Элиаде, Мирча
- 1 year ago
- 0
- 0
Ми́рча Элиа́де ( рум. Mircea Eliade ; 24 февраля [ 9 марта ] 1907 , Бухарест , Королевство Румыния — 22 апреля 1986 , Чикаго , США ) — румынский , французский и американский религиовед , историк религии и философ культуры . Получил всемирную известность как исследователь мифологии , «религиозного символизма, ритуалов , магии и оккультизма , шаманизма , древней техники экстаза , мифов, архаического сознания и способа мышления» .
Профессор Чикагского университета с 1957 года , гражданин США с 1966 года . Автор более 30 научных, литературных и философских трудов, переведённых на 18 языков мира. Полиглот: свободно владел десятью языками ( румынским , французским , немецким , итальянским , английским , ивритом , фарси , санскритом , пали , бенгали ).
Из его работ по истории религии наиболее ценными являются труды, посвящённые шаманизму , йоге , космогоническим мифам. Также исследовал переход от мифологического описания мира к историческому .
Мирча Элиаде родился 9 марта 1907 года в Бухаресте . В румынских источниках в качестве даты рождения указано 28 февраля по юлианскому календарю , так как григорианский календарь был введён в Румынии только в 1924 году . Семья Элиаде была православной и отмечала его день рождения в день 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся , — 9 марта по юлианскому календарю. Сам Элиаде всегда указывал этот день в качестве своего дня рождения .
Мать Иоана Арвира, урождённая Василеску — из семьи трактирщика. Отец, Георгие Элиаде (от рождения он носил фамилию Иеремия, но сменил её из преклонения перед поэтом Элиаде-Рэдулеску ) — из молдавских крестьян. Так как он был военным , семья Элиаде часто переезжала с места на место.
В 1917—1925 годы учился в школе и лицее Спиру Харета . В период учёбы Мирча увлёкся философией, Древним Востоком , историей религии . Выучил французский, немецкий и латынь. В 1924— 1925 годы выучил итальянский и английский, чтобы читать Раффаэле Петтаццони и Джеймса Джорджа Фрейзера в оригинале.
В 1921 году состоялся его дебют — статья «Враг шелковичного червя», опубликованная в «Газете народного знания». Тогда же на конкурсе среди лицеистов он получил первую премию за рассказ «Как я нашёл философский камень» .
В 1922 году становится постоянным автором рубрик «Энтомологические беседы» и «Из блокнота следопыта» в «Газете народного знания», где описывает свои путешествия по Румынии .
В 1922—1923 написал первое крупное произведение, — «Роман о близоруком подростке», которое будет опубликовано только 64 года спустя. В это же время у него уже опубликовано около полусотни литературных очерков и статей .
В 1925 году поступил на факультет филологии и философии в Бухарестский университет . В 1928 году получает степень лиценциата . Дипломная работа Элиаде называлась «Итальянская философия от Марсилио Фичино до Джордано Бруно » .
В 1928 году магараджа из предоставил Элиаде стипендию для обучения в Индии , и он отправился в Калькутту для изучения санскрита и философии под руководством профессора Калькуттского университета Сурендраната Дасгупты . По пути в Индию он посещает Египет и Цейлон . Во время учёбы Элиаде путешествовал по индийским деревням и монастырям в Гималаях . Четыре месяца жил в гималайском монастыре в Ришикеше , где изучал и практиковал йогу , его гуру был знаменитый Свами Шивананда .
В декабре 1931 года Элиаде вернулся в Бухарест и вскоре приступил к самостоятельной преподавательской деятельности в Бухарестском университете, объявив курс лекций «Проблема дьявола в истории религий» и семинар «Разрыв причинности в средневековой буддийской логике». В этом же году в Бухаресте и Риме выпущены его первые публикации по философии индийских религий и состоялся литературный дебют на родине — роман «Изабель и воды дьявола» .
В январе— ноябре 1932 года проходит военную службу сначала в противовоздушном полку, а затем — в бюро переводчиков при штабе. Также выступает по радио с циклом лекций, сотрудничает в еженедельниках «Кувынтул» и «Время» и принимает участие в деятельности просветительского общества «Критерион». Занимается написанием диссертации по истории йоги и выпускает первый сборник эссе «Монологи» .
В 1933 году роман «Майтрейи» получил первую премию на конкурсе рукописей, что принесло Элиаде большую известность. В этом же году он защищает докторскую диссертацию (в 1936 году вышла в виде монографии «Йога. Эссе об истоках индийской мистики») и становится ассистентом кафедры логики и метафизики Бухарестского университета .
Мирча Элиаде женился на Нине Мареш в 1934 году . Выходят его романы «Возвращение из рая» и «Гаснущий свет», а также сборники эссе «Океанография» и «Индия» .
В 1935 году выпущены романы «Строительство» и «Хулиганы» и первая часть монографии по восточным наукам «Азиатская алхимия» .
После публикации книги «Девица Кристина» ( 1936 ) Элиаде был обвинён в распространении порнографии и на время отстранён от преподавательской деятельности . Роман, главным героем в котором был стригой , посвящён роли эротики и смерти в человеческой жизни.
В 1937 году вышла в свет вторая часть монографии по восточной науке «Вавилонская космология и алхимия», которая во французский период жизни Элиаде вместе с первой частью, дополненные и исправленные были объединены в работу «Кузнецы и алхимики». Также выходит роман «Змей» .
С января 1937 по февраль 1938 Элиаде опубликовал ряд статей в поддержку фашистской организации « Железная Гвардия » ( рум. Garda de Fier ). В 1938 году , установивший диктатуру король Румынии Кароль II начал бескомпромиссную борьбу против «Железной гвардии» и сочувствующих этой организации. Был арестован профессор кафедры философии Бухарестского университета Нае Ионеску, а Элиаде, как его ассистент, был снова отстранён от работы в университете. В июне 1938 года в доме Элиаде был проведён обыск, изъята переписка на иностранных языках с учёными, участвовавшими в создании журнала сравнительного религиоведения « Залмоксис ». Элиаде избежал ареста благодаря анонимному звонку, предупредившему об обыске. Но 14 июля Элиаде всё-таки был арестован и доставлен в штаб-квартиру Румынской службы безопасности . В первую неделю августа 1938 года, как и многие представители румынской элиты того времени, несогласные с диктатурой Кароля II, Элиаде был заключён в концентрационный лагерь в Меркуря-Чук, где он читал заключённым лекции по метафизике и религии, рассказывал о символизме библейских пророков , христианском эзотеризме и йоге . Элиаде пытались заставить подписать «отречение» от «Железной гвардии», которую он полностью никогда не поддерживал [ источник не указан 3196 дней ] из-за её принятия западной (фашистской) идеологии. Элиаде отказался подписать публичное отречение, и так как он после публикации « » уже был известной в Румынии личностью, кроме постоянно включённого в камере света, пыток к нему не применяли. В октябре с подозрением на туберкулёз Элиаде был переведён в клинику в Мороени, так как смерть знаменитого писателя в лагере была невыгодна властям. 12 ноября 1938 года Мирча Элиаде был освобождён без каких-либо обвинений. При содействии профессора Элиаде был отправлен в качестве атташе по культуре за границу .
Позже Элиаде преподавал во многих университетах Европы . В 1938 году выходит роман «Свадьба на небесах», а через год в Париже состоялся выпуск первого номера журнала по истории религий «Залмоксис» и в Бухаресте сборника эссе «Фрагментариум» .
В 1940 начал работать атташе по культуре при румынском посольстве в Лондоне и выпустил новеллы «Загадка доктора Хонигбергера» и «Серампорские ночи» (Бухарест) .
В 1941—1945 годы — советник посла по вопросам культуры в Лиссабоне . Встречался с Х. Ортегой-и-Гассетом и Э. д’ Орсом . На сцене «Национального театра» в Бухаресте — премьера пьесы «Ифигения» .
В 1941 году в Бухаресте вышло эссе «Миф о воссоединении», ставшее основой для будущей французской работы «Мефистофель и андрогин» .
В 1943 году выпустил «Комментарии к легенде о мастере Маноле» и эссе «Остров Евтанасия» (Бухарест) .
В 1944 году Нина Мареш умерла от рака .
В 1945 году вернулся в Париж . По приглашению исследователя мифологии Жоржа Дюмезиля читал курс лекций в «Школе высших штудий» . Был избран членом Азиатского общества в Париже .
В 1948 году был приглашён читать лекции в Сорбонне . При содействии , Эмиля Чорана , Константина Брынкуши и др. основал румынский культурный центр «Лучафэрул». В этом же году выходит его работа «Техники йоги» (« Галлимар ») .
В 1949 году издательством «Пайо» выпущен «Трактат по истории религий» ( фр. Traite d'histoire des religions ; в английском варианте озаглавлен «Patterns in comparative religion» (1958). Также в свет вышла монография «Миф о вечном возвращении» («Галлимар») .
В 1950 году женился на Кристинель Коттеску. В этом же году на конференции « Эраноса » в Асконе познакомился с Карлом Густавом Юнгом .
В 1951 году издательством «Пайо» выпущена монография «Шаманизм и архаические техники экстаза» .
В 1952 году издательством «Галлимар» выпущена монография «Образы и символы» .
В 1954 году издательством «Пайо» выпущена монография «Йога. Бессмертие и свобода» .
В 1955 году издательством «Галлимар» выпущен французский перевод двухтомного романа «Купальская ночь» ( рум. Noaptea de Sаnziene ), который под названием «Заповедный лес» ( фр. Forеt interdite ). В этом же году Элиаде пишет главу «Устные литературы» для «Энциклопедии Плеяды» .
В 1956 году издательство «Фламмарион» публикует эссе «Кузнецы и алхимики». В этом же году Элиаде совершает свою первую поездку в США, где в Чикагском университете проводит «Хаскеллские чтения», которые потом будут опубликованы под названием «Рождение и повторное рождение» («Birth and Rebirth», 1958); французское издание — «Мистические рождения» («Naissances mystiques», 1959); второе английское издание «Обряды и символы инициации» («Rites and Symbols of Initiation», 1965)" .
В 1957 году становится заведующим кафедрой истории религий Чикагского университета и профессором Комитета общественной мысли. Во время работы в Чикаго Элиаде написал большое количество научных трудов (написал для эссе « » («Das Heilige und das Profane»), в 1959 году переведённое на английский, затем переизданное издательством « Галлимар » в 1965 году как «Le Sacre et le Profane») . В этом же году издательством «Галлимар» выпущено эссе «Мифы, сновидения и мистерии» .
С 1959 года 2 триместра читает лекции и ведёт семинары, а последний триместр работает с аспирантами, также проводя лето в Европе. В этом же году « Миф о вечном возвращении » с новым предисловием Элиаде переиздан в Нью-Йорке под названием «Космос и история» .
В 1960 году начал работать над воспоминаниями .
В 1960 — 1972 годы в Штутгарте совместно с Эрнстом Юнгером выпускал ежегодный альманах мифологических исследований «Антайос» .
В 1961 — 1986 годы вместе с Дж. Китагавой и Ч. Лонгом руководил изданием энциклопедии «История религий» в 16-ти томах .
В 1962 году издательство « Сёй » выпускает «Патанджали и йога». В этом же году пишет эссе «Мефистофель и андрогин», которое будет выпущено издательством «Галлимар» на английском в Нью-Йорке в 1965 г., а затем переиздано в 1969 г. в Лондоне под заголовком «The Two and the One») .
В 1963 году издательством «Галлимар» выпущены « Аспекты мифа », представляющие собой сжатое изложение «Трактата по истории религий». Кроме того в свет выходят английские версии «Кузнецов и алхимиков» под заголовком «The Forge and the Crucible» (Лондон — Нью-Йорк) и «Аспектов мифа» — «Myth and Reality» (Нью-Йорк). А мадридское эмигрантское издательство «Дестин» на румынском публикует сборник повестей и рассказов. Также Элиаде начинает работу над вторым том мемуаров, которые в то время он считает своим главным делом .
В 1964 году начинает сотрудничество с «Энциклопедией мирового искусства» (Нью-Йорк) .
В 1966 году был избран членом Американской академии искусств и наук . В том же году стал доктором honoris causa Йельского университета . В Мадриде на румынском языке выходит первый том его воспоминаний: «Amintiri. I. Mansarda» .
В 1967 году выходит хрестоматия древних текстов «От первобытных до дзен-буддизма» («From Primitives to Zen», Лондон — Нью-Йорк); переизданная в 1974 г. в четырёх томах: I."Gods, Goddesses and Myths of Creation"; II."Man and the Sacred"; III."Death, Afterlife and Eschatology"; IV."From Medicine Man to Muhammad". А в Париже выпускается по-румынски повесть «На улице Мынтуляса» .
В 1969 году в Аргентине получает степень доктора honoris causa Университета Ла-Платы. В свою очередь Чикагский университет издаёт том посвящённых Элиаде исследований «Мифы и символы». Кроме того в Румынии впервые после войны выходят два тома его беллетристики. Также впервые издана книга «Поиски. История и смысл в религии» («The Quest. History and Meaning in Religion», Чикаго — Лондон), переизданная в 1971 г. под названием «Ностальгия по истокам» («La Nostalgie des origines», «Галлимар») .
В 1970 году становится доктором honoris causa в Чикаго и членом-корреспондентом Британской академии . Выпущена в свет монография «От Залмоксиса до Чингисхана» («Пайо»), посвящённая гето-дакийским мифам и балканскому фольклору .
В 1971 году в Париже на румынском языке публикуется роман «Купальская ночь» .
В 1972 году становится членом-корреспондентом Австрийской академии наук и членом . Кроме того в этом же году в Париже издано исследование «Австралийские религии» .
В 1973 — 1976 годы в Японии издано 13-томное собрание сочинений Мирчи Элиаде .
С 1976 года — доктор honoris causa Сорбонны . Вышел сборник эссе «Оккультизм, колдовство и мода в культуре» (Чикаго — Лондон) и первый том монументальной «Истории религиозных идей» («Пайо») .
В 1977 году в Париже на румынском выпускается сборник повестей и рассказов «При дворе Диониса» .
В 1978 году в свет выпущен Второй том «Истории религиозных идей», а в издательстве «Эрн» выходит французский перевод «Змея» — «Andronic et le Serpent». Кроме того Мирче Элиаде посвящён 33-й номер («Cahiers de le Herne») и издана в качестве книги запись бесед Элиаде с Клодом-Анри Роке под названием «Испытание лабиринтом» .
В 1980 году Лионский университет имени Жана Мулена принимает решение о выдвижении Элиаде на соискание Нобелевской премии . В этом же году в «Галлимаре» выходит первая часть мемуаров: «Memoires, I (1907—1937). Les promesses de l’equinoxe», а в Румынии происходит постановка пьесы «Бесконечная колонна». В свою очередь в Нью-Йорке выпущена аннотированная библиография сочинений Элиаде: Douglas Allen and Dennis Doeing. «Mircea Eliade. An Annotated Bibliography» и в Париже на румынском языке выходит фантастическая повесть «Без юности юность» .
В 1981 году под заголовком «Autobiography» выпущена английская версия первой части мемуаров, Нью-Йорк. «Без юности юность» вышла в издательстве «Галлимар» под заголовком «Le temps d’un centenaire» .
В 1982 году Элиаде отмечает юбилей — 75 лет, а в марте в его честь в США выходит юбилейный том «Воображение и смысл» («Imagination and Meaning»). Кроме того в этому событию в разных мира странах приурочено проведение посвящённых Элиаде симпозиумов и коллоквиумов .
В 1983 году издательством «Пайо» в свет выпущен третий том «Истории религиозных идей» .
В 1984 году в ФРГ начинается выпуск полного собрания сочинений Элиаде. Кроме того, в этом году происходит ещё два знаменательных события: в Италии Элиаде вручают международную премию Данте Алигьери, а во Франции его награждают Орденом Почётного Легиона .
С 1985 года — доктор honoris causa Вашингтонского университета , а Чикагский университет 15 мая того же года принимает решение о присвоении кафедре истории религий имени Мирчи Элиаде .
В феврале 1986 года издательство «Галлимар» выпускает последний прижизненный том эссе «Briser le toit de la maison. La creativite et ses symboles» .
Одной из последних работ Элиаде была трёхтомная «История религиозных идей», охватывающая период от каменного века до Реформации . Элиаде намеревался завершить этот труд исследованием религиозного творчества вплоть до современных обществ, но пожар в 1984 году , уничтоживший множество материалов, предназначенных для этой публикации, и его смерть через два года помешали ему закончить задуманное.
Кроме научных работ, Элиаде является автором многих фантастических произведений с такими характерными элементами, как вампиры , , призраки , искривление времени, поиски бессмертия . Большинство послевоенных литературных произведений Элиаде так или иначе связаны с идеей «иного» мира, скрытого за повседневной действительностью.
Мирча Элиаде умер в Чикаго 22 апреля 1986 в возрасте 79 лет .
Миф, согласно идее Элиаде, приобретший с десакрализацией времён античных греков значение вымысла, сказки, играл в жизни доисторических (и не только) людей совершенно другую роль.
Для религиозного человека первостепенное значение имеют некие трансцендентные ценности, модели, заложенные в мифах. Что же такое миф? Миф — это определённая история, произошедшая, как верили первобытные люди, с их предками, с их прародителями. Однако это история произошла не во времени, а вне его. Элиаде его определяет следующим образом: «Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена „начала всех начал“. Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления…» Эта история — сакральная модель, которую первобытные люди повторяли в своих ритуалах, чтобы приблизиться к тому трансцендентному, сверхчеловеческому.
Стоит сказать, что мифологичность присуща не только первобытному человеку, однако на его примере отчётливо видна сущность мифа. Например, сравнивая современного человека и первобытного, Элиаде подчёркивает, что первый «считает себя результатом истории», тогда как второй видит своё происхождение следствием воплощения некоторой сакральной истории, мифологических событий во времена «начала всех начал». Важным представляется и то, что первобытный человек обязан не только знать эту сакральную историю (к примеру, подвиги сверхъестественных существ), но и воспроизводить, реактуализировать её; современный же западный человек не всегда чувствует потребность в охвате всех событий, всей реальной многотысячелетней истории — это для него не витально. В этом же проявляется особенность восприятия времени первобытным человеком — для него оно циклично, то есть события тех самых начальных времён могут произойти и в будущем. Для современного же человека время линейно, необратимо.
Подробно рассматриваются у Элиаде несколько типов мифа. Один из них — миф о происхождении, в частности, лекарства. Так, исследователь отмечает распространённость идеи эффективности лекарства только в том случае, «когда известно его происхождение» . В этом заключена важная особенность мифа — его творческая сила. Первобытный человек, реактуализирующий миф, как бы принимает участие в тех самых подвигах предков; именно поэтому мифы, обладая такой функцией, играют важную роль в быту первобытных обществ. Четвёртым аспектом мифа, таким образом, Элиаде называет важность познания основ окружающего мира, чтобы научиться использовать его в своих целях. И это не абстрактная идея, а ритуальное переживание сущности предметов.
Говоря о мифе о происхождении в общем, Элиаде отмечает и другой тип — космогонический миф. При этом оба эти типа могут переплетаться в религии первобытных племён. Например, тибетские народы, реактуализируя миф о происхождении (например, о генеалогии), вначале упоминают в своих ритуалах космогонический миф (о происхождении Космоса, всего мира). То же самое касается и целебных ритуалов: у некоторых народов они начинаются также с космогонии.
Элиаде подчёркивает особенность этого типа мифа — «фундаментальное единство всех видов „творения“ или „форм“ — биологических, психических или исторических» . Так, повторение космогонического мифа — это как бы «архетипический жест Бога-творца», наполненный невероятной творческой силой.
Для религиоведа важен и смысл празднования Нового года в первобытных обществах. Это своего рода обновление, которым знаменуется конец старого и начало нового цикла. Мир проходит поэтапно несколько ступеней своей деградации, чтобы в конце обновиться и снова возродиться. Всё это возможно лишь благодаря космогоническому мифу, который несёт в себе это самое будущее возрождение. «Хотя неисчерпаемость быстро утрачивается, она периодически восстанавливается» , отмечает Элиаде. Конец знаменует новое начало.
Причём, этот миф о деградации Космоса и последующем его возрождении характерен и для более крупных религий. Например, в ведической культуре — идея 4-х юг , поколений . Суть этой теории — циклическое создание и разрушение мира и вера в совершенство начала". Кроме того, этот же миф встречается и в других культурах, в частности, и в иудео-христианстве.
Рассматривается Элиаде и миф возвращения к истокам, который знаком и европейцам благодаря психоанализу Фрейда. Своего рода попытка вернуться в состояние до рождения, этот миф использовался и в первобытных обществах, и в более поздних культурах. Неофит должен был пройти инициацию — будь то затворничество или «пожирание чудовищем» — и переродиться . Задача подобных ритуалов — приобщить юношу к новой жизни. По идее Элиаде, это не просто второе рождение; это именно духовное перерождение, взросление.
Отмечается у Элиаде и другой важный аспект религиозности некоторых первобытных обществ. Это исчезновение, отдаление верховного, единого Бога, забывание о нём. Такой вакуум сразу же заполняется другими, более близкими к человеку божествами. Память о Боге-творце хранится в памяти народа, но она очень туманна, практически не проявляется.
В случае с некоторыми народами имеет место миф об убийстве божества . Например, божество, о чьём происхождении толком ничего не известно, прибывает к народу; люди не понимают его и убивают; перед смертью же божество открывает племени некоторую тайну, которая впоследствии превращается в миф, ритуал, повторение которого играет очень важную роль в жизни людей.
Важным элементом концепции Элиаде выступает идея изменения отношения к мифам в процессе эволюции культуры. Он отмечает, что мифологии начинают терять своё прежнее значение; сами мифы перестают осуществлять трансцендентную функцию. «И в какой-то момент истории, прежде всего в Греции и в Индии, но также и в Египте, культурная элита перестаёт проявлять интерес к истории богов и не верит больше в мифы (как в Греции), продолжая всё ещё верить в богов» . Это десакрализация мифа, демифологизация культуры, демистификация. Примечательно, что, к примеру, древние греки, перестав верить в мифы, то есть в те самые мифические события, отнюдь не отрицают Абсолют, «начало всех начал». Более того, первая философская мысль, по Элиаде, как раз и проистекает из мифологии, нацеливаясь уже не на сакральные истории, а на ту самую трансцендентную основу космогонии. И в этом, согласно идее религиоведа, остатки архаического мышления, которые были свойственны самым разным античным мыслителям (включая и Платона, и Аристотеля).
Отмечается у Элиаде и отрицательный смысл «забвения» в различных культурах. Так, для индийской традиции это самое забвение — имеется в виду забвение прошлых существований — «равнозначно… незнанию, рабству (пленению) и смерти» . Схожая идея встречается и у Платона . Однако в платоновской концепции забвение идей — это не утрата памяти о предыдущих жизнях, а забвение трансперсонального, надличностного начала всего сущего.
Что касается демистификации, десакрализации мифов, то Элиаде развивает свою идею, говоря об утрате веры в богов античными людьми. Он подчёркивает, что только в таком античном мире, где люди уже перестали верить в мифологическую сущность богов, могло достаточно быстро и широко распространиться христианство .
Оно пришло на смену античности, более не верившей в миф, однако споры о мифологичности самого христианства также имели место среди первых богословов. Одни из них настаивали на историчности христианства, подчёркивая безусловную историчность Христа, однако другие отмечали, наряду с исторической составляющей, и мифологическую. И здесь Элиаде подчёркивает, что, не касаясь этих споров, можно всё же уверенно сказать, что «христианство, как его понимали и переживали почти две тысячи лет, не может быть полностью отделено от мифологического мышления» . Это религиовед, прежде всего, связывает с тем, что христиане «сельских районов, особенно в Юго-Восточной Европе», сохранили в своей религиозности элементы прошлой мифологичности .
Элиаде исследует и мифологичность современной западной культуры. Например, человек всё так же заинтересован в сказках, историях, строящихся по мифологической модели . Герои таких произведений и историчны, и психологичны; чтение такого увлекательного романа выводит читателя из данного ему исторического времени во время «трансисторическое», сказочное. Эта функция произведений современной культуры сближает их с мифами первобытных обществ. По Элиаде, сегодня человек всё так же пытается таким образом преодолеть время.
Начиная с 1970-х годов Элиаде подвергался критике за причастность к фашистской политической организации « Железная гвардия », действовавшей в Румынии в период между двумя мировыми войнами. Одни считали его главным идеологом движения гвардейцев, его вдохновителем. Другие полагали, что слухи о его ключевой роли в этом движении слишком преувеличены, и Элиаде был введён в заблуждение его учителем, Нае Ионеску. Сам Элиаде предпочитал не вспоминать о своём политическом прошлом, за исключением немногих случаев, например в переписке со своим лучшим учеником и самым близким человеком из его окружения в последние годы жизни — Йоаном Кулиану , профессором Чикагского университета , которого перед смертью назначил своим душеприказчиком . Кулиану, восхищавшийся Элиаде, изначально не хотел верить в серьёзность связи учителя с фашистской организацией, однако постепенно он обнаружил многочисленные параллели между мифологией «Железной гвардии» и уже послевоенными произведениями Элиаде. Итальянский исследователь считал, что Элиаде сыграл более разрушительную роль в «культуре правых» (в частности в послевоенном итальянском терроризме), чем Юлиус Эвола . Энрике Филиппине писал, что Элиаде сдавал румынских евреев СС . Элиаде отрицал эти обвинения, заявляя что связь с Железной гвардией не оказала влияние на его работы и мышление, одновременно называя Кодряну «честным человеком, который сумел привести целое поколение в чувство; но допустившим лавину репрессий» .
Во время жизни в США (1957—1986) Элиаде поддерживал отношения с некоторыми видными бывшими участниками «Железной гвардии». Вопрос этих связей был вновь поднят в 1991 году после убийства Кулиану, которое по версии ФБР могло быть совершено либо румынской политической полицией , либо бывшими легионерами. В 1973 году в связи с публикацией некоторых компрометирующих свидетельств сорвалась предстоящая поездка Элиаде в Израиль. Израильский учёный Гершом Шолем просил Элиаде опровергнуть информацию о тесной связи с антисемитской организацией, на что тот назвал «мифом» сообщения о своём вкладе в идеологию румынского фашизма и заявил о том, что якобы не написал ни одной статьи в поддержку этой организации (что являлось сознательной ложью) .
Кафедра истории религий в Чикагском университете носит его имя. 31 мая того же года в Сорбонне траурным собранием отмечается сороковой день после его смерти .
В 1987 году в Италии вышел сборник «Мирча Элиаде и Италия», где опубликованы исследования о нём и переписка с видными итальянскими, французскими и румынскими учёными. В том же году Центр Помпиду в честь 80-летия учёного провёл «Дни Мирчи Элиаде» .
В Нью-Йорке вышла 16-томная «Энциклопедия религий», которую Элиаде успел полностью отредактировать, снабдить предисловием, датированным мартом 1986 года, и для которой написал ряд статей: « Алхимия : обзор»; «Андрогин»; « »; « »; « Земля »; « Иерофания »; « Инициация »; «Металлы и металлургия»; « Ориентация »; « Сексуальность : обзор»; « Шаманизм : обзор»; « Йога » .
В Бухаресте печатают, по рукописи, «Роман о близоруком подростке» и второй том «Воспоминаний» .
В 1988 году в Париже на доме, где жил Элиаде ( ), установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь жил Мирча Элиаде, румынский писатель и философ, который родился в Бухаресте в 1907 году и умер в Чикаго в 1986 году» .
В 1990 году Мирча Элиаде посмертно избран членом Румынской академии .