Interested Article - Муравьёва, Марфа Николаевна

Ма́рфа Никола́евна Муравьёва (1838—1879) — российская балерина.

Биография

Марфа Муравьёва родилась 29 июня ( 11 июля ) 1838 года в семье вольноотпущенного крепостного в Москве . Училась же в Петербурге, в Санкт-Петербургском театральном училище , куда поступила в возрасте шести лет . Занималась в классах у Фредерика, Э. Гюге и М. И. Петипа . Среди её преподавателей также была Дарья Лопухина . Её исключительные танцевальные способности проявились рано, и будучи ещё ученицей, она выходила на сцену в ответственных танцевальных детских партиях: в 1848 году десятилетней девочкой Муравьева танцевала партию амура в балете Перро «Мечта художника» на музыку Пуни и Орсиньи, а чуть позже в балете Сен-Леона «Мраморная красавица». Постепенно репертуар юной танцовщицы усложнялся.

В 1858 году она закончила учебу и была зачислена в состав петербургской балетной труппы на амплуа первой танцовщицы, Петербургская дирекция императорских театров с самого начала выдвинула её на место ведущей балерины . К этому времени за её плечами было уже несколько балетных партий. После выпуска в 1858 году она вместе с московской выпускницей Прасковьей Лебедевой была отправлена за границу для поправки расшатанного частыми выступлениями здоровья . Возвратившись в Россию, Марфа Муравьева прочно заняла место ведущей танцовщицы петербургской балетной труппы.

Вместе с тем она довольно часто выступала в Москве. Первый её спектакль в Московском Большом театре состоялся в 1860 году и сопровождался большим успехом. Однако критика, оценив простоту и свободу её танца, одновременно отметила и её слабые актёрские данные . В 1860—1862 гг. она работала в московском Большом театре, затем снова в Петербурге (до 1865) .

Однако приезды в московский театр всё равно были частыми, но, как правило, они шли в отсутствие ведущей московской танцовщицы Прасковьи Лебедевой . Творчество этих двух талантливых балерин-ровесниц тесно соприкасалось. Муравьёвой часто не хватало актёрского мастерства, поэтому ей трудно было соперничать с Лебедевой, обладавшей незаурядными актёрскими данными . Критик Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) писал: «Наезды Муравьевой в Москву обычно происходили тогда, когда ведущая московская танцовщица Лебедева уезжала на гастроли в Петербург» .

На Петербургской сцене Марфа Муравьева была счастливой соперницей Петипа-Суровщиковой (первая жена прославленного балетмейстера М. И. Петипа ): эти две прекрасные балерины разделили балетную публику Петербурга на два враждующих лагеря: одни симпатизировали Муравьевой, другие предел танцевального совершенства видели в Суровщиковой, о чём подробно рассказывается в балетных хрониках .

В 1862 году Марфа Муравьева после закрытого просмотра выступала на гастролях в Париже в « Гранд-Опера », где по желанию дирекции она танцевала в балете « Жизель ». Её выступления прошли столь успешно, что после этого она ещё дважды гастролировала в Париже: в 1863—1864 гг . В 1863 году в балете «Жизель» (эта роль считалась лучшей в её репертуаре), в 1864 — «Немея» («Фиаметта») .

Возвратившись в 1864 году из Франции в Петербург, она исполнила роль Царь-девицы (первая исполнительница) в « Коньке-Горбунке » композитора Пуни в постановке Сен-Леона . Это была её последняя роль. Спустя несколько месяцев после первого представления балета она вынуждена была уйти из театра. Она танцевала всего семь лет. В 27 лет она вышла замуж за предводителя дворянства Санкт-Петербургского уезда господина Зейфарта и оставила сцену . Умерла от чахотки Марфа Муравьёва в Санкт-Петербурге 15 (27) апреля 1879 года . Похоронена на Новодевичьем кладбище .

Репертуар

Марфа Муравьёва в балете «Дьяволина» (1863)

(*) — первая исполнительница партий:

Критика о творчестве балерины

Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.): "Муравьёва была одной из крупнейших русских лирических танцовщиц. Танец её не был воздушным, она не делала ни больших затяжных прыжков, ни парящих полётов в воздухе, но была необыкновенно легка и все время как бы еле касалась пола. Техника Муравьевой была доведена для своего времени до предела совершенства. Знаменитый итальянский балетмейстер и педагог Карло Блазис чрезвычайно образно писал, что «из-под ног её во время танцев сыплются алмазные искры» и что её «быстрые и беспрестанно изменяющиеся pas невольно сравниваешь с нитью пересыпающегося жемчуга». Слабая выносливость не позволяла ей исполнять большие балеты. Партия Царь-Девицы, не требовавшая ни особой выносливости, ни сложной актёрской игры, как нельзя лучше подходила Муравьёвой .

"Это была одна из лучших русских лирических танцовщиц. Её танец с первых выступлений отличался совершенством линий, музыкальностью, выразительностью движений. Особенно мелкие движения и пальцевая техника вызывали восторг зрителей.

«Искусство М. отличали высокая техника, воздушность, гармоничное совершенство линий, тонкая музыкальность, лиризм» .

«М. виртуозно владела техникой мелких, быстрых движений на пальцах (terre a terre), сохраняя воздушность и мягкость танца. Искусство М. отличали поэтич. образность, тонкая музыкальность и выразительность пластики. Умела создавать глубокие, значит. образы даже в посредств. балетах» .

«… известная балерина, восхищавшая в 1860-х гг. СПб. и московскую публику своей легкостью и грацией. Исполнение некоторых из её па едва ли было доступно тогдашним европейским балеринам, не говоря уже о русских».

Примечания

  1. Ю. А. Бахрушин в книге «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
  2. . Дата обращения: 24 апреля 2010. 13 мая 2013 года.
  3. [www.pro-ballet.ru/html/m/murav5eva.html Муравьева в балетной энциклопедии (Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997)]
  4. . Дата обращения: 6 октября 2010. 13 мая 2013 года.
  5. 25 февраля 2015 года.
  6. [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/9050 Большая биографическая энциклопедия // Муравьева, Марфа Николаевна]

Ссылки

  • [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/9050 Биографический словарь]
  • [dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/9050 Большая биографическая энциклопедия // Муравьева, Марфа Николаевна]
  • Ю. А. Бахрушин . «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.)
Источник —

Same as Муравьёва, Марфа Николаевна