Осяза́тельный интерфе́йс по́льзователя
(также
материа́льный интерфейс пользователя
;
англ.
tangible user interface,
TUI
) — это разновидность
интерфейса пользователя
, в котором взаимодействие человека с электронными устройствами происходит при помощи
материальных
предметов и конструкций
.
Профессор
из
Массачусетского технологического института
(МТИ, MIT) (США) — один из первопроходцев осязательных интерфейсов пользователя и глава группы разработчиков осязательных систем. Его особое видение ОИП, т. н.
материальные биты
— попытка придать цифровой информации физическое обличье, делая
биты
осязаемыми и потому доступными напрямую. При этом преследуется цель неразрывно связать такие разные сущности, как миры битов и
атомов
.
Примеры
Самым простым примером осязательного пользовательского интерфейса является компьютерная мышь: движение мыши по плоской поверхности стола соответственно перемещает указатель на экране. Существует точная связь между движениями цифрового указателя на экране с движениями физической мыши. Другие примеры включают:
Шаровой (Мраморный) автоответчик
Дюрелла Бишопа (1992)
. Мраморные шарики представляет собой каждый одно сообщение, оставленное на
автоответчике
. Перемещение шарика в специальную выемку воспроизводит связанное с ним сообщение или вызывает звонившего.
Cистема
Топобо
. Блоки её напоминают элементы конструктора
LEGO
, которые могут соединяться вместе, но в то же время перемещаться самостоятельно за счёт
моторчиков
. Можно тянуть, толкать или поворачивать эти элементы; они запомнят эти действия и способны в дальнейшем их воспроизвести.
Такие реализации столов с осязательным интерфейсом как
metaDESK
и
reactable
позволяет пользователю манипулировать нарисованными объектами или
пером
набросать рисунок на чувствительном столе. Используя предварительно запрограммированные «
жесты
», можно клонировать картинку или растягивать по двум осям, как в
программе рисования
.
jive
- реализация TUI, специально созданная, чтобы быть более доступным для пожилых пользователей. Жесты «друга» также могут использоваться для активации различных взаимодействий с продуктом
.
В лаборатории
MIT Media Lab
разработали интерактивные модульные устройства (
кубики
)
(коммерческое название
), которые в состоянии воспроизводить графические изображения, определять характер собственного положения в пространстве и взаимодействовать с другими модулями, равно как и с иными компьютерами, и из популяции которых, по идее изобретателей, можно будет строить принципиально иные компьютерные интерфейсы, нежели мышь и клавиатура. Ввод информации в компьютер происходит при совмещении кубиков, их наклоне, тряске, повороте: каждый «кубик» Siftable оснащен цветным дисплеем, с четырёх сторон устройства имеются инфракрасные порты (для связи с другими модулями), для связи с компьютером используется модуль
Bluetooth
, для хранения изображений и других данных используется
флэш-память
, имеется
акселерометр
для отслеживания перемещения по трём осям, встряхивания, наклона и других изменений его пространственного положения)
.
WOWCube
(разработка калифорнийской компании)
, который позволяет играть в игры в смешанной реальности, на поверхности трехмерной головоломки
.