Interested Article - Гелен, Арнольд
- 2021-06-12
- 1
А́рнольд Ге́лен ( нем. Arnold Gehlen , 29 января 1904 , Лейпциг — 30 января 1976 , Гамбург ) — немецкий философ и социолог , один из основателей философской антропологии , представитель технократического консерватизма .
Биография
Основное влияние на Гелена оказали Ханс Дриш , Николай Гартман и, в особенности, Макс Шелер . Принадлежал к Лейпцигской школе социологии. В 1933 году вступил в НСДАП , служил офицером. В 1943 году призван в Вермахт . После денацификации преподавал в колледже в Шпайере .
В конце 1960-х был яростным критиком протестных движений . В 1970-х был одним из ведущих представителей неоконсервативной идеологии в ФРГ.
Основные идеи
Антропология
Основная работа Гелена, посвящённая вопросам философской антропологии, — «Человек, его природа и положение в мире» (1940). Продолжая традицию Шелера и Плеснера , Гелен в то же время более радикален. Он стремится полностью порвать с метафизической традицией. В этом сказывается влияние, оказанное на Гелена американским прагматизмом . Подход Гелена во многом биологичен . Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты , обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов. Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создаёт культуру , как средство собственного выживания.
Социология
Гелен придерживался консервативных взглядов. Его социологический проект строится на его понимании человека как ущербного и одновременно деятельного. Так как у человека редуцированы инстинкты, то его деятельность обусловлена не инстинктами, а обществом. Все влечения человека формируется социально в процессе воспитания, а не являются чисто природными. К остаткам инстинктов у человека добавляются разнообразные мотивы и потребности. Человек способен творить свой собственный мир. Эта способность — обратная сторона недостаточности. Опыт упорядочивается у человека при помощи языка и при помощи социальных институтов. Социальные институты придают человеческой психике стабильность. Они необходимы для придания человеку определенной идентичности и выполняют функцию «психической разгрузки». Человек не может реализовать себя непосредственно. Он должен всегда опосредовать свою деятельность институтами. Поэтому невозможно говорить о «естественном» человеке, существующем отдельно от культуры. По Гелену, наиболее эффективно социальные институты действовали в . Они выполняли все свои функции компенсации недостаточности природы человека. Однако в Новое время на первый план выходит человеческая субъективность. Человек живёт в состоянии хронической рефлексии , находится в ситуации выбора. Он все время пытается сформировать свою идентичность, в то время как раньше эта идентичность была изначально задана.
Эстетика
Одна из поздних работ Гелена «Картины времени» посвящена современному искусству . Современное искусство для Гелена — пример субъективации человека. Художники создают язык, непонятный неискушенному зрителю. Искусство становится предельно рациональным и рефлексивным. Оно принципиально фрагментарно, находится в процессе становления и не укоренено в традиции.
Этика
Этике посвящена работа Гелена «Мораль и гипермораль». В ней Гелен критикует этику «гуманитаризма», этику принятия других культур ( мультикультурализм ). Такая этика для Гелена означает потерю европейцами собственной идентичности. Интеллектуалы , проповедующие такого рода этику, «требуют неограниченной свободы для себя и равенства для всех остальных».
Избранные сочинения
- Действительный и недействительный дух , 1931
- Теория свободы воли , 1932
- Государство и философия , 1932
- Человек. Его природа и положение в мире ( Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt ), 1940
- Первобытный человек и поздняя культура ( Urmensch und Spätkultur. Philosophische Ergebnisse und Aussagen ), 1956
- Душа в техническую эпоху ( Die Seele im technischen Zeitalter ), 1957
- Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи , 1960
- Мораль и гипермораль ( Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik ), 1969
Издания сочинений
- Gesamtausgabe, Bd. 1-10, Frankfurt am Main, 1978
- Gehlen A. Soziologie der Macht // Handwoerterbuch der Sozialwissenschaften. Bd.7. Stuttgart, Tuebingen, Goettingen, 1961. S. 77-81.
Публикации на русском языке
-
Гелен А.
от 6 февраля 2010 на
Wayback Machine
(пер.
А. Ф. Филиппова
) // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл.
П. С. Гуревича
; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.:
Прогресс
, 1988. — С. 152—201
- от 30 мая 2013 на Wayback Machine — С. 152—166
- от 3 июля 2013 на Wayback Machine — С. 166—177
- от 14 июня 2013 на Wayback Machine — С. 177—190
- от 3 июля 2013 на Wayback Machine — С. 190—201
- Гелен А. // / Сост. и пер. Н. А. Головин, 2001.
- Гелен А. Образ человека в свете современной антропологии // Личность. Культура. Общество . — 2007. — Вып. 3 — (37). — С. 37-51. (перевод А. Н. Портнова )
Примечания
- ↑ Arnold Gehlen // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- ↑ Arnold Gehlen // (хорв.) — 2009.
- (англ.) — 1997.
Литература
- А. Ф. Филиппов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Руткевич А. М. от 19 февраля 2014 на Wayback Machine
- Руткевич А. М. // Энциклопедия « Кругосвет ».
- Филиппов А. Ф. Арнольд Гелен и Хельмут Шельски // Мыслящая Россия. История и теория интеллигенции и интеллектуалов / Под общ. ред.: В. А. Куренной . — М. : Фонд "Наследие Евразии", 2009. — С. 274-313.
- 2021-06-12
- 1