Мачии, Никколо
- 1 year ago
- 0
- 0
Элеазар бен-Азария — еврейский законоучитель второго поколения таннаев . В 18-летнем возрасте был избран председателем учёной корпорации в Ямнии ( Явненская академия ), заменившей иерусалимский синедрион .
Когда члены синедриона ( Явненская академия ) лишили раббана Гамлиэля II сана председателя (патриаршего сана), они избрали 18-летнего Элеазара на его место, — не столько в силу его выдающихся способностей, сколько баснословного богатства, знатного происхождения, расположения к нему римских властей и мягкого, уступчивогом характера. Он был потомком Эзры , и потому его посчитали достойным занять пост.
Элеазар говорил, что противоположные мнения по какому-либо вопросу равноценны; имея своим источником Божественный разум, они должны быть усваиваемы и изучаемы в академиях и школах . Вследствие этого в его патриаршество были приведены в известность и стали изучаться многие такие законоположения по религиозным, ритуальным и юридическим вопросам, которые ранее были преданы забвению. Таким образом, по преданию, создалось ядро мишнаитского трактата « Эдуиот ».
Его патриаршество было непродолжительно: вскоре Гамлиэль был восстановлен в сане. Элеазар продолжал сохранять свое звание, чередуясь лишь в выполнении функций со своим предшественником. Так, субботнее чтение лекции перед академией, составлявшее прерогативу патриарха, распределялось таким образом, что две субботы читал Гамлиил, а третью — Элеазар. Элеазар ничем не выделялся в качестве руководителя академии и еврейства.
В Талмуде многократно упоминается путешествие четырёх вождей еврейства того времени (Гамлиэля II, Элеазара, Иохошуи и Акивы ) в Рим , которое ЕЭБЕ относит к 96 году , то есть году вступления Нервы на римский престол .
Несмотря на эрудицию и одаренность, Элеазар в качестве галахиста уступает тогдашним корифеям в области Закона. Из сентенций Элеазара ЕЭБЕ упоминает:
Неизмеримо выше значение Элеазара как агадиста; в толковании библейских текстов и в провозглашении правил житейской мудрости и возвышенной этики он был выше своих современников. Его метод в экзегезе состоит в простом, безыскусственном разъяснении библейского текста; он не прибегает к приёмам современников, придававших каждому слову, частице, окончанию, приставке, форме слова особенный смысл .
Элеазар делает выводы из соседства и последовательного расположения в Библии разнородных правил (סמוכין). Применение этого приёма впервые можно констатировать лишь у Элеазара .
Из его агадических изречений ЕЭБЕ упоминает :