Interested Article - Вачаган III Благочестивый

Вачаган III Благочестивый ( арм. Վաչագան Բարեպաշտ [Vačʿagan Barepašt] ) — армяноязычный правитель Кавказской Албании (487—510), десятый и последний представитель местной династии Аршакидов .

Биография

Отец Вачагана III — Йездегерд был братом отрёкшегося от престола Албании Ваче II . В период царствования сасанидского царя Пероза , гонения на христиан заставили многих представителей албанской знати принять зороастризм , в их числе был и Вачаган III. После прихода в Иране к власти Валарша (484—488) и начавшегося в Закавказье антисасанидского восстания, возглавляемого царем Картли Вахтангом I Горгасалом и спарапетом Армении Вааном Мамиконяном , албанская монархия была восстановлена в лице Вачагана III. После прекращения насильственного обращения в зороастризм Вачаган отрекся от учения магов .

Управление

Вачаган демонстрирует большое рвение к христианству, ведя борьбу не только с зороастризмом, но и с языческими обрядами, идолопоклонством и колдовством . Созданная по образцу феодальной иерархии, иерархия церковная со временем стала пользоваться, иногда и в ущерб светской власти, широкими правами.

Созыв Алуэнского собора

При Вачагане III происходили несогласия между мирянами и духовенством, между знатью и простолюдинами. По его инициативе в 488 году был созван церковный собор в Агуэне, летней резиденции албанских царей, неподалеку от города Партава . Собором были приняты двадцать три канонических правила, направленные на усиление авторитета царской власти, а также урегулирование отношений податного населения с духовенством и албанской знатью. Соборное постановление было утверждено представителями светской иерархии. Оно касалось вопросов по которым имелись разногласия между духовенством и мирянами.

Образ в армянской культуре

Образ царя Вачагана III Благочестивого популярен в фольклоре армян Арцаха (Нагорного Карабаха) . В армянских народных сказках («Предание об Албанском царе Вачагане», «Знание мастерства лучше царства») он предстаёт как мудрый государственный деятель, получивший образование у учеников Месропа Маштоца и стремившийся к образованию и просвещению. Главный мотив сказки — это спасение жизни правителя благодаря его умению писать и ткать ковры , что подчёркивает значимость письменности и ремесла в армянской культуре .

В 1881 году в Шуше армянский писатель Газарос Агаян написал сказку « », в которой пересказал историю царя Вачагана Благочестивого и его возлюбленной Анаит, носившей имя верховной богини древнеармянского языческого пантеона . По мотивам сказки в 2014 году студией «Роберт Саакянц Продакшн» был снят одноимённый мультфильм .

Примечания

  1. Jasmine Dum-Tragut. Caucasian Albania in Medieval Armenian Sources (5th–13th Centuries) // Caucasian Albania / Jost Gippert and Jasmine Dum-Tragut. — De Gruyter, 2023. — С. 63. — 735 с. — ISBN 978-3-11-079459-5 .
  2. . — Москва, 1957. — Т. 3. 22 июня 2008 года.
  3. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. — VII в. н. э.. — М. Л. : Издательство Академии Наук СССР, 1959.
  4. . Дата обращения: 24 июля 2014. 26 мая 2020 года.
  5. Айрапетян Т., Меликян Г. // Научный Арцах. — Ер. , 2022. — № 1 (12) . — С. 71—80 . — ISSN .

Литература

Источник —

Same as Вачаган III Благочестивый