Interested Article - Дом П. Д. Климова
- 2021-07-06
- 1
Дом П. Д. Климова — памятник градостроительства и архитектуры федерального значения в историческом центре Нижнего Новгорода , Большая Печёрская улица , 35. Построен в 1870—1871 годах, по проекту нижегородского губернского архитектора Р. Я. Килевейна .
В архитектурно-художественном отношении здание совмещает в себе приёмы, характерные для архитектуры эклектики и мотивы народного деревянного зодчества, в частности Нижегородскую глухую домовою резьбу. Постройка относится рядом исследователей, в том числе Ю. Н. Бубновым и С. Л. Агафоновым , к числу лучших образцов городских деревянных домов периода эклектики.
История
Небольшая усадьба по Большой Печерской улице, на которой впоследствии выстроен дом, начала оформляться в 1826 году. Участок земли, ранее принадлежавший подпоручику дворянину А. В. Ульянинову, был отдан в дар «в вечное потомственное владение» вольноотпущенному Игнатию Иванову, бывшему дворовому человеку А. В. Ульянинова. В последующий период усадьба переходила к разным владельцам. К середине XIX века на участке был построен небольшой в три окна по фасаду деревянный на каменном полуэтаже дом, выполненный на основе образцового проекта. В январе 1852 года новой владелице, жене прапорщика Е. Ф. Хомато, был утверждён проект нового дома с мезонином .
В конце 1868 года усадьба была продана крупному строительному подрядчику того времени — потомственному почётному гражданину, нижегородскому купцу первой гильдии П. Д. Климову . Павел Дмитриевич Климов был сыном нижегородского купца, городского головы и почётного гражданина Д. И. Климова. Капитал семья получила благодаря строительным подрядам ещё до отмены крепостного права . Семейная усадьба Климовых изначально находилась на Рождественской улице , но Павел Дмитриевич решил выстроить себе новый жилой дом на тихой Большой Печерской улице .
С приездом в Нижний Новгород академика архитектуры Л. В. Даля исполнителем его проектов стал инженер Р. Я. Килевейн , который постоянно привлекал к работам Климовых, в качестве подрядчиков. Килевейн в 1849 году окончил Строительное училище Главного управления путей сообщения , служил в Казани , а с мая 1859 года стал нижегородским губернским архитектором. По его проектам и при участии были построены здание 2-го Детского приюта, Александро-Невский собор , здание ярмарочного цирка .
Л. В. Даль, страстно увлекавшийся народными истоками русского национального искусства, и прежде всего деревянным зодчеством с традиционной для Нижегородского Поволжья глухой резьбой, сильно повлиял на творчество Килевейна, который в 1870 году создал проект деревянного дома для П. Д. Климова. 5 октября план-фасады дома утвердил Строительный комитет городской управы. На следующий год деревянный на каменном этаже дом был выстроен под надзором автора проекта .
С 1881 года в доме размещалось Нижегородское управление попечения о раненых и больных воинах губернского земства, а позднее, с 1914 по 1918 год, — Общество попечения о раненых и больных воинах. По другим данным, здание принадлежало местному отделению Общества Красного Креста .
В годы советской власти дом был экспроприирован и приспособлен под коммунальное жильё. В настоящее время дом остаётся жилым с покомнатным заселением, в подвале размещаются складские помещения и санузлы. На главном фасаде установлена информационная табличка: «Объект культурного наследия Федерального значения. Жилой дом купца П. Д. Климова построен в 1871 году. Архитектор Р. Я. Килевейн. Фасад богато декорирован глухой резьбой в традициях народного зодчества Нижегородского Поволжья. Лучший образец деревянной застройки города второй половины XIX века» .
Архитектура
Дом одноэтажный деревянный на каменном цоколе с подвальным этажом. В плане близкий к квадрату. Перекрыт в целом трёхскатной крышей. Со стороны уличного фасада имеет высокую двускатную кровлю со скатом в сторону улицы .
Декор дома не был стилизован под старину, а являлся творческой переработкой русских народных традиций. В Нижнем Новгороде он стал одной из первых построек, в которой глухую рельефную резьбу использовал профессиональный архитектор. Историк архитектуры С. Л. Агафонов отмечал, что «применение глухой резьбы на городских домах становится обычным явлением в 1860—1870-е. В доме Климова, построенном в 1870 году, в самом проекте, выполненным дипломированным архитектором (Р. Я. Килевейном), были предусмотрены украшающие фасад вставки с народной резьбой» .
Фасад подчёркнуто симметричный. По бокам главного фасада расположены слегка выступающие ризалиты, перекрытые двускатными кровлями и таким образом имеют треугольную форму завершения. По оси симметрии каждого ризалита расположено окно, в верхней части имеющее два треугольных пологих всплеска .
Окна ризалитов двойные «венецианские». Наличники окон как таковые отсутствуют. Окна имеют обрамления в виде отдельной полоски рамки с орнаментом в виде плетенки, звенья которой имеют вид восьмёрки, внутри которых расположены шестилепестковые цветы. Верх рамки имеет вид угла, под которым установлен накладной ромб, заполненный растительным орнаментом .
Под карнизом ризалита расположен фриз с растительным рисунком из изгибающихся ветвей с резными листьями. Под ним, по оси ризалита, в тимпане фронтона, установлен большой ромб, поверхность которого тоже покрыта растительным орнаментом, в центре которого круглая розетка с цветком с девятью лепестками, из под которых выглядывают более мелкие лепестки, расположенные по кругу. От них по секторам расходятся листья сложной конфигурации, отдалённо напоминающие классические — акантовые .
Параллельно нижним сторонам ромба на плоскости ризалитов расположены трапециевидные филенки с растительным орнаментом, в геометрическом центре которых установлена розетка. Близко к краям каждого ризалита проходят по вертикали широкие доски, украшенные глухой резьбой из витиеватого орнамента, образующего рисунок в виде вазонов, из которых «вырастает» растительный узор .
Выступающий карниз парадного фасада подшит снизу досками с растительным орнаментом, представляющим собой в ризалитах изгибающуюся ветвь с листьями волнообразного движения. Карниз в центральной части между ризалитами подшит доской, поддерживаемой чередующимися кронштейнами и круглыми цветочными розетками .
Дворовый и боковые фасады полностью лишены декора. Дворовый фасад имеет мансарду с четырьмя оконными проёмами небольшого размера. Трёхскатная кровля со стороны двора образует треугольный фронтон, по оси которого расположено квадратное чердачное окно с треугольным сандриком. Поверхность дворового фасада обшита горизонтальными досками .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 30.
- ↑ . nn800.ru. Дата обращения: 2020-20-01. 5 января 2020 года.
- , с. 31.
Литература
- Рожин Д. Н., Гурина Е. Г., Немудрова А. А. . — Нижний Новгород, 2020. — 54 с.
- 2021-07-06
- 1