Interested Article - Шир га-Ширим Рабба

« Шир га-Ширим Рабба » ( др.-евр. שיר השירים רבה ‏‎ Шир ха-Ширим Рабба ) — в иудаизме агадический мидраш ( ветхозаветный трактат) к « Песни Песней », цитируемый y Раши (XI век) под заглавием Мидраш Шир га-Ширим , называется также Агадат Хазита по начальному слову «Хазита» или « Мидраш Хазита » . Трактат древнее « », и так как последнее произведение составлено около 845 года , то «Шир га-Ширим Рабба» относится, вероятно, к концу VIII века.

«Песню Песней» агадисты стали интерпретировать довольно рано и даже формулировали некоторые правила для её толкований . Этими правилами руководствовались авторы « Седер Олам Рабба », , «Сифре» и Мехилты , a также и Талмуд, где можно встретить экзегезу почти ко всем стихам «Песни Песней». Большинство интерпретаций взяты, по-видимому, из разных чтений ο «Песни Песней» или из агадических сборников. Некоторые допускают существование непосредственной связи между этими древними проповедями и «Шир га-Ширим Рабба», и считают этот мидраш коллекцией таких проповедей, расширенных различными позднейшими дополнениями.

Автор «Шир га-Ширим Рабба» собрал комментарии к «Песне Песней» из всех источников, имевшихся в его распоряжении; изменения к перестановки, сделанные им самим, подобны тем, которые сделаны автором « Ялкута », и в действительности мидраш во многом подобен «Ялкуту». Этот метод редактирования объясняет различие в объёме и характере многих отрывков. Кроме иерусалимского Талмуда, редактором использованы « Берешит Рабба » и ; остальные мидраши, использованные автором, не сохранились; из последних заимствовали свои извлечения авторы «Седер Олам», «Сифра», «Сифре» и «Мехилта» .

Исследования

Еллинек высказывает предположение, что к «Песни Песней» существовало множество мидрашей, различно её объяснявших: один относил её к Исходу , другие к синайскому откровению , третьи к скинии и храму ; все эти мидраши впоследствии и образовали «Шир га-Ширим Рабба». Этот мидраш Еллинек считает более древним, чем , позаимствовавшую будто бы из него множество цитат. Противоположного мнения держится Теодор .

Дуран считает это произведение сборником палестинских агад, в нём нет непосредственных заимствований из вавилонского Талмуда .

Издания

«Шир га-Ширим Рабба» издавался и комментировался вместе с другими раббот (большими или великими трактатами). Отдельно его издал Б. Этельсон (Baruch Etelsohn; Варшава, 1876), снабдив своим комментарием.

Примечания

  1. комментарий к Пес. Пес., 4, 1 и 8, 11
  2. Рабби Натан в «Арухе», s.v. ףמט
  3. у Нахманида , ком. к Исх. ; y Симона Дурана , Ташбац, III, § 37
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. Schir. r., I, 12; Шеб., 35б
  6. Julius Theodor, «Zur Composition der Agadischen Homilien» / Monatsschr. , 1879 и 1880
Источник —

Same as Шир га-Ширим Рабба