и Персии, поэтому во время исламской революции женщины играли в ней очень важную роль, принимая участие — в составе многочисленных женских организаций — в общественных протестах и уличных демонстрациях. Однако по приходе новой власти в Иране, которая избрала консервативный ислам и нормы шариата новой идеологией страны, большинство прав, предоставленных женщинам последними шахами , были отменены или объявлены вне закона. В частности, был отменён закон «о защите семьи», защищавший женщину от насилия и авторитарности мужа, как противоречащий ценностям ислама . Фаррухру Парса — первая в истории женщина-министр Ирана, была казнена во время революции . Новый закон обязывал женщин покрывать тело и голову согласно исламским предписаниям . Новый правитель Ирана — Аятолла Хомейни — объявил, что для него образом «идеальной женщины» является Фатима — дочь пророка Мухаммеда , отличавшаяся своей особой преданностью перед мужем и богобоязненностью. Он заявил, что Фатима должна стать образцом подражания для каждой женщины Ирана .
Сначала введённые ограничения в правах вызвали массовые протесты среди женских организаций, которым даже удалось организовать несколько уличных демонстраций. Вскоре, однако, Хомейни приказал преследовать и наказывать всех, кто противится новому режиму Ирана и его официальной идеологии . Новой властью были приняты законы, разрешающие многожёнство у мужчин и побиение камнями женщин за «нарушение порядка» и измену мужу .

Сегодня в Иране женщины по-прежнему обязаны покрывать голову, если рядом находятся чужие мужчины, в том числе и на улице; покрывать тело до кистей рук и ноги по щиколотку. На практике многие девушки молодого поколения соблюдают данное правило лишь формально, нося обтягивающую одежду и пуская из-под платка волосы, зачастую превращая его в элемент украшения, однако они рискуют нарваться на « назидательный патруль », который может провести с девушкой «воспитательную беседу» . По закону девочка должна «покрываться» с девяти лет, а на практике этого требуют уже от шестилетних учениц первого класса — при том, что образование для девочек и мальчиков раздельное . Одежда должна быть тёмной (в идеале — чёрной). Светлые же тона считаются «развратными» для женщины. Во многих мечетях , государственных учреждениях и университетах от женщин требуется ношение чадры , которая, как правило, выдаётся напрокат тем женщинам, которые пришли без неё. Такая же ситуация складывается в аэропорту, где туристку, не знакомую с формой одежды (дресс-кодом), могут заставить надеть подаренную ей чадру .
Другое ограничение заключается в запрете пения. Исключение составляют лишь народные песни, женские ансамбли и хоры, при условии, что там не будет слышен отдельный женский голос. Женщинам также запрещено танцевать в присутствии мужчин. Если танцы совершают в рамках традиций кочевые племена, то государство, как правило, в их дела не вмешивается, но если в городе организовывается вечеринка или свадьба, то она часто становится объектом внимания полиции нравов, так как там чаще всего нарушается запрет на совместные танцы с мужчинами. На этой почве в Иране уже происходили громкие скандалы вокруг иранских звёзд .
Женщинам запрещено находиться на футбольных стадионах под предлогом, что агрессивное поведение и ненормативная лексика болельщиков могут «навредить тонкой психике женщины». Данное ограничение является для общества «больным вопросом», так как футбол в Иране пользуется большой популярностью и многие матчи могут смотреть большинство женщин по телевидению.
Общественный транспорт также делится на женский и мужской, для женщин, как правило, отведены последние вагоны .
Женщины не могут быть судьями , так как, про мнению правительства, «излишне эмоциональная женщина не способна принимать рациональные решения». По такому же критерию голос женщины в суде имеет низшую ценность. Если происходит несчастный случай, повлёкший за собой смерть, виновник происшествия платит семье погибшей женщины в два раза меньше, чем в том случае, если погибший — мужчина. Когда женщина заключает брак с мужчиной, она должна внимательно прочитать брачный договор и вычеркнуть из него дискриминационные пункты, в противном случае муж может иметь право, например, запретить жене выходить из дома .
-
Мать с ребёнком, 2012 год
-
Портрет молодой девушки, 2006 год
-
Семья в городе Шуш, видна разница в строгости соблюдения формы одежды между матерью и её старшей дочерью
-
Консервативные сторонницы Аятоллы Хомейни
-
Женщины ждут своей очереди на автобус, 1999 год
-
Феминистки Ирана во время Зелёной революции , 2009 год
-
Женщина и телефон
-
Пожилая женщина в традиционном костюме
-
Три женщины
Форма одежды
Многие историки сходятся во мнении, что традицию носить вуаль , как символ чистоты и целомудрия, придумывал персидский царь Кир II Великий ещё за 12 веков до исламской эпохи. Эту новую традицию вскоре перенимают Государство Селевкидов , у которых в свою очередь перенимает Византия . В результате традицию перенимают арабские завоеватели, сделав вуаль неотъемлемой частью своей культуры .
16 сентября 2022 года, после новости об убийстве полицией нравов Махсы Амини за «неподобающее ношение хиджаба », в Иране начались массовые протесты .
См. также
Примечания
- ↑ CHN Press. . Дата обращения: 11 апреля 2007. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
- CHN Press. . Дата обращения: 11 апреля 2007. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
- Williams Jackson, A. V. The Moral and Ethical Teachings of the Ancient Zoroastrian Religion (англ.) // Vol. 7 , no. 1 . — P. 55—62 . — doi : . p. 59. : journal. — 1896. —
- ↑ Price, Massoume. . Дата обращения: 16 января 2007. 27 апреля 2020 года.
- Harrison, Frances (2005-09-22). . BBC News. из оригинала 8 сентября 2017 . Дата обращения: 28 мая 2015 .
- Cotterell, Arthur. . — New York: Free Press, 1998. — С. . — ISBN 0-684-85596-8 . . — «"exercised by the Persian king's mother were set by the monarch himself"».
- Dodgeon M. H. and Lieu, S. N. C. The Roman Eastern Frontiers and the Persian Wars (AD 226–363); A Documentary History (англ.) . — London: Routledge , 1991. — ISBN 0-415-10317-7 . pp. 24, 67, 184, 197 and 307.
- Toward an aesthetic of Persian painting. Early Islamic Art, 650—1100 . Oleg Grabar. p.213-214
- Women’s Costume of the Near and Middle East . Jennifer M. Scarce. 2003, p.134
- Robert Browning. . — University of California Press , 1978. — С. 204. — ISBN 0-520-03731-6 .
- . Дата обращения: 28 мая 2015. 12 февраля 2019 года.
- Ryōtarō Shiba. (англ.) . — ICG Muse, 2003. — P. 127, 135. — ISBN 4-925080-47-4 .
- Victor H. Mair. (англ.) . — Columbia University Press , 1996. — P. 485. — ISBN 0-231-07429-8 .
- Amnon Shiloah. . — Wayne State University Press , 2003. — С. 8. — ISBN 0-8143-2970-5 .
- Edward H. Schafer. (англ.) . — Berkeley and Los Angeles: University of California Press , 1963. — P. 23. — ISBN 0-520-05462-8 .
- Naotaro Kudo. (англ.) . — Waseda University, 1969. — P. 62.
- Eliot Weinberger. . — ISBN 0-8112-1834-1 . , 2009. — С. 117. —
- Patricia Buckley Ebrey, Anne Walthall, James Palais. (англ.) . — ISBN 0-547-00539-3 . , 2008. — P. 97. —
- Mohammad Adnan Bakhit. . — UNESCO, 2000. — С. 423. — ISBN 92-3-102813-8 .
- Jane Gaston Mahler. (англ.) . — Instituto italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1959. — P. 19.
- Universiṭat Tel-Aviv. Faḳulṭah le-omanuyot. (англ.) . — Faculty of Visual and Performing Arts, Tel Aviv University, 1993. — P. 89.
- Avraham Oz, Universiṭat Tel-Aviv. Faḳulṭah le-omanuyot. (англ.) . — Faculty of Visual and Performing Arts, Tel Aviv University, 1993. — P. 89.
- Tōyō Bunko (Japan). (англ.) .
- ↑ . Дата обращения: 28 мая 2015. 17 февраля 2019 года.
- . Дата обращения: 28 мая 2015. 9 марта 2020 года.
- ↑ . Дата обращения: 28 мая 2015. 29 сентября 2007 года.
- Esfandiari, Haleh. The Role of Women Members of Parliament, 1963-88 in Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic Lois Beck and Guity Nashat (англ.) . — University of Illinois Press , 2004. — ISBN 978-0-252-07189-8 .
- Sanasarian 32-37
- . The Women’s Rights Movements in Iran , Praeger, New York: 1982, ISBN 0-03-059632-7 .
- ↑ . Дата обращения: 28 мая 2015. 31 марта 2020 года.
- Routledge , 2005. — С. 237. — ISBN 0-415-21408-4 . The Modern Middle East. —
- Wright, Robin B. . — 2000. — С. . — ISBN 978-0-375-40639-3 .
- Azadeh Kian. Gendered citizenship and the women’s movement in Iran // (англ.) / Rouzbeh Parsi. — Paris: Institute for Security Studies European Union, 2012. — ISBN 978-92-9198-198-4 . 25 февраля 2021 года.
- (англ.) . 6 марта 2012 года.
- . . Bethesda, MD, USA: . Дата обращения: 29 апреля 2010. 28 апреля 2019 года.
- . . Bethesda, MD, USA: . Дата обращения: 29 апреля 2010. 9 июля 2018 года.
- Majid Mohammadi. (PDF). Journal of International Women's Studies (сентябрь 2007). Дата обращения: 27 июня 2016. 30 мая 2016 года.
- Hansen, Liane (2009-08-23). . NPR . из оригинала 24 июля 2018 . Дата обращения: 22 апреля 2010 .
- Sanasarian 136
- . Ungei.org (6 марта 2006). Дата обращения: 20 мая 2013. Архивировано из 5 октября 2018 года.
- Sanasarian, Eliz. . — New York: Praeger, 1982. — ISBN 0-03-059632-7 .
- Sanasarian, Eliz. . — New York: Praeger, 1982. — С. 131—136. — ISBN 0-03-059632-7 .
- ↑ . Частный корреспондент (1 июля 2009). Дата обращения: 26 июля 2016. 5 апреля 2016 года.
- Mackey, Sandra & Harrop, Scott. The Iranians: Persia, Islam and the Soul of a Nation (англ.) . — ISBN 0-452-27563-6 . , 1996. —
- (англ.) . The Guardian (16 сентября 2022). Дата обращения: 22 декабря 2022. 20 сентября 2022 года.

- 2021-05-22
- 1