Миядзава, Хината
- 1 year ago
- 0
- 0
Кэндзи Миядзава ( яп. 宮沢賢治 Миядзава Кэндзи , 27 августа 1896 года — 21 сентября 1933 года) — японский поэт и автор детской литературы . Был приверженцем учения буддийской Сутры Лотоса (в традиции Нитирэн ), смысл которой доносил в своём творчестве. Также был вегетарианцем , играл на виолончели .
Кэндзи Миядзава родился 27 августа 1896 года в селе Ханамаки , в префектуре Иватэ в семье зажиточных и благочестивых ростовщиков-буддистов. Он был самым старшим из пяти детей в семье. С юных лет Миядзаву очень угнетало то, что богатые родственники живут на широкую ногу за счёт скудных сбережений крестьян.
В 1918 году Миядзава окончил Высшую школу сельского хозяйства и лесоводства в Мориоке , где оставался в течение двух лет аспирантом, проводя исследования почвы. Миядзава самоучкой выучил иностранные языки: английский , немецкий и эсперанто ; увлекался классической музыкой, биологией , геологией и астрономией . Он был ярким студентом, и научный руководитель хотел сделать Кэндзи ассистентом профессора.
Но академической карьере Кэндзи помешали разногласия с отцом. Кэндзи был отвратителен семейный ростовщический бизнес и получение процентной прибыли от отданного под залог имущества бедных крестьян. Это привело к передаче прав наследования ломбардом младшему брату, который, в итоге, под влиянием старшего брата преобразовал ломбард в скобяную лавку. К этим семейным неурядицам прибавилось разочарование Миядзавы в своих попытках обратить отца- амидаиста к особому почитанию Сутры Лотоса . Миядзава считал идеологию буддистской школы Дзёдо несостоятельной и презирал её озабоченность деньгами и социальным статусом. Не найдя в семье понимания своих религиозных и социальных взглядов, будущий писатель в 1921 году уезжает в Токио .
Будучи со своим другом в Токио, Миядзава познакомился с творчеством поэта Сакутаро Хагивара , которое вдохновило его к литературной деятельности. В столице Миядзава пробыл девять месяцев. В течение этого времени он усердно посещал учебную группу буддийской традиции Нитирэн и написал много детских рассказов. Молодой писатель был вынужден вернуться в родной город из-за болезни и последующей смерти своей любимой сестры Тосико. Это событие стало глубочайшим потрясением в жизни Миядзавы, в ночь после её смерти он пишет три прощальных стихотворения: «Утро расставания» ( 永訣の朝 ), «Сосновые иглы» ( 松の針 ) и «Безмолвный плач» ( 無声慟哭 ).
けふのうちに
|
Моя маленькая сестричка
|
|||
Кэндзи Миядзава, «Утро расставания» (1922)
|
В декабре 1921 года Миядзава становится преподавателем сельскохозяйственной средней школы в Ханамаки ( 花巻学校 ). В течение небольшого времени он также вёл курсы для взрослых, адресованные в первую очередь крестьянам и посвящённые улучшению методов ведения общинного хозяйства. Для учеников их учитель был эксцентричным чудаком, который настаивал, чтобы обучение протекало через фактический, личный опыт изучения окружающего мира. Он часто берёт с собой детей из класса как для обучения на открытом воздухе, так и просто для приятных прогулок по полям и горам. Кроме того, дети устраивали представления, сценарии к которым они писали самостоятельно.
Кэндзи Миядзава с 31 июля по 12 августа 1923 года совершил поездку с Хоккайдо на Южный Сахалин , в поисках души своей умершей от туберкулёза 27 ноября 1922 года в 24 года младшей сестры Тоси Миядзавы, так как он думал что её душа отправилась на север, и во время которой совершил поездку по (ныне Сахалинская железная дорога ) с юга на север до станции Сакаэхама (ныне закрытая станция Стародубское ) в селе Сакаэхама ( Стародубское ), которая в то время была самой северной железнодорожной станцией Японии. Как считается, именно поездка по Карафутской железной дороги и посещение станции Сакаэхама вдохновила его на написание стихотворения- верлибра на смерть сестры Тоси «Охотская элегия» (オホーツク挽歌), на создание первых набросков литературного сборника « » (春と修羅, Хару то Сюра) и на начало работы над своим знаменитым произведением о смерти, романом-аллегорией « » (銀河鉄道の夜, Гинга-тэцудо:-но ёру ) . Также встречается и другой перевод заглавия — «Ночь в поезде на серебряной реке» (например, в сборнике «Звезда Козодоя»).
В 1924 году сбережениями со скудной зарплаты он смог финансировать издание своего первого сборника детских рассказов и сказок «Ресторан с большим выбором блюд» ( 注文の多い料理店 , Тюмон но Оои Рё: ритэн ) и часть стихотворного сборника «Весна и Асура » ( 春と修羅 , Хару то Сюра ). Хотя эти книги не имели коммерческого успеха, Миядзава привлёк внимание поэтов Котаро Такамура и , которые восхищались его творчеством и представили работы Кэндзи литературному миру.
В 1926 году Миядзава оставил учительский пост и вплоть до своей смерти в 1933 году вёл борьбу за улучшение материальной и духовной жизни бедных крестьян родной провинции. Он пытается самостоятельно заниматься земледелием, внедряет новые сельскохозяйственные технологии и новые сорта семян. Существует его известное произведение «Общее вступление к искусству агрономии», написанное в стихах. В 1926 году Миядзава создаёт «Ассоциацию крестьян Расу» для помощи малоимущим, учит земледельцев правильно употреблять удобрения, улучшать урожаи риса, путешествует по деревням с лекциями по науке культивирования риса и раздаёт деньги нуждавшимся. Помимо агрономической деятельности, Ассоциация также занималась музыкой и проведением разнообразных культурных мероприятий.
Тяжёлая физическая работа подкосила хрупкое здоровье (долгие годы Миядзава страдал от туберкулёза ), и в 1931 году он заболевает плевритом , который не оставлял его с этих пор до конца жизни.
Последним крупным начинанием Миядзавы была его работа над созданием в 1931 году фирмы по производству сельскохозяйственных удобрений. Его отец создал фонд, чтобы помочь компании расширяться, и воодушевлённый Миядзава работал с повышенным рвением. Но плеврит возвратился, и писателя приковало к постели до самой его смерти 21 сентября 1933 года.
Народ префектуры Иватэ почитает Миядзаву как «Кэндзи- бодхисаттву » за его старания помочь бедным крестьянам.
Миядзава был одарённым и плодовитым автором; особенность его работ — острая любовь к земле и людям. Работая быстро, он написал большое количество детских рассказов, весёлых и юмористических, предназначенных для нравственного воспитания читателя. Также им созданы несколько пьес для своих учеников. Хотя Миядзава и писал стихи в классической форме танка , основной объём его литературного наследия — приблизительно 400 поэм, написанных в свободном стиле ( верлибре ) и датированных 1922—1933 годами.
Его поэмы отличаются большой свободой в манере изложения своих мыслей, обильным использованием научных терминов , иностранных слов, китайских грамматических конструкций, санскритских фраз и даже иногда слов на эсперанто ; широким употреблением разговорного языка, нетрадиционными предметами и образами; смелыми рисунками ритма и интонации , полученными за счёт аллитераций и повторений гласных звуков.
Миядзава был знаком с работой предшествовавших ему ранних поэтов- модернистов , и его обеспокоенность тяжёлым положением крестьян и временами настойчивая демонстрация сугубо личных переживаний показывает, что Миядзава отдавал долг пролетарскому движению и романтическим школам.
Его специфическая поэтическая манера происходит из двух источников. Первый — синестезия , ставшая очевидной после его знакомства в течение 1921—1926 годов с музыкой Дебюсси , Вагнера и Штрауса . Близко связаны с этим источником и его мистические видения, в которых он лицезрел бодхисаттву Каннон , Будду , борьбу демонов или слышал демонические крики.
Второй и самый большой источник его поэзии происходит из следования Миядзавы буддийским идеалам, через безбрачие, отказ от материальных ценностей и жизни в серьёзнейшем самоотречении. Его поэзия — это история духовного восхождения, написанная с болью или иронией о триумфах и падениях на духовном поприще. В сборнике стихов «Весна и Асура» Миядзава называет себя неистовым, злым демоном, асурой , который по своему естеству вынужден сражаться со всеми вокруг. Он часто празднует обновление окружающего мира и радуется небу, облакам, снегу и горам. Или в громе и дожде, в уничтоженных стихией полях риса чувствуется его подавленное молчание. Миядзава изо всех сил старался помогать окружающим его людям преодолевать бедность и мучения и был больше образцом сострадательного человека, чем сознательным поэтом. Такамура Котаро видел Миядзаву не просто формальным, академическим стихотворцем, но человеком, сделавшим свою жизнь поэзией.
После смерти Миядзавы в его доме было обнаружено множество рукописей и черновиков, и, благодаря помощи друзей из литературных кругов, в 1934—1935 годах был издан трёхтомник сочинений Миядзавы. На сегодняшний день собрание сочинений Миядзавы составляет 18 томов стихов, рассказов и повестей.
В ознаменование 50-й годовщины смерти писателя на его родине в Ханамаки в 1982 году был открыт музей. Экспозиция представляет собой некоторое количество рукописей и личных вещей автора, уцелевших от американских бомбёжек во время Второй мировой войны .
В 1996 году столетний юбилей Миядзавы Кэндзи праздновался выставками не только на его родине в префектуре Иватэ , но и по всей Японии. Многочисленные книги, телепередачи, документальные и художественные (см. ниже) фильмы стали свидетельством того, что Кэндзи действительно является народным писателем.
Хотя Миядзава Кэндзи является одним из самых читаемых авторов в Японии, он относительно мало известен за её пределами.
Произведения Миядзавы Кэндзи неоднократно экранизировались, большей частью в виде анимационных лент. Первая экранизация состоялась в 1940 году. Это был полнометражный игровой фильм «Матасабуро-Ветер» ( 風の又三郎 ) режиссёра . Наиболее значимые анимационные экранизации:
В 1996 году в ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения Миядзавы Кэндзи была выпущена биографическая анимационная картина «Ихатовская фантазия. Весна Кэндзи» ( イーハトーブ幻想 Kenjiの春 ; в амер. прокате «Весна и Хаос» [ «Spring and Chaos» ]). Как и в «Ночи на галактической железной дороге», герои изображены в виде кошек.