Interested Article - Иегуда бар-Илай
- 2020-04-21
- 1
Иегуда бар-Илай (евр. יהודה בר־אלי) — таннай , живший в середине II века, ученик Рабби Акивы и ; наставник Иегуды Га-Насси .
Большей частью Иегуда бар-Илай называется в Талмуде сокращенно рабби Иуда. После того как он получил рукоположение от , он был вынужден оставить Палестину на все время гонений Адриана . Он тогда переселился, по-видимому, в Александрию и успел там сблизиться с местными евреями и изучить их быт и нравы . Он относился к александрийским евреям лучше, чем другие учёные его времени, которые не были расположены к ним за их слишком большое увлечение эллинизмом . И., например, считал храм Онии в Гелиополисе священным и построенным в честь Бога .
Родиной Иегуды бар-Илая был город Уша , куда собрались законоучители после прекращения гонений. Иегуда бар-Илай был избран председателем собрания и, как местный ученый, приветствовал собравшихся . Несмотря на большие лишения, которые он претерпел благодаря римлянам, он был на них менее озлоблен, чем его товарищи. Последние видели в римлянах одно лишь плохое, но Иегуда говорил: « Какие прекрасные и полезные учреждения у этой нации » . У Иегуды бар-Илая были знакомые среди римских матрон, и он часто беседовал с ними на разные темы. Одна из них, обратив внимание на необыкновенно здоровый вид Иегуды, спросила его о причине этого. Он ответил, что только наука поддерживает его дух, как сказано : « Премудрость человека светится из лица его » .
Иегуда бар-Илай отличался скромностью не только в пище , но и в одежде . Один плащ который его жена лично соткала из купленной шерсти, служил им обоим для облачения: он его надевал во время молитвы , она — когда отправлялась на рынок . Однажды в день поста было замечено отсутствие Иегуды на общественном богослужении. Ему был послан новый плащ, но он отказался от подарка .
Скромность и простота Иегуды бар-Илая доходили до того, что он сам носил с собою каждый раз стул, когда отправлялся в бет-гамидраш, приговаривая при этом: « Велико значение труда, так как только он делает честь человеку ». Отношения его с людьми были самые простые и братские . Он находил слово защиты и утешения и для ам-гаареца. Учёным же он часто напоминал, что каждый грех им зачтется в большей степени, чем невежде . Свою любовь к труду он еще энергичнее выразил в следующем изречении: « Всякий, кто не обучает своего сына ремеслу, этим самым как бы толкает его на грабеж » .
Более трёх тысяч его галахических и аггадических определений сохранились в Мишне и * . Благодаря глубине знаний и своей многосторонности Иегуда бар-Илай по всякому поводу говорил первым среди своих коллег и за это был назван « главным оратором во всех случаях » . Он был очень близок с патриархом Раббан-Симоном бен-Гамлиил и считался у него домашним учителем . Учеником Иуды был также будущий редактор Мишны, патриарх Иуда I .
В галахе Иегуда бар-Илай усвоил метод Рабби Акивы и развил его. Иуда всегда старался выводить каждую галаху по возможности не на основании «13 правил интерпретации рабби Исмаила», но из самого стиха, из какого-нибудь «лишнего» слова или «лишней» буквы . На этой системе основаны анонимные части мидрашитской книги Сифра, приписываемой Талмудом Иегуде . Здесь почти каждая глава начинается с того, что какая-нибудь галаха доказывается посредством одного из «13 правил», затем следует длинный ряд рассуждений и доказательств, что она может быть найдена другими путями, то есть способами, введенными Рабби Акивой. Но Иегуда бар-Илай идёт гораздо дальше своего учителя: он руководствуется правилом аббревиатуры , на основании которого каждая буква одного и того же слова намекает на отдельную мысль не только, как начало отдельной фразы, но и своей формой и изображением . Его преклонение перед буквой доходит до того, что он иногда настаивает на буквальном понимании стиха, не желая углубляться во внутренний смысл его. О первосвященнике, когда у него умер один из близких родственников, сказано : « Из храма пусть он не выходит ». Многие авторитеты понимают этот стих в том смысле, что первосвященник не должен нарушать ритуальную чистоту ради погребения родственника, но идти за гробом поодаль ему разрешается, но Иегуда бар-Илай утверждает, что запрещение следует понимать буквально .
В одном Иуда отступил от метода Рабб Акивы: он не признавал, чтобы два различных закона, стоящих рядом, в каком-нибудь отношении разъясняли друг друга. Интересно, что по отношению к этому правилу Иегуда бар-Илай выделяет Второзаконие из всего Пятикнижия . Считаясь со «смежностью», при толковании Второзакония, он совершенно не считается с ним в других книгах Библии .
Иегуда бар-Илай за простоту и обходительность был любим и уважаем всеми его современниками, и с ним считались также в кругах римского наместника. Его ставили выше его товарищей и дали ему некоторую официальную власть . О нем рассказывали, что когда он наряжался в честь субботы и надевал белый плащ, его лицо сияло и по своей необыкновенной красоте Иегуда бар-Илай напоминал собой ангела небесного .
Примечания
- // — СПб. : 1911. — Т. 8. — С. 940—942.
- Сангед., 86а; Недар., 49б
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Сукка, 51б; Иома, 66б
- Грец, II, 278—9; Weiss, Dor Dor, 137—40.
- Менах., 109б
- ↑ З. Крупицкий. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Schir ha-aschirim rab., X
- ↑ Шаб., 33б
- Экклез., 8, 1
- Недар., 49б
- Кетуб., 17а
- Баба Мец., 33б
- Кидуш., 29а
- Берах., 63б; Менах., 103б; ср. Раши Шабб., 33б, где это иначе толкуется
- Менах., 104а
- Шебуот, 13а
- ср. Сота, 38а
- Сангед., 86а
- ср. Мен., 29б
- Лев., 21, 12
- ср. Сифра к данному месту
- ср. Иебам., 4а
- Шаб., 25б
Литература
- Heilprin, Seder ha-Doroth, s. v.
- Braunschweiger, Die Lehrer der Mischnah, Frankfurt am M., 1890, стр. 94—99.
- Isidore Singer, Jacob Zallel Lauterbach. // Jewish Encyclopedia (англ.) . — New York : , 1904. — Vol. VII (Italy—Leon). — P. 343—344.
- 2020-04-21
- 1