Interested Article - Маря

Маря ( Мара , латыш. Māra ) — в латышской мифологии богиня, опекающая коров. У неё просят молока, сыра, телят. В некоторых случаях она совпадает с мифологизированным образом девы Марии . Её день отмечали четыре раза в году: зимой — на святки , весной — день «капустной Марии» ( Марья — зажги снега ), когда сажают капусту, летом — 15 августа ( Обжинки ) и осенью 8 сентября ( Осенины ) .

Двойную природу этого образа в котором слились языческие и христианские верования отражает обращение «Милая Мара скота, мать Иисуса Христа, упаси от колдунов и ведьм!». Иногда её называют матерью Лаймы .

В неоязычестве

Сторонники латышского неоязыческого движения « Диевтуриба » считают, что Мара находится в иерархическом подчинении Диевса (Бога) или, по другой версии, является его противоположностью. По мнению Э. Брастыньша, основателя «Диевтурибы»: «Мара — это Земля или Материя, со всеми её разнообразными силами и видами, поэтому и землю в наших народных сочинениях называют землёй Мары».

Мара — Мать, подательница жизни и её «взращивательница» ( латыш. auklētāja ). Она связана со всеми предметами, в особенности с домашним скотом, богатством, покровительствует женщинам и дарует плодородие. «Однако временами Мара, как и Лайме, может оказываться злой по отношению к людям, в особенности перед смертью, потому что Мара требует у души данное ей тело». Согласно «Диевтурибе», Мару можно видеть и слышать: всё, что человек воспринимает с помощью органов чувств, обладает сущностью Мары.

Вероятно, современный образ Мары сложился из соединения нескольких языческих культов с христианским культом Девы Марии на фоне совпадения корней имен собственных .

См. также

Примечания

  1. , с. 350.
  2. . Дата обращения: 7 октября 2013. Архивировано из 17 апреля 2013 года.

Литература

Источник —

Same as Маря