Успенский военный собор (Нижний Новгород)
- 1 year ago
- 0
- 0
Собо́р Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы — православный храм в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода .
Согласно житийной литературе, первая одноимённая каменная церковь в монастыре была возведена в 1370 году митрополитом Алексием . Храм простоял до XVII века, когда из-за ветхости был разобран. На его месте в 1647—1649 годах возвели новый монументальный каменный собор. Строительство осуществляла артель каменщиков, под руководством Вельямина Черсткина.
Собор часто страдал от пожаров в XVIII веке, но восстанавливался в изначальном виде. В 1870-е годы был серьёзно перестроен под руководством академика архитектуры Льва Даля , с частичным возвратом изначальных архитектурных форм.
В советское время собор, как и вся обитель, был изъят у верующих. В храме размещались архив и овощехранилище. В 1980-х годах прошла масштабная реставрация здания, с возвращением собору изначального вида.
В 1990-х годах храм был возвращён Русской православной церкви.
По традиции основание Благовещенского монастыря продолжают относить ко времени основания Нижнего Новгорода в 1221 году, хотя в современных исследованиях отмечается, что это историографический миф, восходящий к XIX веку. В исторических документах Благовещенский монастырь начинают упоминать только со второй половины XIV столетия .
О постройке в монастыре каменной церкви сообщало Житие митрополита Алексия, согласно которому после основания Андроникова монастыря в Москве митрополит «шествие творя в Нижний Новоград и тамо церковь камену прекрасну воздвиже во имя… Богородица… Благовещения, и ту тако же всяческими добротами украсив и монастырь устроив» . Возрождение обители митрополитом Алексием — историографический миф. Версия об основании монастыря митрополитом изначально сложилась в житийной литературе , прославляющей деяния этого святого и одновременно обосновывала новый митрополичий статус обители. Никаких достоверных сведений об участии митрополита Алексия в судьбе обители не обнаружено .
Предполагается, что каменный храм Благовещения Богородицы был построен в 1370 году, когда митрополит во время осады Москвы Ольгердом был в Нижнем Новгороде и там крестил сына князя Бориса Константиновича . За пять лет перед этим — в 1365 году — митрополит отнял Нижегородскую епископию у владыки Алексия. Постройка храма, по всей видимости, должна была упрочить престиж митрополичьей власти в Нижнем Новгороде и авторитет Благовещенского монастыря, выступавшего оплотом миссионерской деятельности в Поволжье. Также поездку Феофана Грека в Нижний Новгород после 1378 года связывают с поручением ему росписи митрополичьего храма .
Никаких следов древнего памятника обнаружить не удалось, хотя он простоял до XVII века. Единственный источник, по которому можно судить о внешнем виде церкви — изображение на створе киота хранившейся в монастыре иконы митрополита Алексия, изданное Макарием . Сам киот не сохранился и судить о времени его создания не представляется возможным, хотя характер избыточной декоративности и фантастичности изображённого храма указывает на более позднюю дату создания киота .
Архитектуровед и археолог Николай Воронин считал: если предположить, что иконописец сохранил в своём рисунке какие-то черты реально существовавшего храма, то, учитывая данные об архитектурных формах храмов XIV—XV, Благовещенская церковь имела значительную высоту, закомарное покрытие, второй ярус закомар или кокошников в основании барабана главы , членение фасадов по горизонтали узорчатыми поясами. В таком случае, построенный митрополитом храм следовал складывавшемуся тогда московскому архитектурному стилю .
К началу XVII столетия Благовещенская церковь находилась в плохом состоянии. В Писцовой книге 1621 года сообщалось, что «на монастыре церковь Благовещение Пречиситые Богородицы каменная ветха». Замена церкви на новый соборный храм произошла только в середине века, что послужило началом формирования существующего архитектурного ансамбля монастыря, когда Вельямин Черсткин добился царской жалованной грамоты на беспошлинный провоз кирпича из Балахны . Железо для связи поставлялось из патриарших кладовых Московского Кремля .
Дореволюционные публикации датировали строительство собора 1647 или 1649 годами. Поздние монастырские описи XIX—XX века иногда называли 1647 год временем освящения престола храма. В Нижегородском летописце возведение собора относилось к 1648—1649 годам. Такой даты придерживался исследователь нижегородского зодчества Николай Филатов , установивший на основании документов, хранящихся в РГАДА, руководителя работ — «строителя» Вельямина Черсткина, и мастеров строительной артели — Данилу и Григория Тимофеевых. В 1690 году рядом с собором была возведена небольшая Сергиевская (Алексеевская) церковь .
В XVIII веке собор неоднократно страдал от пожаров. Большой пожар 25 июня 1715 года опустошил значительную часть Нижнего Новгорода, в том числе и Благовещенский монастырь. Храм был отремонтирован к 1718 году. 18 октября 1722 года случился новый пожар, в котором пострадали все здания обители. В реестре сгоревшего имущества, составленного попом Стефаном, сообщалось, что у соборной церкви Благовещения обвалилась центральная, обшитая черепицей, глава, рассыпался прорезной железный крест, а на малых главах полностью сгорела кровля. Ремонтные работы в соборе проводили плотники пригородного села Гнилицы и нижегородские каменщики .
Сильный пожар 1767 года уничтожил металлические связи внутри собора, а галерея с северной стороны частично обвалилась. Разрыв связей привёл к наклону барабанов четырёх малых глав. Собор не использовался целое десятилетие, так как после секулярной реформы императрицы Екатерины II, лишившийся своих владений Благовещенский монастырь испытывал проблемы со средствами на строительство. Только в начале 1770-х годов начался ремонт храма, законченный в 1774 году. Обрушившаяся часть галереи была сложена заново в 1777 году. Одновременно началось восстановление интерьеров. Службы восстановились лишь в 1782 году .
Через несколько лет собор вновь требовал ремонта. Составленное губернским архитектором Яковом Ананьиным в 1785 году «описание ветхостей» свидетельствовало о необходимости замены кровли. Монастырские власти выискали деньги на ремонтные работы у наместнического правления. Последний ремонт храма в XVIII веке производился в 1789 году, когда ураганом сорвало крест с центральной главы .
С переводом в Нижний Новгород ярмарки из Макарьева выправилось экономическое положение монастыря, располагавшегося напротив ярмарочной территории и ставшего удобным местом для складирования товаров. Для этих целей использовались подвалы монастыря, в том числе подцерковье Благовещенского собора. Также увеличились купеческие вклады на погребение в стенах обители. Всё это позволило монахам вести новое крупное строительство: в стиле русского классицизма была выстроена Алексеевская церковь, перестроен архимандричий корпус. Был перестроен и главный собор обители: вместо западного крыльца возведён портик. В 1825—1826 годах галерея с западной стороны была продлена до паперти Сергиевской церкви .
В 1850—1860-х годах собор был украшен изнутри росписью. В 1870-е годы соликамским потомственным дворянином А. И. Дубровиным были профинансированы работы, существенно изменившие внешний вид храма. Николай Филатов называл их «первой в Нижнем Новгороде научно обоснованной реставрацией», проведённой под руководством академика архитектуры Льва Даля. Возвращение в ходе данных работ собору «первозданного вида» ставится под сомнение. Даль произвёл обмеры и составил чертёж «Фасад Благовещенского собора в Нижегородском Благовещенском монастыре, реставрированного в его прежнем виде», утверждённый 13 сентября 1872 года. Анализ проекта показывал, что в изначальном виде восстанавливалась только крыша храма .
В советский период Благовещенский монастырь был закрыт, здания были отданы под размещение различных организаций. В Благовещенском соборе были прекращены службы, его моленный зал использовался как архив, а подвал — как овощной склад. Убранство интерьера было уничтожено .
В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР собор был взят на охрану, как памятник архитектуры. К тому времени здание пришло в аварийное состояние . Предварительные реставрационные работы начались в 1961 году, когда Е. А. Окишев и В. Д. Пегов выполнили обмеры храма .
После смерча 3 июля 1974 года, нанёсшего ущерб ансамблю монастыря, были начаты противоаварийные мероприятия . Специалисты объединения «Союзреставрация» под руководством главного инженера В. Гончарова разработали проект укрепления конструкций собора. В 1981 году по верху стен был устроен железобетонный пояс, надёжно их связавший и разгрузивший своды от давления барабанов. Таким образом был предотвращён дальнейший наклон малых барабанов, от выравнивания которых было решено отказаться .
Специалистами «Союзреставрации» были проведены комплексные исследования собора, натурные и архивные, проводились и фиксировались зондажи и шурфы. Одновременно с инженерными велись и реставрационные работы. Автором проекта реставрации 1981 года выступил архитектор-реставратор Вячеслав Широков. Работы, за исключением интерьеров, были завершены в 1986 году .
После реставрации встал вопрос об использовании здания. Возможность восстановления богослужений даже не рассматривалась. Предполагалось устроить в соборе музей атеизма или концертный зал .
После распада СССР Благовещенский монастырь вместе с собором был возвращён православной церкви и в нём была возобновлена мужская обитель. После передачи здания храма монастырским властям, его облик снова стали искажать различными «поновлениями»: были остеклены арочные проёмы галереи, устроен непрезентабельного вида входной тамбур в подклет, в котором разместилась монастырская пекарня .
Благовещенский собор представляет собой монументальный четырёхстолпный пятиглавый храм, при этом свод между западной парой столпов и стеной в нём необычно расширен. Главы собора имеют строгий силуэт шлемовидной формы. На каждом фасаде имеется по три закруглённые бочкообразные закомары . С двух сторон нижняя часть храма окружена галереей, арочные проёмы которой изначально были открытыми. Среди нижегородских храмов Благовещенский собор представляет собой единственный памятник XVII века в котором была применена опоясывающая по низу галерея — характерная черта ярославских и костромских церквей Верхнего Поволжья .
Храм выполнен со многими, только ему присущими архитектурно-художественными и конструктивными особенностями. Возводился по типу шестистолпного, размерами 13,2×22,9 м, однако своды и главы храма поддерживают только четыре пилона. Западная пара столбов отсутствует, а образованное пространство в 114 м² перекрыто сомкнутым сводом с распалубками. Восточная стена по типу ярославских храмов поставлена на алтарные своды .
Главы изначально были разной формы: центральная — луковичной , четыре малых боковых — шлемовидной. Центральная глава собора была покрыта муравленой черепицей, боковые — белым железом . Покрытие церковных глав поливной черепицей имело большое распространение в нижегородской архитектуре, так как центром её производства являлась расположенная поблизости Балахна. Особенностью собора являлось то, что такое покрытие имела только центральная глава, а малые боковые главы были покрыты белым железом, закомары — тесовой кровлей. Сама шлемовидная форма глав была уже архаичной для времени возведения храма .
Закомары выполнены с трёхцентровым очертанием, отсылающим к бочечным кровлям древнерусских построек. Под зданием располагалось подцерковье (склад) с двумя входами, в который въезжали на телегах по пандусу с северной стороны. Открытые в стороны паперти внутри имели фресковую роспись , западный и северный входы — бочечные кровли . Бочкообразное завершение крылец-всходов было характерным приёмом как для церковной, так и для гражданской русской архитектуры XVII века .
В начале XIX века в архитектуру храма были внесены детали в духе русского классицизма . В 1819 году западное крыльцо было заменено колонным портиком, перекликавшимся с аналогичным оформлением входа в настоятельские покои, однако резко контрастировавшим с общим обликом собора. Строительные работы были выполнены удельным крестьянином каменщиком Иваном Ивановым .
Проводившиеся в 1870-х годах под руководством Льва Даля работы по перестройке храма также внесли значительные изменения в его архитектуру. Скатная крыша, вероятно устроенная в 1820-х годах, была заменена на изначальную позакомарную. Хотя Лев Даль и утверждал в статье для журнала «Зодчий», что окна храма, судя по их внешнему декору были, по всей видимости, растёсаны при устройстве стеклянных и слюдяных заполнений, в проекте перестройки он ещё больше увеличил световые проёмы, устранив старинные лучковые перемычки и придав окнам прямоугольную форму. В результате перестройки и иных переделок — позолоте крестов и глав, вставке рам в арочные проёмы галереи и витражей в окна, росписей в закомарах и на стенах галереи, раскраске наличников, устройства входного тамбура в подцерковье — собор приобрёл, по словам археолога Андрея Титова , «невежественное благоукрашение» .
В ходе реставрационных работ 1980-х годов были удалены пристрои XIX—XX века, раскрыты арочные галереи, восстановлена первоначальная форма окон, а поздние окна заложены, также было отреставрировано богатое декоративное оформление входных порталов и оконных наличников, сохранён поздний классицистический портик западного входа. Храм вновь получил железное покрытие кровли, а главы обиты медью. Выявленный культурный слой, достигший двух метров и покрывший подклет храма, удалить не удалось из-за коммуникаций .
Опись собора 1718 года свидетельствовала, что галерея имелась с двух сторон храма. Натурные исследования в ходе реставрации советского времени установили, что она существовала также с юга, при этом выстроена была позже основного объёма, когда декоративная отделка фасадов была уже завершена. Своды галереи врезались в порталы, нарушая их декор, а крыша перекрывала низ наличников окон. По всей видимости, наличие галереи всё же было изначально предусмотрено зодчими. Историк русской архитектуры Павел Рапоппорт объяснял такой строительный приём следующим образом: русские мастера в Средние века, завершая работы на каждом объекте, завершали всю его наружную декоративную отделку, при этом зная, что тотчас же, либо в следующий строительный сезон, они перекроют отделку примыкающей галереей. По мнению исследователя, в этом крылась своя логика, кажущаяся нерациональной современному человеку, по которой даже скрытые части фасадов было необходимо полностью украсить декором .
Часть галереи с южной стороны была сломана в связи со строительством Сергиевской (Алексеевской) церкви в 1690 году. Также по документам XVIII века известно, что южный вход в собор не использовался по назначению и был заложен кирпичом. Уже изначально галерея изнутри была украшена росписями, уничтоженными в пожаре 1722 года, однако позже они были возобновлены. В 1825—1826 годах галерея с западной стороны была продлена до паперти Сергиевской церкви, соединив два храма .
Поскольку Благовещенский собор являлся главным храмом обители, его интерьер отличался богатым убранством, с позолоченным резным иконостасом , росписью стен внутри храма и на галерее. Помимо этого, в храме находились монастырская ризница и библиотека с ценными рукописями и книгами . Первоначально иконостас собора наполняло множество древних, убранных драгоценными камнями и жемчугом образов, в числе которых: Богоматерь с предстоящими (993 год, греческий изограф Симеон), образ Алексия Митрополита «в житии» (XIV век) и другие .
После пожара 1767 года в соборе в 1777—1781 годах установили новый резной иконостас из липы, работы вязниковского посадского человека Алексея Угримова. Подряд на позолоту взяли крестьяне Холуйской слободы Пётр Кособрюхов и Матфей Хитин, хотя в поздних источниках значилось, что позолоту иконостаса выполнил сторож Архангельского собора в Нижегородском кремле Дмитрий Иванов .
В 1820 году иконописец из Палеха П. П. Корин на старых двенадцати досках написал новые изображения .
В 1850—1860-е годы собор был украшен изнутри новой росписью стен, а иконостас вновь позолочен и украшен серебряными ризами. Работы осуществлялись на средства московского купца Борисова и соликамского дворянина А. И. Дубровина .