Пять династий и десять царств
- 1 year ago
- 0
- 0
Кни́ги Ца́рств — четыре исторические книги Ветхого Завета .
Четыре книги Царств в еврейской Библии ( Танахе ) первоначально составляли две книги :
В печатной еврейской Библии разделение книги Самуила и книги Царей на две книги каждой произошло в XV веке, следуя христианской традиции . Так из двух книг появились четыре.
В греческой Библии ( Септуагинте ) все четыре книги носят общее название «Βασιλέιωι» — то есть «Книги Царств», потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно божественного ( теократического ) царства, какое свойственно было народу Божьему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов; а в третьей и четвёртой изображается судьба царств Иудейского и Израильского .
Авторами книг Царств считаются пророки , которые преемственно записывали события своего времени. Так, например, по свидетельству иудейского предания и первой книги Паралипоменон , авторами Первой и Второй книг Царств были пророки Самуил (24 главы), Нафан и Гад , а Третьей и Четвёртой — Ахия Силомлянин , Адда и Исаия . Вероятно, Третья и Четвёртая книги Царств приведены в настоящий вид и состав писателем времён Вавилонского плена , как полагают — Ездрою , который пользовался «Историей Соломона» , «Летописью царей иудейских» и «Летописью царей Израильских» . Летописи эти не следует смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в Иудейском царстве , но едва ли существовали в Израильском .
Чиновники от правительства не могли так строго критически и грозно обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители «летописей», послуживших основанием для Третьей и Четвёртой книг Царств. Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому Третья и Четвёртая книги Царств составлены пророком Иеремией ; но этого мнения принять нельзя, так как Третья и Четвёртая книги Царств составлены во второй период Вавилонского пленения и в земле пленения, в то время, как пророк Иеремия последние годы своей жизни провёл не в Вавилоне , а в Египте . Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа — от рождения пророка Самуила до освобождения Иехонии из темницы в 37-м году по переселении его в Вавилон (ок. 1170 — 567 гг. до н. э.) .
Первая книга Царств, начиная историю еврейского народа от рождения Самуила , доводит её до смерти царя Саула — 110 лет; Вторая книга описывает царствование Давида — 40 лет; Третья излагает историю от Соломона до Иосафата — 120 лет; Четвёртая описывает события от смерти Ахава до плена Вавилонского — около 335 лет .
Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы Первой и Второй книг Царств подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида, возможно, хотели отобразить точный образ еврейского пророка — в лице Самуила, а царя — в лице Давида. Цель составителей Третьей и Четвёртой книг Царств заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка Иудейского и Израильского царств в связи с причинами этого явления, а именно: презрением к пророческому слову и в особенности — идолопоклонством .