Interested Article - Коропоккуру

Деревянные фигурки коропоккуру
Белокопытник японский

Коропоккур , Цорпоккур , Коропокгур , Коропоккуру , Цорпоккуру , Коропокгуру ( айнский コロポックル, コㇿポックㇽ koropokkuru, korpokkur ), как утверждает мифология айнов — маленькие человечки, обитавшие под землёй и под стеблями мать-и-мачехи или белокопытника , считавшиеся (духами, божествами) растений (само слово составлено из айнских kor/koro — «белокопытник», pok — «под» и kur/kuru — «человек»).

Айны верили, что коропоккуру населяли их земли до их прихода. Они были умелыми рыбаками, жили в ямках с крышами, сделанными из листьев белокопытника. Как считают айны, их норы, осколки глиняной посуды и каменные орудия до сих пор можно где-то найти.

Легенда

Давным-давно коропоккуру были в хороших отношениях с айнами и посылали им оленей, рыбу и другую добычу, обменивались товарами. Однако они очень не любили, когда их видели люди, и поэтому обычно делали свои поставки под покровом ночи.

Однажды один молодой айну захотел своими глазами увидеть коропоккуру и устроил засаду у окна, где они обычно оставляли свои подарки. Когда наконец явился коропоккуру, молодой человек схватил его и затащил внутрь. Оказалось, что он поймал прекрасную женщину-коропоккуру, и она была так разгневана грубостью айна, что её народ с тех пор никто никогда не видел.

Запись мифа японскими исследователями

В конце 1880-х в ходе экспедиции на Курилы от курильских айнов японский антрополог Сёгоро Цубои впервые записал легенду о низкорослых карликах — коропокгуру, обитавших на островах задолго до прихода сюда айнов и оставивших после себя многочисленные ямы — котлованы полуподземных жилищ.

В 1899 году в деревне Рубэцу японский антрополог Рюдзо Тории , отправленный Токийским университетом на Курилы для изучения айнов, записал от старой айнки 80 лет легенду о низкорослых карликах — коропокгуру , обитавших на Итурупе задолго до прихода айнов .

Научные объяснения

Высказывалось предположение, что мифы о коропоккуру могут быть воспоминанием о реально существовавшем неолитическом народе, жившем на Хоккайдо и Сахалине до айнов и существовавшем отдельно от них, и даже что этот народ мог быть представителем Homo floresiensis , т. н. «хоббитов». Свидетельство тому — землянки, отличающиеся от айнских и гончарные изделия, не похожие на принадлежащие айнской культуре .

Написание цорпок-куру правильнее, чем широко распространенное коро-пок-гуру, потому что, во-первых, коропок есть искажение оригинального айнского слова цорпок — «под», а во-вторых, в языке айну звук [г] сам по себе не существует, а возможен лишь как вариант фонемы /к/.

Акулов А. Ю. «К истории вопроса о цорпок-куру. Связи культуры айну с культурой Дзёмон» // Этнографическое обозрение . — № 2. — 2007

Существует две точки зрения относительно того, существовало ли на самом деле племя цорпок-куру. С. Цубои, Б. Пилсудский считают, что это реально существовавшее племя, вытесненное айнами. В свою очередь, Р. Тории, Ё. Коганэи, Н. Г. Манро, Б. Ляуфер, Дж. Бэчелор считают, что это мифологический народ, а находимые при раскопках керамика и каменные орудия принадлежат самим айнам .

См.также

Примечания

  1. в силу взаимного перехода звуков г и к , к и ц в айнском языке
  2. в японизированной передаче
  3. свезённых в 1884 году японскими властями на Шикотан с Северных и средних Курил (о. Шумшу, Парамушир, Онекотан, Маканруши, Харимкотан, Шиашкотан, Расшуа и др.)
  4. Прокофьев М. М. // Сахалинский государственный университет, Управление культуры департамента образования, культуры и спорта администрации Сахалинской области, Сахалинский областной краеведческий музей, Архивный отдел администрации Сахалинской области. 24 октября 2018 года.
  5. . Дата обращения: 23 июля 2010. 23 июля 2023 года.
  6. . Дата обращения: 19 января 2012. 27 января 2012 года.
  7. Акулов А. Ю. «К истории вопроса о цорпок-куру. Связи культуры айну с культурой Дзёмон» // Этнографическое обозрение . — № 2. — 2007. — С. 150—157

Литература

Источник —

Same as Коропоккуру