Бабушкин, Иван Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Стрекалов Иван Васильевич (ок 1680—1733) — бригадир (1726), генерал-майор (6.9.30), полковник Санкт-Петербургского пехотного полка (1720—1726), член Комиссии о разграничении земель между Россией и Швецией (1721—1723), комендант г. Воронеж (1726—1727), Воронежский вице-губернатор (1727—1729), комендант крепости Транжамент (1729—1732), Белгородский губернатор (22.8.32-4.11.33); отец Василий Осипович воевода г. Землянск (1690); благородный дворянский род внесен в родословные книги: Тамбовской, Курской, Московской, Рязанской и Тульской губерний; дворянский герб утвержден в 1-м отделении 4-й части Общего гербовника Российской империи (7.12.1799) .
Иван Васильевич Стрекалов относился к числу белгородских губернаторов, у которых до приезда в Белгород имелся управленческий опыт. Известно, что 28 февраля 1727 года он был назначен на должность воронежского вице-губернатора. К слову, в это же самое время на должность первого белгородского губернатора был назначен князь Юрий Юрьевич Трубецкой . Заместителем воронежского губернатора И. В. Стрекалов являлся до 9 июня 1728 года. При этом обладал чином полковника. Примечательно, что за год с небольшим Иван Васильевич был вице-губернатором при трех разных главах Воронежской губернии. В материалах Верховного Тайного совета, фактически управлявшего Российской империей при Екатерине I и Петре II , содержится информация о том, что после снятия с должности воронежского вице-губернатора Иван Васильевич уже в чине бригадира являлся членом «Комиссии об обидных с турками делах» в находившейся на территории Воронежской губернии крепости Транжа-мент. В августе 1730 года И. В. Стрекалову был присвоен чин генерал-майора.
Указ о назначении И. В. Стрекалова управителем Белгородской губернии был выпущен 22 августа 1732 года. На этом посту он сменил Ивана Ивановича Бибикова , который управлял губернской территорией всего 1,5 года и был в июле 1732 года спешно командирован в Персию для исполнения важных внешнеполитических поручений. Скончался И. В. Стрекалов 4 ноября 1733 года. Причина его смерти неизвестна. Общий срок его пребывания на губернаторской должности в Белгородской губернии составил 1 год и 2,5 месяца.
Однако и этот небольшой временной промежуток был насыщен разнообразными событиями. Все это время на российском престоле находилась императрица Анна Иоанновна , являвшаяся племянницей Петра I Алексеевича и дочерью его сводного брата Иоанна V Алексеевича . Первые годы правления государыни ознаменовались проведением ряда военных и административных преобразований. С момента образования Белгородской губернии под управление белгородского губернатора по гражданским делам были переданы военно-территориальные единицы, именуемые слободскими казацкими полками . Таких полков насчитывалось пять: Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумской и Харьковский. По военным же делам они подчинялись Военной коллегии .
Ещё за 2 месяца до прибытия И. В. Стрекалова в Белгород , в июне 1732 года, Анна Иоанновна распорядилась осуществить на территории Белгородской губернии , в том числе и в слободских казацких полках, перепись проживавшего там украинского населения. По факту перепись была начата в августе. Окончена же она была лишь в феврале 1733 года. Таким образом, данное мероприятие проводилось весь период губернаторства Ивана Васильевича. Для организации переписи в Белгородскую губернию верховными властями был послан лейб-гвардии Семеновского полка майор Михаил Хрущев. Губернским властям требовалось выделить в его распоряжение военных и гражданских служащих, а также оказывать ему беспрекословное содействие. Важной обязанностью белгородских чиновников являлось информирование населения о том, чтобы они не боялись участвовать в переписи и не покидали на время её проведения свои жилища. Украинское население уверяли, что с них не будут брать такие же подати, которые платили великороссы, и что жить они будут по прежним правилам.
Итоги переписи были неутешительными: в ходе мероприятия выявилось сокращение числа реестровых казаков и ухудшение их финансовой возможности продолжать службу. В конце 1732 года в слободские полки был отправлен генерал-майор князь Алексей Иванович Шаховской , который на месте должен был принять решение об исправлении сложившейся ситуации. В итоге государственный деятель принял решение об образовании в городе Сумы особого учреждения, под контроль которого следовало определить пять полков. Называлось оно Канцелярией Комиссии учреждения слободских полков. Подчиненность военно-территориальных образований по гражданским делам белгородскому губернатору была отменена и вновь восстановлена только в 1743 году.
В период губернаторства И. В. Стрекалова активно продолжалось начатое в 1731 году строительство Украинской линии , призванной защитить территорию между реками Днепр и Северский Донец от набегов крымских татар. Белгородский губернатор и его администрация, как и ранее, осуществляли контроль за отправкой на строительные работы жителей слободских казацких полков , на окраинных территориях которых велось возведение шести крепостей линии. Вот только обеспечить набор такого же числа работников, какой был осуществлен на начальном строительном этапе, уже было невозможно. Верховные власти, ознакомившись с ситуацией, разрешили белгородской администрации ориентироваться на реальное наличие рабочей силы, а не на ранее установленную норму набора работников.
Характерным явлением были массовые побеги работников с территории возводимой Украинской линии . Белгородскому губернатору было дано наставление периодически отсылать наверх отчеты о том, в какие места направляются сбежавшие лица. Требовалось также усилить контроль за перемещением людей за пределы губернии. В общих чертах Украинская линия была готова уже к 1733 году. Однако имелось множество недоделок и возникавших неисправностей, в результате чего строительные мероприятия были продолжены.
В губернаторские обязанности входил также контроль за пополнением и содержанием ландимилицких полков, размещаемых на территории Украинской линии . В Белгородской губернии набор служащих в эти воинские формирования производился из числа массово проживавших здесь однодворцев. Однодворцы посылались на линию и в качестве помощников для ведения хозяйственной деятельности. Губернская администрация, согласно указаниям верховных властей, отправляла туда и канцелярских служащих, необходимых для осуществления делопроизводства.
В период пребывания у власти в России Анны Иоанновны ни один из трех губернаторов, возглавлявших за десятилетие её правления Белгородскую губернию, не избежал привлечения к денежному штрафу за всякого рода служебные нарушения. Известно и несколько фактов о подобных наказаниях в отношении И. В. Стрекалова. Во время губернаторской службы он был привлечен к ответственности за неотправление в Счетную комиссию Главной Провиантской канцелярии ведомости о сборе и расходовании провианта для нужд российской армии, а также за неправильное решение дела, касавшегося беглых крестьян и взыскания с двух помещиков штрафов за укрытие этих людей на территории своих владений.
И. В. Стрекалов принадлежал к числу представителей дворянского рода Стрекаловых , который внесен в родословные книги Курской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Тульской губерний России. Считается, что свою историю Стрекаловы ведут от уроженца Великого княжества Литовского Богдана Стрешкаловского. В отношении времени его приезда на территорию Российского государства существуют несколько версий. Так, в работе генеалога Александра Алексеевича Бобринского «Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи. Часть I (до конца XVI столетия)» указано о том, что Богдан Стрешкаловский уехал из Литвы в первое десятилетие XVI века и поступил на службу к государю Василию III . В томе XXXI А «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» имеется информация о том, что данный деятель оказался в России несколько раньше, в 1492 году, и государем, которому он стал служить, являлся Иван III .
На данный момент неизвестна ни дата рождения И. В. Стрекалова, ни информация о его родителях. О личной жизни политического деятеля сведений тоже не имеется. Что касается его карьерного пути, то известно лишь о нескольких годах, предшествовавших его назначению главой Белгородской губернии .