Interested Article - Шерира бар-Ханина
- 2021-06-25
- 2
Шерира бар-Ханина , или Шерира-гаон ( ивр. שרירא גאון ; ок. 906—1006 годы) — руководитель ( гаон ) талмудической академии города Пумбедиты . Он и его сын, раввин (ум. 1038), завершили период гаонов, а вместе с ним и многовековую деятельность вавилонских академий . Многочисленные респонсы Шериры вошли в древнейшие сборники. Являлся приверженцем каббалы . Владел еврейским и арамейским языками, отчасти арабским .
В целом, в письмах к удалённым от Вавилона еврейским общинам рав Шрира Гаон просил продолжать присылать свои вопросы и деньги на иешивы. Он всерьёз опасался ослабления влияния центра еврейской учёности в Вавилоне из-за усиления общин Европы, Северной Африки и Византии.
Биография
Родился около 906 года, сын Ханины («бар-Ханина»). Как со стороны отца, так и со стороны матери, был потомком родовитых семей, многие члены которых занимали пост гаона. Очень гордился своей родословной. Фамильным гербом был лев , служивший гербом царей Иудеи .
В 968 году Шерира, занимавшей до того пост главного судьи, был избран гаоном знаменитой школы в Пумбедите, а его место занял его сын Гаи-гаон. Будучи главой академии, Шерира старался привлечь как можно больше учеников. Шерира славился благородным характером. При разрешении ритуальных вопросов он был склонен к ригоризму , следуя букве Талмуда . Последний он умело защищал от нападок караимов . На этом посту Шерира оставался в течение 30 лет, и только преклонный возраст заставил его уступить место своему сыну Гаи (998 год) .
Вследствие доноса халиф Аль-Кадир схватил престарелого Шериру и его сына-гаона и заключил их в тюрьму. Вскоре после этого потрясения Шерира скончался почти 100-летним старцем (около 1006 года) .
Литературная деятельность
Респонсы Шериры мало чем отличаются от респонсов других гаонов, трактуя преимущественно вопросы религиозной практики, и только некоторые из них комментируют отдельные места из Талмуда и Мишны . Литературная деятельность Шереры была направлена главным образом на изучение Талмуда. С арабским языком он был знаком не особенно глубоко. Писал он преимущественно по-еврейски и арамейски .
В его респонсах рассеяны законы и разъяснения, крайне важные для понимания Талмуда; таковым является, например, толкование слова « мицва » (= ивр. заповедь ) .
Megillat Setarim
Из литературных трудов авторы ЕЭБЕ отмечали Megillat Setarim , где он пытался доказать значение агады ; но важнейшие части этого сочинения утеряны .
Письмо в Кайруан
Известностью пользовалось его к общине Кайруана (Тунис), служащее историческим документом в истоpии развития поталмудической литературы и эпохи гаонов. Послание было ответом на запрос рабби из Кайруана, от имени общины, о происхождении Мишны, её редактировании, как и об исторической последовательности талмудических и последующих авторитетов. Послание Шериры проливает много света на эту тёмную страницу еврейской истории и отличается строгой беспристрастностью, за исключением периода истории, связанного с ветвью и некоторых его современников. Это послание:
- вошло в историческую хронику Ахимааца ;
- было издано отдельно со списков в Chofesch Matmonim (Берлин, 1845) под названием Iggeret Rab Scherirah Gaon (Майнц, 1873);
- издано J. Wallerstein ’ом под названием Scherirae Epistolae , с латинским переводом и примечаниями (Бреславль, 1861);
- лучшее издание принадлежит Адольфу Нейбауеру в издании средневековых еврейских хроник ( Medieval Jewish Chronicles ; Оксфорд, 1887) .
Письмо Якову бен-Ниссиму
Другое послание Шериры — к вышеупомянутому рабби Якову бен-Ниссиму и вошедшее в Aruch , s. v . Abaja , трактует о титулах талмудистов, как «раббан», « рабби », «раб» и «мар» , и о причинах, почему иные законоучители упоминаются с титулом, а другие нет . По мнению Шериры, вавилонские учёные получали титул «раб» лишь после того, как их ординировали в вавилонских академиях . Он писал :
В древности выдающиеся лица назывались по имени, без титула: пророки Хаггай , Зехария и Малахи , затем Эзра часто упоминаются в Талмуде, не сопровождаемые ни одним из этих титулов. Это составляло высшую степень почтения. Во время рабби Гамлиила I появился титул «раббан», который, однако, большею частью применялся к патриархам . Следующая степень почтения — титул «рабби» или «раб». Этот постепенный порядок различных титулов отмечен уже в Тосефте ( Эдуиот , III, 4). Мало-помалу титул «рабби» в народной речи стал употребляться не только в отношении учёных, но также ко всякому имени в смысле «милостивый государь».
Приверженец каббалы
Шерира, по общепринятому мнению, является одним из приверженцев каббалы. Он был убеждён, что такие мистические произведения, как « Шиур-Кома » и « Хейхалот », являются действительно древними произведениями времён рабби Исмаила и р. Акивы .
В респонсе № 122 «Шаарей тшува», где идёт речь об одном месте из «Шиур-Кома», трактующем о членах тела Бога, подобных человеческому, Шерира выражается, что в нём многое таинственно, и буквально не должно быть понято .
Примечания
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119169053 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- (рус.) . Дата обращения: 4 декабря 2023. 4 декабря 2023 года.
- Мар (сир. «господин») — приставка в начале имён святых в Сирии и Палестине, однозначущая «святой», например, = св. Исайя. // // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2021-06-25
- 2