Давно пора (Родина)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Страдная пора. Косцы» — картина русского художника Григория Мясоедова (1834—1911), оконченная в 1887 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-6899). Размер — 164 × 282 см (по другим данным, 179 × 275 см ) . Произведение, сочетающее в себе элементы бытового жанра и пейзажа , посвящено теме крестьянского труда во время жатвы .
Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1887 года в Петербурге . Прямо с экспозиции картина была приобретена императором Александром III . В обзорной статье, посвящённой выставке, художественный критик Владимир Стасов назвал «Страдную пору» одной из самых превосходных картин Мясоедова и отметил, что она полна «поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного» . По мнению искусствоведа , в этом полотне впервые в русской живописи столь отчётливо были показаны «величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало» .
Изначально картина была известна под названием «Страдная пора» , впоследствии также употреблялись названия «Страда» и «Косцы» . В современной литературе обычно используется двойное название — «Страдная пора (Косцы)» или «Страдная пора. Косцы» .
В первой половине 1880-х годов, наряду с работой над тематическими картинами, Григорий Мясоедов обращается к пейзажным мотивам . В 1881 году на 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») экспонировалось его полотно «Дорога во ржи» (холст, масло, 65 × 145 см , ныне в ГТГ ) . По-видимому, работа над пейзажами такого типа и привела Мясоедова к идее создания серии картин, «прославляющих мощь и поэзию крестьянского труда» .
Через несколько лет после создания «Дороги во ржи» художник опять возвратился к схожему мотиву. В письме к пейзажисту Александру Киселёву от 25 января 1886 года Григорий Мясоедов сообщал, что начал работу над пейзажем «Поле ржи по заходе солнца», который «выходит скучно и не даёт должного представления». В том же письме Мясоедов писал: «Для бытовых же картин я считаю себя достаточно опытным в пейзаже, и фоны писать могу без стеснения, вот к этому-то и перейду» . Так художник пришёл к идее о создании эпического полотна, не только включающего в себя пейзаж с золотым полем ржи на фоне летнего неба, но и воспевающего труд крестьян, занятых на уборке хлебного урожая .
Работа над картиной «Страдная пора» заняла около года. Она была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок , которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года . Полотно получило хорошие отзывы. В частности, в обзоре, опубликованном в журнале « Русская мысль », писатель Павел Ковалевский так описывал свои впечатления: «Прелестная картина г. Мясоедова . От неё не отошёл бы и стоишь долго, охваченный русским летом, русским полем… Фигуры и пейзаж одинаково хороши… Его нынешняя работа — одно из украшений богатой выставки Товарищества» . Художник Василий Поленов , представлявший на выставке своё крупноформатное полотно « Христос и грешница », писал своей сестре : «Мясоедов давно такой хорошей вещи не выставлял — огромная картина, мужики и бабы косят рожь. Удивительно правдиво и оригинально…» Хорошо отозвался о картине и художественный критик Владимир Стасов , опубликовавший обзорную статью о выставке передвижников .
Прямо с выставки картина «Страдная пора» была приобретена императором Александром III . Долгое время полотно находилось в Гатчинском дворце . В 1959 году картина, в то время хранившаяся в Павловском дворце-музее , была передана в Государственный Русский музей . Полотно «Страдная пора. Косцы» выставляется в зале № 31 Михайловского дворца , где также находятся картины « На войну » Константина Савицкого , « В тёплых краях » Николая Ярошенко и другие .
Под голубым небом с розоватыми облаками раскинулось золотистое поле спелой ржи . В той части поля, которая находится справа, рожь уже скошена . В сторону зрителя мерно движутся крестьяне-косцы, им помогают женщины и дети. К жатве — важному событию в жизни крестьян — готовились заранее, работали целыми семьями, при необходимости призывали на помощь соседей. Впереди, ведя за собой остальных, идёт пожилой косарь — по-видимому, глава семьи . Его опалённое солнцем лицо выглядит серьёзным и строгим (как подчёркивает критик, не по причине тяжёлых раздумий, а из-за поглощённости работой). Он одет в голубую рубаху, а его волосы подвязаны жгутом ржи (по народному обычаю, для этого использовались колосья из первого снопа ). В выражении его лица, крепкой фигуре, уверенной поступи и энергичном движении рук чувствуется внутренняя собранность. За ним в том же ритме движется второй косарь, одетый в белую рубаху. Хотя он вспотел и волосы прилипли ко лбу, он старается не отстать от первого крестьянина. Далее следует третий косарь в красной рубахе. Он — самый молодой из трёх, его лицо оживлено улыбкой, труд доставляет ему радость . Рядом с косцами трудятся крестьянки, которые сгребают колосья и вяжут снопы . Композиция строится на чередовании мужских и женских фигур, а также тёмных и светлых пятен одежды .
Значительную роль в произведении играет пейзаж, включающий в себя колышущееся море из колосьев ржи — безбрежные поля, доходящие до самого горизонта. По словам искусствоведа , «показанная в период цветения, полная жизненных сил природа воспринимается здесь как синтетический образ родной земли». Глубина пейзажа передана посредством цветового строя и ритма цветовых пятен. С помощью выбора точки зрения — под углом и несколько снизу — создаётся ощущение большего разворота пространства, а также достигается «монументализация образов» крестьян, фигуры которых словно вырастают из колосьев и возвышаются над зрителем . Не нарушая цельности образа, пейзаж оживляют разнообразные мелкие детали: летающие над полем бабочки, листья лопуха , стебли чертополоха , а также васильки , проглядывающие среди колосьев, и ромашки , изображённые на переднем плане .
Картина наполнена оптимизмом — в частности, этому способствует её светлый и радостный колорит . Голубизна неба, подёрнутого нежной розоватой дымкой, и зелень травы оттеняют золотисто-жёлтую цветовую гамму ржаного поля. Для цветовых и световых градаций художник использует принципы тональной живописи. Контрасты, вносимые разноцветной одеждой крестьян, добавляют картине «бодрую ноту» .
В процессе работы над полотном «Страдная пора. Косцы» Мясоедовым был создан ряд этюдов и эскизов . Среди эскизов, связанных с сюжетом этой картины, наиболее известны «Уборка снопов» (холст, масло, 20,7 × 37,9 см , ГРМ , инв. Ж-7623, приобретён у Ю. К. Линника ) и «Уборка ржи» (бумага, акварель, 13,1 × 12,5 см , ГТГ ) . Живописный эскиз «Уборка снопов», написанный Мясоедовым в светлой, но немного приглушённой цветовой гамме, рассматривается в качестве «первого звена» на пути к созданию будущего полотна. При этом искусствоведы отмечали недостаточную проработанность композиции этого эскиза, а также статичность изображённой на нём сцены. В то же время в акварельном наброске «Уборка ржи» можно заметить более сложное развитие сюжета, а также стремление художника «к широкому охвату пространства, к развёрнутому показу крестьянского труда» .
Два живописных этюда хранятся в Государственной Третьяковской галерее — «Жница» (холст на картоне, масло, 35,5 × 16,7 см , инв. Ж-257, приобретён в 1962 году у Р. Н. Николаевой ) и «Крестьянин-косарь» (холст на картоне, масло, 37 × 17 см , инв. 21969, был в собрании Матвеева, поступил в музей в 1933 году) . Картина «Крестьянин-косарь» считается одним из лучших этюдов для полотна «Страдная пора». На ней дано «поясное изображение косаря на фоне ясного голубого неба и спелых колосьев ржи», причём художник сосредотачивает внимание на лице крестьянина, а также на сильном и ловком движении его рук. Внешний облик косаря схож с сидящим крестьянином, изображённым на более ранней картине Мясоедова « Земство обедает » (1872). Хотя обе фигуры исполнены в похожей цветовой гамме, они различаются тем, что сидящий крестьянин погружён в глубокие раздумья, в то время как косарь, изображённый на этюде, полон сил и энергии. Искусствоведы отмечали, что лицо косаря на этюде написано значительно лучше, чем в окончательном варианте картины. Это объясняется тем, что в большом полотне Мясоедов стремился показать «общий трудовой порыв, труд, как дело огромной жизненной важности», и это стремление отодвигало на второй план задачу углублённых психологических характеристик отдельных действующих лиц .
Ещё один этюд, «Голова мужчины в венке из колосьев» или «Голова крестьянина в венке из колосьев» (холст, масло, 33 × 28 см ), датируемый 1884 годом или, менее конкретно, серединой 1880-х, находится в собрании Орловского музея изобразительных искусств . Он был приобретён для музея Министерством культуры Российской Федерации в 2009 году. По некоторым сведениям, этот этюд является автопортретом художника .
В Государственном музее искусств Казахстана имени А. Кастеева хранится картина Мясоедова «Жатва» (холст, масло, 141 × 268 см , 1887) — авторский вариант-повторение полотна «Страдная пора. Косцы» . Ещё один вариант-повторение картины, большего размера (268 × 400 см ), был написан Мясоедовым в 1892 году . Художник создал его, понимая, что оригинальное полотно, находившееся в Гатчинском дворце, оказалось недоступным для широких народных масс. Мясоедов подарил это авторское повторение Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества . По сведениям на 1964 год, местонахождение этого повторения было неизвестно .
В статье «Выставка передвижников», опубликованной в номере « Новостей и Биржевой газеты » от 1 марта 1887 года, критик Владимир Стасов писал, что «Страдная пора» Григория Мясоедова является одной из самых удачных картин художника. По словам Стасова, «впечатление золотого ржаного поля, где, закрытые до пояса колосьями, косят рожь мужики и бабы, лёгкие облачка на небе, розовые нежные отблески на горизонте — всё это полно поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного» .
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в картине «Страдная пора» Мясоедов «не сумел с достаточной выразительностью обрисовать лица своих героев, показать на них определённые чувства», но при этом художник смог создать «общее впечатление шири, народной силы». По словам Сарабьянова, в этом произведении Мясоедову удалось добиться «монументального построения полотна», которое соответствует общему замыслу и показывает «красоту трудового подъёма в страдную пору» .
В монографии о творчестве Мясоедова, изданной в 1971 году, искусствовед подчёркивала, что до появления картины «Косцы» в работах русских художников второй половины XIX века не было столь «оптимистической трактовки темы крестьянского труда» и что в этом смысле полотно Мясоедова можно сравнить разве что с картиной Алексея Венецианова « На пашне. Весна », созданной в 1820-х годах. По словам Шуваловой, в картине «Косцы» впервые в русской живописи столь отчётливо были показаны «величие и красота крестьянского труда и, главное, его могучее созидательное начало» .
Искусствовед Виталий Манин отмечал жизнерадостность картины «Страдная пора. Косцы» и писал, что в ней Мясоедов показал своё владение « пленэрным письмом и предметным ощущением действительности», которое привело «к почти физическому осязанию красоты цветущей природы». По словам Манина, в этой картине поэтизируется крестьянский труд и «исчезают любые намёки на критическое суждение о реальности» .