Interested Article - Церковь Сергия Радонежского (Нижний Новгород)

Храм преподобного Сергия Радонежского — приходской храм Нижегородского благочиния Нижегородской епархии Русской православной церкви. Освящён в 1869 году . Расположен на Сергиевской улице Нижнего Новгорода.

Церковь Сергия Радонежского — один из старейших храмов исторического района Започаинье , известный с 1621 года. В средние века храм был частью Сергиева монастыря на Петушкове . Позже монастырь был упразднён, но деревянная церковь просуществовала до 1701 года, когда была отстроена в камне.

Существующий храм построен в 1865—1869 годах по проекту архитектора Николая Фельдмана. В церкви сохранились уникальные росписи начала XX века выполненные в неорусском стиле .

История

Сергиев монастырь на Петушкове

Церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского — одна из старейших в Започаинье. Первое упоминание о ней относится к 1621 году, когда в писцовой книге она называлась монастырской: «Сергиева монастыря, что на Петушкове». Кем и когда был основан монастырь неизвестно, не сохранилось и сведений о времени его упразднения. Предположительно, небольшая обитель в районе Започаинья, именовавшемся Петушками ( Петушкова гора ), возникла в XIV веке .

В писцовой книге монастырь описывался следующим образом :

Монастырь Сергиевской, что на Петушкове, а в нём церковь Сергия Радонежского чудотворца да придел Соловецкиз чудотворцев Зосимы и Савватея …да на колоколнице двои колокола. А церковь и в церкве образа и книги, и ризы, и на колоколнице колокола, и всякое церковное строенье — монастырское и мирское. Да на монастыре ж святые врата, а на святых воротах Деисус ; да на монастыре ж 5 келей чёрных старцев, а питаютца игумен з братьею от церкви Божии, а государева жалованья — руги — им нет. Писцовая книга по Нижнему Новгороду (1621).

Первая каменная церковь

Старинный деревянный храм сгорел в опустошительном пожаре 1701 года. Живший в Ильинской слободе известный торговый гость — купец Афанасий Олисов — решил выстроить новую каменную церковь на свои средства. Об этом событии сообщалось в «Нижегородском летописце» :

Лета 1702-го начата строиться в Нижнем Новеграде церковь каменная во имя Спаса Всемилостивого Нерукотворного Образа да Сергия чудотворца. А строил тое церковь гость Афанасий Олисов близ двора своего. «Нижегородский летописец».

Выстроенная церковь была небольшой пятикупольной, с просторной трапезной палатой и высокой шатровой колокольней, украшена муравленой черепицей и изразцами. Однако новый храм простоял недолго и в Большом пожаре 25 июня 1715 года снова сгорел. Церковь быстро восстановили на средства богатых прихожан, однако были утрачены многие декоративные элементы .

В конце XVIII века Сергиевская церковь была вновь освящена епископом Нижегородским и Алатырским Дамаскином (Рудневым) , о чём свидетельствует сохранившийся святой антиминс . На антиминсе не читается точная дата освящения, лишь число — 1 июля. Причина, по которой храм был вновь освящён не известна :

Сей антиминс сия есть трапеза священная на приношение безкровныя жертвы в божественной литургии, освятися благодатию пресвятого и животворящего Духа: Сего ради дарует власть священнодействовати во храме преподобного Сергия Радонежского чудотворца и святого апостола Иакова Заведеева . Антиминс Сергиевской церкви.

Сергиевская церковь на рисунке Д. Быстрицкого. 1850-е годы.

В 1820-е годы обветшавший храм решили перестроить. 22 августа 1822 года преосвященный Моисей (Близнецов-Платонов) представил на рассмотрение и благословение в Святейший синод «Фасад на поправку Сергиевской церкви, что на Ильинке». Автором проекта реконструкции выступил нижегородский городовой архитектор Георг Кизеветтер . В ходе работ верх церкви был полностью разобран и взамен позакомарной кровли установлен небольшой полусферический купол с одной главой, окна расширены, а все фасады выполнены в стиле русского классицизма . Облик церкви кардинально изменился. В таком виде храм был впоследствии изображён на гравюре художника Дмитрия Быстрицкого .

В 1850-х годах церковь была описана в монографии Николая Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода» :

Снаружи Сергиевская церковь византийской архитектуры с двумя главами: одна глава над главным храмом, другая над Никольским приделом; на обеих главах золочёные прорезные кресты. Вместо карнизов, Сергиевская церковь отделана кафлями из цветного гипса, на которых изображены разные птицы <…> У этой церкви колокольня очень низенькая, шатровая. «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода», Н. И. Храмцовский

Второй каменный храм

Несмотря на перестройку 1820-х годов, храм решили отстроить заново во второй половине XIX века. При согласовании проекта в Санкт-Петербурге в сопроводительной записке преосвященного Нектария (Надеждина) содержалась информация о причинах возведения новой церкви: «Существующая во имя св. Сергия церковь в Нижнем Новгороде построенная в 1715 году, пришла в такую ветхость, что неоднократно принимаемые меры для поддержания ея оказались неудовлетворительными» .

20 июня 1864 года первоначальный проект нижегородского архитектора Николая Фельдмана был зарегистрирован в Департаменте проектов и смет. После рассмотрения проект был признан «в техническом отношении неодобрительным». Вскоре он был переделан и новые чертежи направили на утверждение в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а затем представили на одобрение императору. Руководитель управления генерал-лейтенант Павел Мельников лично доставил чертежи Александру II и тот утвердил проект 11 декабря 1864 года .

В следующем году под надзором архитектора Роберта Килевейна началось строительство, окончившееся спустя четыре года, в 1869 году. Строился храм на пожертвования прихожан. При епископе Филарете (Малышевском) новый величественный храм в византийском стиле с четырёхъярусной колокольней был освящён. Главный престол церкви был освящён в честь Нерукотворного Образа Спасителя, северный — в честь Сергия Радонежского, южный — в честь святого Николая .

В 1872 году по просьбе священнослужителей к колокольне были пристроены дополнительные небольшие помещения (под ризницу и сторожку), а также устроено крытое западное крыльцо-паперть. В начале XX века интерьеры храма были расписаны в так называемом неорусском стиле. 31 января 1911 года преосвященный Иоаким (Левицкий) переосвятил один из приделов. Причина, по которой состоялось освящение, неизвестна. Предположительно оно было связано с росписью интерьеров .

К 1918 году приход храма состоял из ближайших 65 домов, в нём официально числилось 930 прихожан. Рядом с церковью располагалось епархиальное духовное училище, построенное в 1871—1872 годах на средства духовенства Нижегородского училищного округа, а также на пожертвования почётного блюстителя — купца Андрея Бочкарёва. Впоследствии училище стало называться Сергиевским, так как здание размещалось фактически на церковной территории. Аналогичное название получил и переулок, где стояли учебные корпуса и хозяйственные службы. При Сергиевском училище была открыта обширная духовная библиотека, в которой насчитывалось более 2 тысяч изданий . В 1891—1893 годах Сергиевское духовное училище было перестроено по проекту епархиального архитектора Александра Никитина (сегодня — улица Сергиевская, 25) .

Советский период

В годы советской власти священнослужители Сергиевской церкви подверглись репрессиям. Осенью 1937 года они были обвинены, как и все клирики Горьковской епархии, в заговоре и участии в «церковно-фашистской, диверсионно-террористической, шпионско-повстанческой организации», во главе с митрополитом Феофаном (Туляковым) . 5 августа 1937 года были арестованы: священники — Иоанн Руновский и Авенир Ильинский, диаконы — Алексий Батистов и Александр Сергиевский. Спустя месяц, 13 сентября, арестовали заштатного диакона Виктора Сергиевского. Решением Особой тройки при УНКВД от 21 сентября 1937 года иерей Иоанн, иерей Авенир, диакон Алексий и диакон Александр приговорены к высшей мере наказания. Приговор привели в исполнение 4 октября. Диакона Виктора Сергиевского расстреляли 11 декабря .

9 октября 1937 года, по причине отсутствия священнослужителей, председатель церковного совета А. Н. Фёдоров подал районным властям прошение с просьбой принять церковное имущество и ключи от храма. На следующий день Президиум Куйбышевского райсовета принял официальное решение о ликвидации церкви и передаче здания под учебный пункт Осовиахима. 27 октября решение было утверждено Президиумом горсовета. Как именно проходила ликвидация церкви — об этом документов не сохранилось .

27 мая 1938 года решением горсовета здание церкви было передано товариществу «Художник». Храм перестроили под мастерские художников, при этом были разобраны купола, два яруса колокольни, пробиты новые окна и оборудован балкон. Тем не менее, в интерьерах храма случайно сохранилась роспись, покрытая белилами .

Современный период

Колокольня церкви, 2015
Настенное панно с Сергием Радонежским напротив входа в храм, 2014
Внешние изображения

В 2003 году церковь была передана Нижегородской епархии . В 2004 году по проекту архитектора-реставратора В. А. Широкова начались восстановительно-реставрационные работы . В октябре 2006 года была полностью оборудована колокольня, на ней были установлены 12 колоколов, самый большой из которых весит 4 тонны .

Повторно освящён 4 ноября 2006 года , чин освящения совершил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , ему сослужили епископы Сергиево-Посадский Феогност и Брянский и Севский Феофилакт . После освящения в храме была совершена первая Божественная литургия , на которой присутствовал первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев .

27 января 2010 года в храме был проведён молебен равноапостольной Нине на грузинском языке .

С декабря 2006 года при храме действует православный центр глухонемых, а по воскресениям совершается литургия с сурдопереводом . При создании центра учитывался опыт работы Симонова монастыря , где работа с глухими и слабослышащими к тому времени велась уже несколько лет . В субботу и воскресенье в храме проходят собрания православного молодёжного центра и православного семейного клуба, одним из направлением деятельности которых является социально-миссионерская работа .

Духовенство

Святыни

  • Икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей . Выполнена монахами мастерской Троице-Сергиевой лавры в 2006 году. Более 10 лет перед этой иконой по воскресеньям после Божественной литургии совершается молебен. Образ был главной святыней выставки-ярмарки «Широкая масленица» на Нижегородской ярмарке с 5 по 13 февраля 2010
  • Икона Божией Матери «Феодоровская»
  • Икона Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати»
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божьей Матери «Скоропослушница»
  • Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей (ростовая). Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей (ростовая). Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Икона преподобного Спиридона Тримифунтского с частицей мощей
  • Икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских с частицами мощей (ростовая) Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас» в 2010 году.
  • Икона блаженной Матроны Московской
  • Икона блаженной Ксении Петербургской Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Икона святителя Луки Крымского с частицей мощей
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей
  • Икона святого Паисия Святогорца
  • Икона преподобного Нила Мироточивого, Афонского, с камушком из его кельи
  • Икона святых пророков Исайи и Иеремии
  • Икона «Исцеление глухонемого». Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас». По евангельской истории Мк, 31 зач., 7, 31—37.
  • Икона Божией Матери "Утоли моя печали". Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Копия креста святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Крест изготовлен в Грузии и приложен ко кресту святой Нины, который находится в Сиони, кафедральном соборе Тбилиси
  • Икона Владимирской Божией Матери. Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»
  • Икона преп. Сергия Радонежского с учениками — преп. Саввой Сторожевским и преп. Никоном Радонежским Написана для храма православной общиной глухих и слабослышащих «Спас»

Ссылки

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Предположение об основании монастыря в XIV веке, после посещения Нижнего Новгорода преподобным Сергием Радонежским, высказал архимандрит Макарий (Миролюбов) . Однако, никаких достоверных исторических сведений об этих событиях не имеется.
Источники
  1. . Нижегородская и Арзамасская епархия. Дата обращения: 2 января 2021. 22 октября 2020 года.
  2. Дегтёва О. В. Сергиевская церковь. Страницы церковного летописания // Нижегородская старина. — 2006. — № 12 . — С. 8—11 .
  3. Краснов В. В., Дёгтева О. В. Забытое имя, увековеченное в камне // Нижегородская старина. — 2012. — № 31—32 . — С. 131—148 .
  4. Нижегородская епархия. (рус.) . . Нижегородская епархия (4 ноября 2006). Дата обращения: 2 февраля 2010.
  5. Высоцкая, Светлана . Нижегородская и Арзамасская епархия (28 января 2010). Дата обращения: 2 февраля 2010. 14 июня 2015 года.
  6. Фалина, Татьяна . Нижегородская и Арзамасская епархия (30 октября 2009). Дата обращения: 2 февраля 2010. 14 июня 2015 года.
  7. Фалина, Татьяна . Нижегородская и Арзамасская епархия (26 октября 2009). Дата обращения: 2 февраля 2010. 26 июня 2012 года.
  8. . Сайт Нижегородской Митрополии . Дата обращения: 9 января 2021. 6 мая 2019 года.
  9. . hram-sergiya-nne.cerkov.ru . Дата обращения: 29 августа 2022. 29 августа 2022 года.
  10. Рукавишников, Андрей . Нижегородская и Арзамасская епархия (2 февраля 2010). Дата обращения: 2 февраля 2010. 14 июня 2015 года.
  11. . Дата обращения: 2 января 2021. 22 октября 2020 года.
Источник —

Same as Церковь Сергия Радонежского (Нижний Новгород)