Приказ Казанского дворца
- 1 year ago
- 0
- 0
Дома Д. И. Казанского — памятники градостроительства и архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода . Построены в 1908—1909 годах. Автор проектов — архитектор С. А. Левков .
Дома образую небольшой ансамбль и являются одними из лучших примеров архитектуры декоративного модерна Нижнего Новгорода.
Контуры новой Театральной площади Нижнего Новгорода сформировались в ходе строительства здания нового драматического театра в 1894—1896 годах. Северную сторону площади фланкировали дома и ограда Никольской Верхнепосадской церкви, западную — каменные и деревянные строения разных владельцев, в том числе Дмитрия Ивановича Казанского, у которого в 1904 году здесь стояли двухэтажный кирпичный и деревянный на каменном полуэтаже дома .
Парадную площадь в центре города власти решили застраивать исключительно каменными строениями и обязательно по лучшим проектам фасадов. По этой причине Д. И. Казанский обратился в 1906 году к архитектору С. А. Левкову с просьбой разработать планы новых зданий. Тот спроектировал трёхэтажный с мансардным помещением вверху и службами дом в модном тогда стиле модерн. Позже — ещё один четырёхэтажный каменный жилой дом .
Проекты утвердило Строительное отделение Городской управы 31 декабря 1908 года. На следующий год дома были отстроены под наблюдением автора проекта. Художественную выразительность зданиям придавали сложные элементы декора в стиле модерн: орнаментальные рельефы, цветная плитка обкладки первого этажа, ажурные кованые ограждения балконов. К сожалению, они не сохранились .
Объект культурного наследия народов РФ
регионального значения.
(
ЕГРОКН
).
(БД Викигида)
Объект культурного наследия народов РФ
регионального значения.
(
ЕГРОКН
).
(БД Викигида)
Здания — ценные памятники нижегородского модерна начала XX века, известные по сохранившейся авторской графике . Планировка трёхэтажного дома № 4 с полуподвалом рациональна и удобна. На каждом этаже находилось по одной трёхкомнатной квартире, разделённой на жилую и хозяйственную части. Большое количество дверей помогало пространственно объединить комнаты. Композиция симметричного фасада выражала внутреннее содержание во внешних формах (типичный приём модерна): полукруглый эркер обозначал положение главных комнат, а балконы — спален. Верхняя часть дома была украшена лепным растительным орнаментом и поливной керамической плиткой .
Дом № 2 был наоборот асимметричным, с двумя полукруглыми эркерами. В его отделке также использовались декоративная лепка и керамическая плитка. Фасады зданий, образующие небольшой ансамбль, искажены поздними переделками, но остаются одними из лучших образцов декоративного модерна Нижнего Новгорода .