Interested Article - Аристодем Кумский

Аристодем ( др.-греч. Ἀριστόδημος ; ум. 491/490 до н. э.), по прозвищу Малак ( Μαλακός , «Мягкий», «Кроткий») — тиран города Кумы в 504—491/490 до н. э.

Сын Аристократа. Отличился в войнах с этрусками . По словам Дионисия Галикарнасского , около 524 до н. э. командовал пехотой в сражении у реки Вольтурн , где кумская армия разгромила соединенные силы этрусков и их союзников — умбров и давнов . В 505/504 до н. э. был направлен во главе экспедиции на помощь Ариции , осажденной сыном Ларса Порсенны Аррунтом . В бою под Арицией Аристодем разбил этрусков, а по возвращении в Кумы воспользовался нараставшей в городе социальной напряженностью, и произвел кровавый переворот. Заговорщики перебили значительную часть аристократов и их сторонников, после чего привлекли на свою сторону народ, осуществив передел земли и отмену долгов. Чтобы предотвратить попытки реванша со стороны изгнанной аристократии, Аристодем добился своего провозглашения стратегом-автократором и установил свирепый тиранический режим. Он опирался на выходцев из низших слоев и освобожденных рабов, между которыми разделил имущество аристократов и их женщин, а также на отряд наемников-варваров .

В числе тиранических распоряжений Аристодема античные авторы упоминают приказ наряжать мальчиков и юношей в хитоны до пят, отпускать длинные волосы и носить золотые украшения . Девочки, по словам Плутарха , наоборот, должны были носить короткие туники и стричь волосы в кружок . Дионисий объясняет приказы Аристодема стремлением изнежить молодежь и сделать её неспособной к сопротивлению тирании. С этой же целью тиран упразднил гимнасии и тренировки с оружием. Плутарх видит причину в развратных наклонностях Аристодема. Среди различных красочных подробностей Дионисий пишет, что тиран намеревался в один день перебить малолетних сыновей аристократов, чтобы исключить угрозу в будущем, но сдался на уговоры их матерей и отправил детей пасти скот на загородные пастбища, запретив обучать их знаниям, подобающим свободным людям. Возвращаться в город им было запрещено под страхом смерти .

У Аристодема в Кумах укрылся Тарквиний Гордый со своими сторонниками после поражения в битве у Регилльского озера . В 492 до н. э. одно из римских посольств, направленных для закупки зерна для голодающего города, прибыло в Кумы. Там римские корабли были задержаны: по словам Дионисия, из-за требований римских изгнанников, по словам Ливия — так как Аристодем был наследником умершего в 495 до н. э. Тарквиния .

В 491/490 до н. э. подросшие сыновья аристократов составили заговор, объединившись с кумскими изгнанниками, жившими в Капуе . Выманив из города большую часть кавалерии и наемников, они ночью проникли в Кумы, воспользовавшись общественным праздником, по случаю которого жители перепились, перебили охрану, схватили тирана, и после жестоких пыток и надругательств убили Аристодема и всю его семью, включая женщин и детей, после чего восстановили прежний политический строй .

По словам Плутарха, захватить тирана врасплох заговорщикам помогла его жена Ксенокрита, дочь изгнанного аристократа. Она отказалась от почестей и наград, которые ей предложили за участие в тираноубийстве, испросив лишь позволения похоронить Аристодема. Затем она была избрана жрицей Деметры . Предполагают, что история Ксенокриты позднего происхождения, и была сочинена по образцу деяний Фивы Ферской, организовавшей убийство своего мужа тирана Александра .

Относительно прозвища Дионисий сообщает, что горожане дали его юному Аристодему то ли потому, что он казался женоподобным, то ли из-за кротости его нрава. Плутарх, возражая Дионисию, предлагает другое объяснение — якобы варвары, с которыми Аристодем успешно сражался, ещё будучи подростком, прозвали его так из-за длинных волос .

Примечания

  1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 3-4
  2. Плутарх пишет о длительной войне, которая могла продолжаться с 508 по 504 до н. э. (Плутарх. О доблести женской. 7. Ксенокрита)
  3. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 5-6; Диодор Сицилийский. VII, фр. 10; Плутарх. О доблести женской. 7. Ксенокрита
  4. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 9; Плутарх. О доблести женской. 7. Ксенокрита
  5. Это может быть домыслом Плутарха, так как Дионисий про девочек ничего не пишет
  6. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 9
  7. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 2; 12; Ливий. II. 21; 34
  8. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 10—11
  9. Плутарх. О доблести женской. 7. Ксенокрита
  10. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. VII. 2; Плутарх. О доблести женской. 7. Ксенокрита
Источник —

Same as Аристодем Кумский