Весь мир
- 1 year ago
- 0
- 0
«Весь мир теа́тр» («театральный детектив ») — роман российского писателя-беллетриста Бориса Акунина из серии «Новый детектив» . Тринадцатая часть приключений сыщика Эраста Петровича Фандорина .
Акунин задумал серию «Приключения Эраста Фандорина» как краткое изложение всех жанров детектива, каждый роман представлял собой новый жанр . В данном романе действие разворачивается в театре и вокруг театра, отсюда и название.
В первый день продажи читателями было раскуплено по 300—500 экземпляров в каждом крупном московском магазине .
Москва , 1911 год . К Фандорину обращается вдова А. П. Чехова Ольга Леонардовна Книппер-Чехова с просьбой помочь актрисе театра «Ноев Ковчег» Элизе Альтаирской-Луантэн. По мнению Книппер-Чеховой, Элизе угрожает серьёзная опасность.
Фандорин отправляется на спектакль «Бедная Лиза» , в котором Альтаирская играет главную роль, и страстно в неё влюбляется. В конце спектакля Эраст Петрович становится свидетелем инцидента, когда в букете Элизы оказывается гадюка .
Под видом кандидата в драмотборщики (завлиты) сыщик проникает в театр и знакомится с труппой. Однако сосредоточиться на расследовании Фандорин не может — его всецело поглощают любовные переживания. По совету своего камердинера Масы, чтобы завоевать любовь актрисы, Эраст Петрович сочиняет пьесу « в японском духе » для театра «Ноев Ковчег», в которой Альтаирской отведена главная роль — гейши Идзуми.
Тем временем в театре начинают происходить убийства. Сначала отравлен премьер Смарагдов. Затем, во время премьеры пьесы Фандорина «Две кометы в беззвездном небе», в гримуборной Альтаирской убивают корнета Владимира Лимбаха — горячего поклонника актрисы.
Сама Альтаирская-Луантэн влюбляется в Фандорина и отдается ему, однако жестоко раскаивается в этом и вынуждена скрывать от сыщика свои чувства — она уверена, что её муж, хан Альтаирский, из ревности убивает всех её любовников, а также тех, кого подозревает в любовной связи с актрисой. Чтобы защитить Фандорина, Элиза рвёт свои отношения с ним.
Любовные страдания Фандорина усугубляются тем, он ревнует своего единственного друга и камердинера Масу к Элизе Альтаирской. Эраст Петрович надеялся, что главная мужская роль в пьесе достается ему, однако по стечению обстоятельств она достается Масе. Зная феноменальную популярность японца у женщин, Фандорин уверен, что у Масы роман с Альтаирской.
Фандорин пытается излечиться от любовного недуга и возвращается к расследованию. Улики выводят его на г-на Царькова, т. н. «Царя» — главу подпольной сети спекулянтов . Совместно с одним из актёров — бывшим армейским офицером — сыщик нападает на конспиративную квартиру Царя и допрашивает его. Однако Царю удаётся выскользнуть и скрыться за границей.
Тем временем меценат и покровитель театра, предприниматель Шустров делает Элизе Альтаирской предложение руки и сердца . Пока она раздумывает, Шустрова убивают — перерезают горло бритвой. Компаньон Шустрова — месье Симон — оказывается (роман «Любовник Смерти» ).
После окончательного объяснения с Элизой Эраст Петрович приходит в себя, к нему возвращаются былые дедуктивные способности и он вычисляет убийцу — но поздно. Преступник заминировал театр и собирается взорвать его вместе со всей труппой. Только благодаря находчивости и выдающимся физическим способностям Фандорину удаётся предотвратить взрыв.
В конце романа Элиза и Фандорин признаются друг другу в любви, и решают быть вместе, жить гражданским браком , не ограничивая свободу друг друга. При этом Элиза поставила одно твёрдое условие — никаких детей.
Штерн — Саид Багов ;
Регинина — Алиса Фрейндлих ;
Разумовский — Игорь Владимиров (интересный факт: в романе Регинина и Разумовский — бывшие муж и жена. В жизни Фрейндлих и Владимиров также долгое время были мужем и женой) ;
Лисицкая — Инна Чурикова , Татьяна Васильева ;
Простаков — Евгений Леонов ,
Дурова — Евдокия Германова ,
Клубникина — Татьяна Доронина , Нина Корниенко , Тамара Сёмина ;
Девяткин — Борис Плотников .
По признанию Бориса Акунина, портрет Альтаирской-Луантэн писался, отталкиваясь от образа молодой Марины Неёловой , «однако затем прошёл изрядную трансформацию».
Месье Симон (Сенька Скорик) — Сергей Есенин .
Шустров — Роман Абрамович .
Литературный критик Галина Юзефович о книге :
Странный роман, в котором Эраст Петрович не столько расследует преступления, сколько томится от неразделённой любви к красивой, но глупой и жеманной актрисе. Вялый сюжет, совершенно не похожий на самого себя герой, опереточные страсти и развязка по принципу «ну надо же что-то со всем этим делать».
{{
cite news
}}
:
no-break space character в
|title=
на позиции 14 (
справка
)