Interested Article - Святой Лаврентий (картина Сурбарана)

«Святой Лаврентий» — картина испанского художника Франсиско де Сурбарана из собрания Государственного Эрмитажа.

На картине изображён архидиакон римской христианской общины, казнённый во времена императора Валериана . Он изображён на фоне пейзажа с деревьями и руинами крепости, с непокрытой головой, облачённым в далматику и с епископским посохом в руках; на далматике изображён апостол Павел со своими атрибутами — книгой и мечом. Справа от святого Лаврентия расположена металлическая решётка, к которой, согласно преданию, он был привязан и подвергся пыткам на огне, от которых скончался. Снизу на решетке подпись художника и дата: F. de Zurbaran facie… 1636.

Как следует из авторской подписи, картина написана в 1636 году. Одновременно с ней Сурбаран написал парную картину «Св. Антоний Аббат»; обе картины были исполнены по заказу севильского монастыря Ла Мерсед Дескальсас ордена мерседариев и предназначались для монастырской церкви Сан-Хосе. Там они находились до 1810 года .

После начала французского вторжения в Испанию властями была предпринята попытка эвакуировать и спрятать наиболее значительные произведения искусства и церковные ценности, для чего все предназначенные для сохранения вещи свозились в севильский Алькасар , в том числе и эти картины Сурбарана. Далее их эвакуировать и спрятать не успели и картины были захвачены войсками маршала Сульта , который их вывез во Францию .

В личной коллекции Сульта картины находились вплоть до его смерти. Через год после смерти Сульта, в 1852 году, его собрание было выставлено на торги и «Святого Лаврентия» для Эрмитажа за 3000 франков купил Ф. А. Бруни , специально приезжавший во Францию на эту распродажу. В. Ф. Левинсон-Лессинг отмечает что приобретение Бруни этой картины является «крупной заслугой» . «Святой Антоний Аббат» ушёл в собрание баронов Клари и далее, сменив нескольких владельцев, с 1997 года эта картина находится в собрании культурного фонда Вильяр Мир в Мадриде .

Оригинальный холст картины был сшит из трёх вертикально ориентированных кусков: один шов проходит по центру картины непосредственно по фигуре св. Лаврентия, второй шов в 25 см от левого края картины. Изначально сама картина имела полукруглое навершие, однако впоследствии углы были надставлены и она приобрела прямоугольную форму. На картине имелся старый прорыв холста длиной около 60 см, тянущийся от нижнего края белой одежды св. Лаврентия к решётке, этот прорыв был заделан при одной из ранних реставраций в XIX веке. Также при ранней реставрации под картину был подведён дублировочный холст, сшитый из двух кусков, причём шов его полностью совпадает с центральным швом оригинального холста. В 1941 году картина была эвакуирована в Свердловск , причем при отправке были срезаны кромки дублировочного холста .

В 1976—1978 годах картина прошла капитальную реставрацию. Был заменён подрамник и сургучная печать маршала Сульта, находившаяся на нём, была перенесена на новый. Были сняты слои старого пожелтевшего лака и расчищены старые реставрационные записи, в результате чего были выявлены многие ранее скрытые детали картины .

Картина выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 239 (Испанский просвет) .

Г. Ф. Вааген при осмотре эрмитажных коллекций в 1864 году обратил внимание, что лицо св. Франциска портретно. Он же счёл эту картину весьма «обаятельной и мастерски исполненной» . И. М. Левина нашла сходство облика св. Лаврентия с портретом монаха-мерседария из собрания Крусат де Румеу (ныне Румеу де Армас) в Мадриде .

Хранитель испанской живописи в собрании Эрмитажа Л. Л. Каганэ следующим образом описывает картину:

Сурбаран изображает святого с орудием пытки. Художник передаёт в его облике мужество, решимость вытерпеть все муки. Только обращённый к небу взгляд и сдержанный жест руки заставляют ощутить взволнованность и страдание мученика. <…> Огромная неподвижная фигура св. Лаврентия напоминает монумент. Это одна из картин, где особенно остро ощущается связь творчества Сурбарана с искусством пластики. Великолепно написанное облачение с широко ложащимися складками, вещественной передачей фактуры тканей и звучностью цвета напоминает роспись деревянной скульптуры .

Примечания

  1. , p. 361.
  2. , с. 187.
  3. , p. 363.
  4. , с. 270—272.
  5. , с. 272.
  6. Дата обращения: 13 ноября 2019. 20 марта 2019 года.
  7. , S. 105.
  8. , с. 20—22.
  9. , p. 102—103.
  10. , с. 62.

Литература

  • Каганэ Л. Л. Государственный Эрмитаж. Испанская живопись XV — начала XX века: Каталог коллекции. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-93572-328-6 .
  • Каганэ Л. Л. Испанская живопись XVI — XVIII веков в Эрмитаже. Очерк путеводитель. — Л. : Аврора, 1977. — 112 с.
  • Левина И. М. Картина Ф. Сурбарана «Св. Лаврентий и её прообраз» // Сообщения Государственного Эрмитажа. — Киев: Пектораль-Купола, 1961. — Вып. XX . — С. 20—22 .
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). 2-е изд., испр. и доп.. — Л. : Искусство, 1986. — 426 с.
  • Delenda O. Francisco de Zurbaran. 1598—1664. Catálogo razonado y crítico / Wildenstein Institute. — Madrid, 2009. — Vol. 1. — 787 p.
  • Waagen G. F. Die Gemäldesammlung in der Kaiserlichen Ermitage zu St. Petersburg nebst Bemerkungen über andere dortige Kunstsammlungen. Zweite Ausgabe. — СПб. : Verlag der Kaiserlichen Hofbuchhandlung H. Schmitzdorff (C. Röttder), 1870. — S. 448.
Источник —

Same as Святой Лаврентий (картина Сурбарана)