Сжатие с потерями
- 1 year ago
- 0
- 0
Адаптерный белок синтазы оксида азота-1 (нейрональной) ( англ. Nitric oxide synthase 1 (neuronal) adaptor protein , NOS1AP ) — цитозольный белок, связывающий сигнальную молекулу nNOS . На C-окончании содержит PDZ-связывающий домен, взаимодействующий с nNOS, а на N-окончании — PTB-домен, взаимодействующий с малым мономерным G-белком . Исследования на животных показывают, что NOS1AP является , связывающим nNOS с некоторыми другими белками, такими как DEXRAS1 и синапсины .
Ген NOS1AP, изначально названный CAPON, был впервые описан в 1998 году .
Исследования животных говорят о том, что экспрессия белка преобладает в мозге , причем она неоднородна: наибольшая концентрация отмечена в коре и продолговатом мозге , наименьшая — в гиппокампе .
В 2006 году была отмечена ассоциация вариаций гена NOS1AP с удлинением QT-интервала , впоследствии реплицированная другими исследователями.
В одном исследовании отмечена ассоциация вариаций гена с синдромом внезапной детской смерти .
В некоторых исследованиях отмечается ассоциация гена NOS1AP с шизофренией , в других такой ассоциации не обнаруживается. Большая часть работ, в которых анализируется отношение NOS1AP и шизофрении, проводится группой профессора из Университета Рутгерс.
В одном посмертном исследовании авторами была отмечена повышенная экспрессия мРНК короткой формы белка в дорсолатеральной префронтальной коре лиц, страдавших от шизофрении и биполярного расстройства . Известно, что экспрессия длинной формы в значительной степени изменяется под действием психотропных препаратов, и авторы отмечают возможность ложного результата, поскольку почти все исследуемые получали медикаменты. В случае, если уровень белка повышен вследствие болезни, а не терапии, может оказаться верной и предполагаемая связь такого повышения с «глутаматной гипотезой» шизофрении, обуславливающей расстройство недостаточной активацией NMDA-рецептора . В 2009 году группа Бржустович осуществила анализ полиморфизмов в некодирующих участках гена; наиболее «близкие» к расстройству варианты гена были перенесены в нейрональные клеточные культуры, и один из них показал повышенную экспрессию белка. По предположениям исследователей, это может быть еще одним свидетельством в пользу связи гена с расстройствами психики. При этом следует отметить, что в случае с полигенным расстройством или группой расстройств, объединяемых под именем «шизофрения», вариации одного из генов-кандидатов играют лишь небольшую роль в общем риске расстройства.