Рождественская улица (Нижний Новгород)
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь Се́ргия Ра́донежского — православный храм в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода .
Храм построен в 1690 году рядом с Благовещенским собором ктитором Иосифом Булгаковым в качестве придела во имя митрополита Алексия . Со временем придел переосвятили в церковь, а в середине XIX века, в связи со строительством в монастыре нового, более крупного храма во имя Алексия Московского, церковь стала именоваться Сергиевской во имя Сергия Радонежского .
Представляющий по архитектурной композиции восьмерик на четверике , храм является небольшим по размеру, но характерным по декору памятником нарышкинского стиля .
Церковь была построена вблизи Благовещенского собора , построенного взамен обветшавшего одноимённого храма. В Писцовой книге 1621 года сообщалось, что «на монастыре церковь Благовещение Пречиситые Богородицы каменная ветха». Замена церкви на новый соборный храм произошла только в середине века, что послужило началом формирования существующего архитектурного ансамбля монастыря, когда Вельямин Черсткин добился царской жалованной грамоты на беспошлинный провоз кирпича из Балахны . Железо для связи поставлялось из патриарших кладовых Московского Кремля .
В 1690 году патриарший ризничий Иосиф Булгаков ушёл на покой в монастырь, решив на свои средства возвести придел к Благовещенскому собору, на что в том же году получил храмозданную грамоту. Придел возводился в честь особо почитаемого с XIV века святителя Алексия, поэтому изначально носил его имя. Одновременно придел должен был стать усыпальницей ктитора. 25 мая 1710 года Булгаков скончался и был похоронен возле постройки, в специально выкопанной и облицованной белым камнем пещере. Большой пожар 1715 года повредил и Алексеевский придел, но позже он был восстановлен и в 1718 году о нём сообщалось в документах: «Да подле соборной же церкви, посторонь, придел во имя Алексия Митрополита Московскаго и всея Русии чудотворца каменной, об одной главе, крест железной, прорезной, позолочен, глава обита черепицею зеленою вново» .
Со временем здание предела ветшало. Его ремонтом озаботились только в начале XIX столетия, в период строительных преобразований на территории монастыря. К тому времени придел уже стал Алексеевской церковью. Губернский архитектор И. Е. Ефимов, отмечая ветхость здания, предлагал заменить деревянную крышу, вместо неё устроив новую на старых стропилах с добавлением решетника, стены оштукатурить, перестроить алтарь, окрасить кровлю шведской краской красно-вишнёвого цвета, снести старую неприглядного вида деревянную галерею, заменив её на каменную с железной крышей. Предложения академика были приняты и под его надзором осуществлены в течение 1826 года. Древнюю соборную паперть продлили кирпичной вплоть до горы и входа в крипту Булгакова .
К середине XIX века, в связи со строительством в монастыре нового более крупного храма во имя Алексия, церковь переосвятили — она стала именоваться Сергиевской во имя Сергия Радонежского .
К 70-м годам XX века здание находилось в запущенном состоянии. В 1978 году был составлен проект реставрации Благовещенского собора, в котором предусматривалась и реставрация Сергиевской церкви, составлявшей с собором своеобразный ансамбль. Автором проекта выступил архитектор-реставратор Вячеслав Широков. Работы поводились в 1979 году: был раскрыт подвал церкви с организацией интерьера, вычинена кладка стен с восстановлением кирпичного декора, а также раскрыты входы в подземные туннели. Храму был придан изначальный облик .
По пространственной композиции храм представляет собой небольшой двухъярусный объём, расположенный рядом с Благовещенским собором и заглублённый наполовину в склон холма. Западный вход в церковь устроен из арочной галереи . Архитектурная композиция храма — восьмерик на четверике . На четверике основания, размером 9,4 м по каждой стороне, покоится восьмерик с пологой крышей и одной главкой. С востока к основному объёму пристроена полукруглая в плане апсида с алтарём, с запада — галерея .
Для архитектуры России конца XVII века было характерно распространение нового художественного стиля — нарышкинского . В архитектуре церкви появились его характерные черты — окна украшали наличники с так называемыми «петушиными гребнями», а подкровельный карниз — богато декорированный пояс . Верхний профиль разорванных фронтонов окон храма, обращённых к горе, составляли отдельные звенья, выполненные из изогнутого лекального кирпича. Этот приём, широко распространившийся в то время, так же как и кладка карнизов выступающими рядами поребрика, помогал простыми средствами достигнуть впечатления пышной отделки и живописности светотени .