Периодическая функция
- 1 year ago
- 0
- 0
Еврейская периодическая печать — периодические издания (журналы, газеты и проч.), которые либо созданы на еврейских языках ( иврит , идиш , ладино ), либо ввиду характера их содержания обращаются в основном к еврейской аудитории. Еврейская периодика не ограничивает себя вопросами, затрагивающими исключительно еврейство, а может включать общемировые и местные новости, а также литературно-художественные и научные материалы.
Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом заложило основу для развития прессы , однако первая газета была напечатана только по прошествии 150 лет. Первой газетой в мировой истории стала « Relation », которую редактировал и издавал в Страсбурге . Первая еврейская типография была основана в Италии семьёй Сончино .
Зарождение еврейских печатных периодических изданий происходило в эпоху диаспоры , когда большая часть еврейского народа пребывала в странах рассеяния (галуте). После изгнания из Испании и Португалии евреи бежали в другие страны Европы, Османской империи и Северной Африки. Наиболее образованная и предприимчивая часть изгнанных направилась в Германию, Англию, Данию и Нидерланды, где и появились первые еврейские газеты . В дальнейшем еврейская пресса сыграла важную роль в жизни нации, сохранившей свою самобытность на чужбине без национальной экономики и политической структуры. Освещая события в еврейских общинах разных стран и городов и поощряя сотрудничество и взаимопомощь, пресса способствовала их сплочённости .
Предшественниками еврейских газет принято считать брошюры и листки Ваада четырёх земель , действовавшего с середины XVI в Речи Посполитой . Первой еврейской газетой, согласно многим источникам, была «Газета де Амстердам», издававшаяся на языке ладино в Амстердаме с 1674 или с 1675 года . Несколькими годами позднее в Амстердаме увидела свет первая газета на языке идиш « Курантин », которая была предназначена для ашкеназских евреев города . Обе газеты публиковали местные и международные новости. В 1691 году (по другим источникам, в 1728 г.) в Амстердаме начал издаваться на иврите журнал «При Эц ха-Хаим», публиковавший галахические респонсы .
Возникшее в середине XVIII века просветительское движение Хаскала оказало заметное влияние на развитие еврейской периодической печати в Европе . Основоположники и ведущие представители Хаскалы, заложившие основы светского направления в литературе на возрождённом иврите, выпускали ряд периодических изданий . Первая попытка издания еврейского еженедельника в Германии ( Пруссии ) была предпринята Мозесом Мендельсоном , когда его газета «Кохелет мусар» выдержала два выпуска. В 1783 году в Кёнигсберге появился орган немецких просветителей «Ха-Меассеф», в 1821 году в Вене журнал «Биккурей ха-иттим» . Хаскала, зародившаяся в Пруссии, очень скоро приняла там ассимиляционную тенденцию. Секуляризованные и просвещённые немецкие евреи переходили на немецкий язык и «Ха-Меассеф» начал терять своих подписчиков. Историограф ивритской литературы Фишель Ляховер описал этот процесс такими словами: «солнце еврейского Просвещения закатилось на Западе и взошло на Востоке» .
Постепенно идеи Хаскалы распространились в Богемии , Галиции и других регионах Восточной Европы. С 1833 года центральной трибуной для многих маскилим стал журнал «Керем хемед» . В Российской империи 1860—70 годов идеи Хаскалы отражала газета «Ха-Мелиц», одной из целей которой было посредничество «между просвещением и верой» . Некоторые авторы полагают, что литература и журналистика восточноевропейской Хаскалы стала «национальной» ещё до того, как оформилось еврейское национальное движение .
Первая газета на языке идиш «Курантин» (с 1686 года) была также первой газетой, печатавшейся еврейским шрифтом. Газета подбирала материалы из голландских газет и переводила их на идиш . В 1848—1849 годах во Львове под редакцией маскила Авраама Менахем-Мендла Мора выходила еженедельная газета на идиш «Цайтунг», которая, по мнению некоторых авторов, была единственной в мире газетой на идиш в то время. С 1862 года Александр Цедербаум издавал в Одессе идишское приложение «Кол-Мевассер» (со временем ставшее самостоятельным еженедельником) к своему ивритскому изданию «Ха-Мелиц». Целью Цедербаума было создать газету «на простом идиш», чтобы простой народ знал о том, что происходит в мире. В «Кол-Мевассер» публиковались новости России и еврейского мира, а также произведения многих видных писателей, писавших на идиш. В 1881 году преемником «Кол-Мевассер» стал издаваемый Цедербаумом в Петербурге еженедельник «Идишес фолксблат». Некоторые авторы полагают, что эта газета была первым представителем современной европейской периодики на идиш. Большое влияние на дальнейшее развитие идишской периодической печати и литературы оказали ежегодники «Еврейская народная библиотека», основанный Шолом-Алейхемом в Киеве , и «Идише библиотек», выходивший в Варшаве под редакцией И. Л. Переца . В результате иммиграции в США и страны Латинской Америки периодика на идиш возникла и в Новом Свете . Одной из самых читаемых газет на идиш стала и остаётся по сей день (2016) « Форвертс », впервые увидевшая свет в 1897 году в Нью-Йорке .
Еврейская периодическая печать на английском языке возникла в 1810—1820 годах. В 1823 году появились первые ежемесячники: «Хибру интеллидженсер» («Hebrew Intelligencer») в Лондоне и «Джу» («The Jew») в Нью-Йорке. Однако основы еврейской журналистики были заложены в Великобритании в 1841 году с изданием еженедельника «Джуиш кроникл» (« The Jewish Chronicle ») и в США в 1843 году с выпуском ежемесячника «Оксидент» («The Occident and American Jewish Advocate»). Со временем «Джуиш кроникл» поглотила многих конкурентов, в том числе еженедельник «Джуиш уорлд» («The Jewish World»), и продолжала издаваться в 2016 году, являясь старейшим в мире еврейским периодическим изданием .
Еврейская периодика издавалась в Российской империи главным образом на языках идиш, иврит и русском . Вначале она появилась на еврейских языках и только потом на русском. В 1823 году основал в Варшаве еженедельник «Дер беобахтер ан дер Вейхзел» на идиш, который выходил почти два года. После этого в империи в течение многих лет не издавалась периодика на идиш, несмотря на то, что этот язык был разговорным языком еврейских народных масс. В 1841 году в Вильне увидело свет первое в Российской империи периодическое издание на иврите «Пирхей цафон», которое, однако, вследствие цензурных затруднений выдержало только два выпуска. Трудности с разрешениями в России вынудили некоторых издателей выпускать периодику в других странах (газету « Ха-Маггид » в Пруссии с 1856 г. ; ежемесячник «Ха-Шахар» в Австрии с 1868 г. ) и оттуда переправлять её российским читателям .
После основания еженедельника «Ха-Маггид», ставшего центральным органом еврейской печати в Восточной Европе, в 1860 году вышли и другие еженедельники на иврите: в Вильне «Ха-Кармель» (с приложением на русском языке) и в Одессе « Ха-Мелиц ». В 1886 году в Петербурге увидела свет первая ивритская ежедневная газета «Ха-Иом», после выхода которой « Ха-Мелиц » также стал выходить ежедневно. В газетах «Ха-Маггид», «Ха-Мелиц» и «Ха-Иом» профессиональные журналисты сменили прежних любителей пера и в газетах появилось больше репортажей и сообщений о текущих событиях . Идишская периодика возродилась в Российской империи в 1862 году, когда Александр Цедербаум начал издавать в Одессе приложение «Кол мевассер» к еженедельнику «Ха-Мелиц». Вокруг единственного издания на идиш группировались известные еврейские писатели из разных городов империи. После переезда в Петербург Цедербаум, начиная с 1881 года, издавал еженедельник на идиш «Идишес фолксблат». В 1880-х — 1890-х годах происходит быстрое развитие идишской печати, в частности издаются литературно-художественные сборники «Ди идише фолксбиблиотек» и «Ди идише библиотек» .
Русско-еврейская периодическая печать (еврейская периодика на русском языке) родилась 27 мая 1860 года в Одессе, когда Осип Рабинович выпустил первый номер еженедельника «Рассвет» . Издание ставило своей целью просвещение народа и сближение евреев с окружающим населением. «Рассвет» существовал всего один год, ему на смену пришёл еженедельник «Сион». Идеалами «Сиона», как и его предшественника, были просвещение и эмансипация (достижение гражданского равноправия). Параллельно с этими изданиями на русском языке выходило приложение к еженедельнику «Ха-Кармель» . После того, как эти издания прекратили своё существование, в России в течение примерно семи лет не было русско-еврейской периодики. При поддержке Общества распространения просвещения между евреями России в 1869 году в Одессе был основан еженедельник «День». Еженедельник продвигал идеи ассимиляции евреев, а также боролся с юдофобией .
С 1871 года центр русско-еврейской периодики перемещается из Одессы в Петербург, где Адольф Ландау основывает альманах «Еврейская библиотека» и куда Цедербаум переводит свою одесскую газету, назвав её теперь «Вестник русских евреев» . С изданием в Петербурге еженедельников «Русский еврей» и «Рассвет» (II-ой) осенью 1879 года началась новая стадия развития русско-еврейской периодики . Оба еженедельника отличались от предшественников переходом от ассимиляторского направления к укреплению национального самосознания среди еврейской интеллигенции. В январе 1880 года Лев Пинскер писал на страницах «Русского еврея», что в результате недостатка русско-еврейских печатных органов молодёжь не знает еврейской истории и литературы и принимает на веру превратные мнения о евреях. «Русский еврей» в умеренной форме и «Рассвет» (II-ой) более решительным тоном стремились преодолеть безразличие читателей к своему народу и пробудить в них национальное самосознание . В январе 1881 года Адольф Ландау приступил к изданию ежемесячного журнала «Восход» , а через год начало выходить еженедельное приложение к журналу под названием «Недельная хроника Восхода». «Восход» противился полной ассимиляции евреев, призывал к эмансипации и просвещению. Он не поддерживал палестинофилов и сионистов , но и не отказывался публиковать их статьи. «Восход» продолжал выходить до начала XX века, в то время как «Русский еврей» и «Рассвет» (II-ой) прекратили своё существование через несколько лет после основания .
Подводя итоги развития русско-еврейской журналистики в XIX веке, историк Семён Дубнов пишет в 1899 году: «К идее национального возрождения приходит ныне наша журналистика, после сорокалетних блужданий» .
Первым периодическим изданием на иврите в Эрец-Исраэль был журнал «Ха-Леванон», который с 1863 года издавали в Иерусалиме Иехиель Брилль, Иоэль Моше Саломон и Михл Ха-Коэн. Согласно программному манифесту журнала, он стремился информировать «обо всем, о чём было бы полезно узнать сынам Израилевым, живущим на Святой Земле». «Ха-Леванон» был ортодоксально-религиозным изданием, ориентированным на представителей старого ишува . Примерно через год оттоманские власти закрыли журнал, однако Брилль продолжал издавать его в Париже, затем в Майнце и наконец в Лондоне. Через несколько месяцев после выпуска первого журнала в Иерусалиме появился новый ежемесячник (затем еженедельник) «Хаваццелет», который издавался Исраэлем Баком и также ориентировался на религиозную аудиторию, на хасидов . «Хаваццелет» также был закрыт властями, однако в 1870 году его выпуск был продолжен, так же как и прежде в Иерусалиме. В этот период редактором издания стал Исраэль Дов Фрумкин , а помощником редактора Элиэзер Бен-Йехуда , совершивший алию в 1881 году. Оставив работу в «Хаваццелете», Бен-Иегуда в 1884 году основал в Иерусалиме собственный ивритский еженедельник «Ха-Цви» (с 1910 года — «Ха-Ор»). Когда Бен-Йехуда уезжал в Россию на поиски новых подписчиков, место редактора занимал Йехиэль Михл Пинес. Несмотря на то, что в первом выпуске «Ха-Цви» не было заявления о поставленных целях, легко можно было убедиться в том, что события освещались в нём с позиций нового ишува . Еженедельник обращался к светской тематике и использовал методы более современной журналистики .
Согласно историку Шмуэлю Эттингеру современное еврейское национальное движение зародилось в XIX веке. Уже в 60-е годы возникают немногочисленные группы, призывающие к национальному возрождению и к возвращению в Эрец-Исраэль. Среди них были раввины ( Алкалай , Калишер ), писатели и журналисты ( Давид Гордон , Перец Смоленскин ) и даже один социалист ( Мозес Гесс ). Затем национальные настроения связаны с деятельностью движения Ховевей Цион . В дальнейшем влиятельным фактором в жизни еврейского народа становится сионизм . В 1871 году Давид Гордон публиковал в газете «Ха-Маггид» статьи о политическом возрождении еврейства путём заселения Эрец-Исраэль. Элиэзер Бен-Йехуда в 1879 году на страницах ежемесячника «Ха-Шахар» призвал к созданию в Эрец-Исраэль духовного центра всего еврейства. Вскоре сам Перец Смоленскин, издатель и редактор еженедельника, стал горячим сторонником возвращения евреев на историческую родину, о чём он писал в последних трёх томах «Ха-Шахара». В определённой степени Смоленскин заложил основы идей сионистского движения, которое было создано в последующие два десятилетия . После погромов на юге Российской империи в 1881—1882 годах такие периодические издания, как «Ха-Мелиц», «Ха-Маггид», «Ха-Шахар» (все на иврите) и издававшийся на русском языке в Петербурге «Рассвет» (II-ой), начали публиковать палестинофильские материалы и выражать поддержку движению Ховевей Цион. На страницах своего журнала «Автоэмансипация!» Натан Бирнбаум ввёл новый термин, «сионизм», вскоре получивший всеобщее признание. Сборники «Ха-Пардес» Иехошуа Равницкого и позднее ежемесячный журнал «Ха-Шиллоах» под редакцией Ахад-ха-Ама были первыми выразителями идей духовного сионизма. В июне 1897 года Теодор Герцль основал еженедельную газету «Ди Вельт», впоследствии ставшую органом всемирной Сионистской организации .
По данным газеты « Ха-Цфира », в 1895 году существовало 116 периодических изданий, посвященных еврейскому вопросу . Согласно энциклопедии Jewish Encyclopedia , изданной в 1901—1906 годах и лёгшей в основу Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона , к 1904 году число еврейских периодических изданий, действующих и прекративших своё существование, составило 1059 наименований (без ежегодников), из которых только 211 были действующими .
В представленной ниже таблице приводится выборочный список еврейских периодических изданий, составленный на основании оценок этих изданий, приведённых в источниках статьи. Следуя библиографическому обзору Авраама Гаркави , в таблицу также включены литературные сборники, выходившие более-менее периодически.
Название (рус.) |
Город /
Гос-во |
Год
основ. |
Язык | Название (ориг.) |
Основатель /
Перв. редактор |
Тип и
периодичность |
Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Амстердам | 1675 | ладино | Gazeta de Amsterdam | Д. Кастро Тартас | газета | ||
Амстердам | 1686 | идиш | דינשטאגישי און פרייטאגישי קורנט | Ури Файбуш Халеви | газета, выходила дважды в неделю | по вторникам «Динстагише к.», по пятницам — «Фрайтагише к.» | |
Амстердам | 1691 | иврит | פרי עץ-החיים | У. Ф. Ха-леви | ежемесячный журнал | галахические вопросы | |
Венеция | 1715 | иврит | ביכורי הקציר | двухмесячник | вышло всего три выпуска | ||
Берлин | 1750 | иврит | קהלת מוסר | M. Мендельсон | еженедельник | вышло всего два выпуска | |
Кёнигсберг | 1783 | иврит | המאסף |
Последователи
M. Мендельсона и Н. Вессели |
ежеквартальный журнал | ||
Дессау | 1806 | немецкий | Sulamith |
Д. Френкель
Й. Вольф |
ежемесячник | ||
Вена | 1821 | иврит | בכורי העתים | Ш. Кохен | ежегодник | литературно-научный журнал | |
Варшава | 1823 | идиш | דער בעאבאכטער אן דער ווייכסעל | А.Эйзенбаум | еженедельник | также на польском языке | |
Вена | 1833 | иврит | כרם חמד | Ш. Гольдберг | ежегодник | с 1838 выходил в Праге, с1854 ‒ в Берлине | |
Альгемайне цайтунг дес юдентумс | Лейпциг | 1837 | немецкий | Allgemeine Zeitung des Judenthums | Л. Филиппсон | еженедельный журнал | |
Лейпциг | 1840 | немецкий | Der Orient | Ю. Фюрст | еженедельный журнал | еврейская история и литература | |
Париж | 1840 | французский | Archives israélites de France | С. Каен | еженедельник | ||
Джуиш кроникл | Лондон | 1841 | английский | Jewish Chronicle | А. Валентайн | еженедельная газета | |
Вильна | 1841 | иврит | פרחי צפון |
С. Фин
Э.Гурвич |
ежегодник | первое в Российской империи еврейское пер. издание | |
Филадельфия | 1843 | английский | The Occident and American Jewish Advocate | ежемесячный журнал | |||
Париж | 1844 | французский | L’Univers Israélite | Ж. Блок | еженедельник | ||
Львов | 1852 | иврит | החלוץ |
И. Эртер
И. Шор |
журнал | ||
Верчелли | 1853 | итальянский | L’Educatore Israelita |
Дж. Леви
Э. Понтремоли |
ежемесячный журнал | с 1874 под названием «Весильо исраэлитико» | |
Франкфурт | 1854 | немецкий | Jeschurun | Ш. Гирш | ежемесячный журнал | ||
Ха-Маггид | Элк (Лык) | 1856 | иврит | המגיד | Л. Л. Зильберман | еженедельная газета | |
Рассвет | Одесса | 1860 | русский | Рассвет |
О. Рабинович
И. Тарнополь |
еженедельный журнал | начало еврейской периодики в России |
Вильна | 1860 | иврит | הכרמל | С. Фин | еженедельник до 1870, затем ежемесячник | первые 3 года с приложением на русском | |
Ха-Мелиц | Одесса | 1860 | иврит | המליץ | А. Цедербаум | еженедельная (с 1886 ежедневная) газета | с 1971 выходила в Петербурге |
Сион | Одесса | 1861 | русский | Сион |
Э. Соловейчик
Л. Пинскер |
еженедельный журнал | преемник «Рассвета» |
Одесса | 1862 | идиш | קול מבשר | А. Цедербаум | приложение к газете Ха-Мелиц | ||
Ха-Цфира | Варшава | 1862 | иврит | הצפירה | Х. З. Слонимский | еженедельная (с 1886 ежедневная) газета | научно-популярная газета |
Иерусалим | 1863 | иврит | הלבנון |
И. Брилль
М. Ха-Коэн И. М. Саломон |
журнал | первый ортодоксальный печатный орган на иврите в Эрец-Исраэль | |
Хаваццелет | Иерусалим | 1863 | иврит | חבצלת |
И. Бак
И. Д. Фрумкин |
еженедельная газета | орган иерусалимских хасидов |
Амстелвен | 1865 | голландский | Nieuw Israëlietisch Weekblad | М. Руст | еженедельник | ||
Ха-Шахар | Вена | 1868 | иврит | השחר | П. Смоленскин | ежемесячник | |
День (газета, Одесса) | Одесса | 1869 | русский | День | С. Орнштейн | еженедельник | |
Петербург | 1871 | русский | Вестник русских евреев | А. Цедербаум | еженедельная газета | преемник одесского «Посредника» | |
Еврейская библиотека | Петербург | 1871 | русский | Еврейская библиотека | A. E. Ландау | ежегодник | историко-литературные сборники |
Константинополь | 1871 | ладино | El Tiempo | Х. Кармона | газета, дважды в неделю | ||
Русский еврей | Петербург | 1879 | русский | Русский еврей | Л. Берман | еженедельник | |
Рассвет (II-ой) | Петербург | 1879 | русский | Рассвет |
А. Цедербаум
А. Гольденблюм |
еженедельный журнал | |
Восход | Петербург | 1881 | русский | Восход | A. E. Ландау | ежемесячный журнал | преемник «Еврейской библиотеки» (1871—1880) |
Петербург | 1881 | идиш | דאָס אידישע פאָלקסבלאַט | А.Цедербаум | еженедельная газета | ||
Тлемсен | 1882 | французский | Le Petit Tlemcenien | еженедельная газета | |||
Иерусалим | 1884 | иврит | הצבי | Э. Бен-Йехуда | еженедельная газета | с 1908 ‒ ежедневная, временами называлась «Ха-Ор» | |
Варшава | 1884 | иврит | האסיף | Н. Соколов | ежегодник | ||
Будапешт | 1884 | венгерский | Magyar Zsidó Szemle |
В. Бахер
И. Баноци |
ежемесячник | ||
Вена | 1885 | немецкий | Selbst-Emancipation! | Н. Бирнбаум | журнал-двухнедельник | ||
Ха-Иом | Петербург | 1886 | иврит | היום | Л. Кантор | ежедневная газета | первая в мире ежедневная газета на иврите |
Киев | 1888 | идиш | די יודישע פֿאָלקס־ביבליאָטהעק | Шолом-Алейхем | ежегодник | ||
Варшава | 1890 | идиш | דיא יודישע ביבליאָטעק | И. Л. Перец | ежегодник | ||
Бухарест | 1890 | румынский | Egalitatea | М. Шварцфельд | еженедельник | ||
Одесса | 1892 | иврит | פרדס | И. Равницкий | литературный сборник | вышло три тома: (I — 1892; II — 1894; III — 1896) | |
Берлин
Одесса |
1896 | иврит | השלח | Ахад-ха-Ам | ежемесячный журнал | с 1903 выходил в Кракове под ред. И. Клаузнера , в 1920 переведен в Иерусалим | |
Вена | 1897 | немецкий | Die Welt | Т. Герцль | еженедельная газета | ||
Форвертс | Нью-Йорк | 1897 | идиш | פֿאָרװערטס | А. Каган | ежедневная газета |