Interested Article - Калым

Межличностные отношения
Типы отношений
События
Чувства и эмоции
Насилие в отношениях

Калы́м , или калын ( тюрк. qalım — букв. « плата за невесту » ) — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту . Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матрилокального брака патрилокальным браком . Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям калым наравне с приданым являлся вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи. Был распространён у многих племён и народов мира, в настоящее время в цивилизованных странах сохраняется только в виде ритуализированной инсценировки. Коммунистические идеологи критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам -беднякам. В прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии , Казахстана , Сибири и Кавказа .

Калым в начале XX века

В Казахстане, тогда называвшемся Киргизской АССР , калым был отменён 28 декабря 1920 года . Обоснованием было:

К числу таких пережитков относится калым, унижающий честь и достоинство киргизской женщины и превращающий её в рабыню. Калым способствует закреплению власти богатеев, ставя вопрос о браке в зависимость от материального положения человека. В свободной социалистической республике Советов не может быть места сохранению этого института, насилующего волю и чувство безответной киргизской женщины.

За нарушение вводилось наказание в виде конфискации скота или прочего калымного имущества в двойном размере и лишение свободы для обеих сторон сроком до 1 года.

Калым в Российской империи

Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта (см. Выкуп невесты ), и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян (см. Вено ). По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду. Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В восточной губернии сохранился и сам обычай уплаты калыма под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу. Первоначально калым обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец, поступал в полную собственность последней.

У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте. Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад ( осет. ирæд ), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 году во Владикавказе собрались представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей ; в 1879 году ингушские старейшины общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 рублей, а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки. В Осетии таугарцы платили родителям невесты только 100 рублей, а другие 100 рублей родители, согласно постановлению шариата , записывали в пользу невесты в (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывали в накях только 50 рублей, у осетин-христиан родители брали весь выкуп в свою пользу. У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фунтов пшеницы, 1 рубль денег и т. п.), при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.

У башкир калым существовал до принятия ими ислама . В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 рублей. Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки). До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма. В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (ҡaлын алыу, ҡapшы туй, ҡaлын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 месяцев после брачного сговора). По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (ҡaлым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тёщи. Калым у башкир бытовал и в начале XX века.

Калым и махр

В исламе понятие калым не является выкупом за невесту её семье. Это подарок жениха невесте в виде приданого, которое остаётся в её распоряжении и после свадьбы (а в случае последующего развода — и после развода) — махр . Сура 4 «Женщины» Корана говорит: «Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».

Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается или носит формальный характер.

См. также

Примечания

  1. от 9 августа 2019 на Wayback Machine // БРЭ
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. .
  4. Современный социолог Х. В. Дзуцев от 1 января 2015 на Wayback Machine

Литература

  • Беловинский Л. В. Калым // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой . — М. : Эксмо , 2007. — С. 259. — 784 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-699-24458-4 .

Ссылки

  • Малинин, «О свадебных платежах у кавказских горцев» («Этнографич. обозр.», 1890 г., № 3).
  • Карпов Г. И. Калым и его социальные корни // Туркменоведение. № 2-3, февраль-март 1930. С. 29-33.
  • Ильясов Ф. Н. // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 67-79.
  • Ильясов Ф. Н. // в кн.: Ильясов Ф. Н. Статусная теория цены. М.: Институт социологии РАН, 1993.
Источник —

Same as Калым