Interested Article - Собор Спаса Нерукотворного Образа (Елабуга)
- 2020-02-18
- 2
Собо́р Спа́са Нерукотво́рного Образа ( Спасский собор , тат. Коткаручының кеше кулы белән ясалмаган төсе исеменә баш җәмигъ, Qotqaruçınıñ keşqulı belän yasalmağan töse isemenä baş cämiğ ) — православный храм в городе Елабуге . Построен в 1808—1816 годах . Это самый большой православный храм Елабуги, являющийся архитектурным символом города . Входит в состав Елабужского благочиния Казанской епархии Русской православной церкви . Имеет три престола: Спаса Нерукотворного образа , иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и архангела Михаила .
Территориальное расположение
Собор во имя Спаса Нерукотворного образа расположен в исторической части Елабуги, возвышаясь на краю надпойменной террасы , вдоль которого проходит Набережная улица. С момента появления он стал архитектурной доминантой Соборной (Спасской) площади — главной площади дореволюционной Елабуги, возникшей в ходе реализации регулярного плана города 1784 года и выполнявшей торговые функции (до 1895 года на этой площади проводилась елабужская Спасская ярмарка ).
В настоящее время здание собора находится в границах территории Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ЕГМЗ) .
Архитектура
Нынешний архитектурный вид Спасский собор обрёл после проведённой в 1855—1864 годах перестройки , в результате которой он был существенно расширен . Выстроенный в стиле русского классицизма с элементами ранней эклектики или, согласно другому определению, провинциального русского классицизма , этот собор является одним из ярких церковных образцов данного архитектурного направления в Татарстане .
Здание собора построено из красного кирпича, оштукатурено и побелено . Оно представляет собой трёхчастное строение, состоящее из пятикупольного храма , высокой пятиярусной колокольни , соединённых между собой длинной одноэтажной трапезной с пристройкой.
Главная часть собора — двухъярусный четырёхстолпный храм, увенчанный пятью куполами , стоящими на восьмигранных световых барабанах . На более высоком центральном куполе стоит ещё один восьмигранный световой барабан меньшего размера, также увенчанный собственным куполом. С внешней стороны двухярусный четверик храма украшен пилястрами с капителями тосканского (на первом ярусе) и ионического (на втором ярусе) ордеров , а также вытянутыми арочными окнами. С северной и южной сторон четверика расположены порталы с четырьмя колоннами , поддерживающими крышу с треугольным фронтоном . С восточной стороны к четверику примыкает трёхчастная апсида с вытянутыми арочными окнами по фасаду, перекрытая полукуполом; над апсидой возвышается восьмигранный глухой барабан, увенчанный куполом в форме луковицы .
С западной стороны к четверику храма пристроена длинная одноэтажная трапезная, крытая двускатной крышей . Изнутри её конструкцию поддерживают два ряда мощных четырёхугольных в сечении колонн — по три с каждой стороны, разделяющих внутреннее пространство на три нефа со сводчатыми потолками. Вдоль продольных стен трапезной расположены ряды арочных окон, с внешней стороны эти стены содержат элементы фасадных украшений в стиле классицизма. К западу от трапезной расположена пристройка, появившаяся в 1864 году, в которой были устроены помещения для духовного правления ; пристройка соединяет трапезную с колокольней.
Наиболее ярким архитектурным элементом собора является его пятиярусная колокольня, возвышающаяся над исторической частью Елабуги. Её высота — 57 м (согласно обмерам 1963 года — 56,6 м ). Однако в ряде публикаций встречаются другие (ошибочные) показатели высоты колокольни — 70 м и 72 м (в последнем случае утверждается, что эта колокольня — самая высокая в «Волго-Вятском регионе» ). С западной стороны колокольни расположен портик с треугольным фронтоном, поддерживаемым двумя колоннами с капителями тосканского ордера. Сама колокольня с внешних сторон украшена пилястрами с капителями тосканского и ионического ордеров. На третьем ярусе колокольни установлены колокола .
Восточная часть собора обнесена каменной оградой с металлической решёткой, установленной на невысоких круглых в сечении колоннах. Её построили в 1840-е годы. С северной стороны ограды расположены ворота в виде триумфальной арки , обрамлённой колоннами тосканского ордера .
История
Предшественники собора
Предшественником Спасского собора считается одноимённая деревянная церковь, построенная перед 1648 годом (впервые упоминается в Писцовой книге Казанского уезда 1647—1656 годов как церковь Спаса Нерукотворного образа «дворцового Тресвятцкого села» ). В ней находилась одноимённая икона , появление которой православная традиция, основанная на местных преданиях , относит к первой половине XVII века . Одним из первых датировал данную икону периодом «не позже половины XVII столетия» в своей «Истории города Елабуги» Иван Васильевич Шишкин (1792—1872) — отец художника Ивана Шишкина . Возможно, в своём утверждении о времени появления иконы Спаса Нерукотворного образа он опирался на изыскания священника елабужского Спасского собора Петра Кулыгинского (1798—1855) , рукописи которого использовались И. В. Шишкиным при написании им «Истории города Елабуги» . В то же время существует также версия о более позднем появлении данной иконы, датирующая её серединой XVIII века .
Спасская церковь была небольшой и холодной (неотапливаемой). В последней четверти XVII века к ней была пристроена также небольшая, но тёплая каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, освящённая в 1684 году . В 1714 году была освящена каменная Спасская церковь, построенная на месте прежней деревянной .
Строительство и перестройка собора в XIX веке
В 1808—1816 годах рядом со Спасской и Казанской церквями был построен большой собор во имя Спаса Нерукотворного образа с тремя приделами . После этого оба старых храма по причине их малой вместимости были в 1820 году разобраны . На их месте в 1876—1878 годах была возведена каменная часовня святого Александра Невского .
Строительство Спасского собора велось за казённый счёт при благотворительной поддержке елабужского купечества . В отношении его освящения существуют определённые расхождения. По одной из версий, в 1811 году были освящены два соборных придела — Казанской Божией Матери и Михаила Архангела, в 1816 году — главный престол , а в целом Спасский собор о трёх приделах был освящён в 1821 году . По другой версии, главный престол собора был освящён в 1820 году . Однако современник этих событий И. В. Шишкин отмечает, что главный престол был освящён в 1821 году, указывая в дополнение, что чин освящения совершил епископ Вятский и Слободской Амвросий при протоиерее собора Павле Юрьеве .
В первоначальном варианте Спасский собор был меньших размеров, чем ныне существующий, за счёт более короткой трапезной , перекрытой сводами на четырёх столбах (а не на шести, как сейчас); на западную пару столбов трапезной опиралась колокольня , позже разобранная .
В 1835 году вместо прежней колокольни по проекту академика архитектуры Императорской Академии художеств Давида Висконти (1772—1838) построили новую — сильно отнесённую к западу от трапезной и соединённую с ней длинной сводчатой галереей . Эта колокольня была четырёхъярусной: нижний ярус имел классический портал наподобие тех, что находятся с двух сторон четверика храма; на двух следующих ярусах размещались колокола ; верхним ярусом служил глухой барабан с башенными часами, увенчанный высоким массивным шпилем .
В 1855 году началась перестройка Спасского собора, завершившаяся в 1864 году , по итогам которой храм обрёл современный вид. В ряде публикаций утверждается, что перестройку спровоцировал масштабный пожар в Елабуге 1850 года, который нанёс ущерб и собору . Однако современник этих событий И. В. Шишкин, описывая в «Истории города Елабуги» этот пожар, который «истребил в лучшей части города до 500 домов» , нигде не упоминает о том, что от него также пострадал и Спасский собор. Более того, в своих воспоминаниях он прямо заявляет, что «правая сторона Покровской улицы и вся набережная, равно и все церкви, не подверглись пожару» , а именно в этой зоне находится Спасский собор.
В ходе перестройки собора в 1855—1864 годах полностью переделали сводчатую галерею между колокольней и трапезной. Сначала в ней устроили помещения для духовного правления и закрытую паперть , разделённую поперечными сенями . Но в 1864 году в ходе второй серии перестройки (авторы проекта — вятский губернский архитектор А. Ф. Глазырин и епархиальный архитектор Э. В. Гарман) за счёт части галереи увеличили трапезную ещё на два столба (всего их стало шесть), а оставшуюся часть расширили до объёмов трапезной, подведя под общую крышу и устроив в ней продольный сводчатый коридор с дополнительными помещениями. Также перестроили колокольню, увеличив её высоту до пяти ярусов, попутно добавив элементы ранней эклектики ( венецианские оконные проёмы на втором ярусе) . По итогам перестройки собор остался трёхпрестольным, но один из прежних приделов — Казанской Божией Матери — был освящён как придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» .
Интерьеры, иконы, церковная утварь собора в XIX — начале ХХ века
И. В. Шишкин, описывая интерьеры Спасского собора после 1864 года, отмечает его богатое убранство.
Внутренность летняго храма ощекатурена под штук с двумя, лепной работы, карнизами , пилястрами и орнаментами Коринфскаго и Ионическаго ордеров; стены расписаны свящ. изображениями; олтарь овальной фигуры с тремя на верху комнатами для хранения казны, ризницы и библиотеки ; ризница — смело скажу — богатая. Иконостас в летнем храме величественной архитектуры, работы резной рококовой ; — построен в недавнее время Арзамасским мастером Коринским за 12 тыс. р. с. на соборную сумму. В зимнем двухпридельном храме иконостасы также новые, построены усердием одного гражданина. В олтаре холоднаго храма обращает на себя внимание: напрестольная одежда серебряная с приличною по местам позолотою, работы Рускаго художника Сазикова , пожертвована одним благотворителем. Прочия принадлежности для богослужения: евангелия , дарохранительница , сосуды, кресты — все очень ценныя, и большею частию также пожертвованы гражданами. Особенно драгоценную главную святыню собора составляет чудотворная Икона Нерукотвореннаго образа Спасителя, размер ея в вышину 2 ар. 5 вер. в ширину 1 ар. 13 вер. На эту икону ещё в 1770 году усердием одного жертвователя возложена была риза сребряно-позлащенная весом в 23 фунта ; но впоследствии риза эта переложена на список с сего образа, подлинный же украшен новой богатой ризой, о двух венцах, из коих последний, только в торжественные праздники накладывающийся, украшен каменьями и при горящих свещах придает Иконе блестящий вид. Риза эта пожертвована одним гражданином благотворителем. Далее замечательна икона Корсунской Богоматери , — риза на ней того же размера и веса, как и на списке с Иконы Спасителя, и пожертвована также ещё в 1770 году. Очень много есть и других ценных риз, которыя описывать подробно было бы излишне. В заключение заслуживают особеннаго внимания три напрестольные креста , — все они древние, из коих два с частицами мощей , что доказывает надпись на оборотной стороне их. Откуда эти кресты появились и когда? неизвестно.
— Шишкин И. В.
Существуют расхождения в отношении авторов росписи интерьеров и иконостаса Спасского собора. По одной версии, в росписи принимали участие академические художники из Санкт-Петербурга : уроженец Перми Василий Петрович Верещагин (1835—1909) и, предположительно, Николай Александрович Бруни (1856—1935) . По другой версии, к интерьерной росписи собора причастен не Н. А. Бруни, а Фёдор Антонович Бруни (1799—1875), который, согласно этому утверждению, также приложил руку к оформлению внутреннего и внешнего декора . В то же время, утверждение о причастности В. П. Верещагина к работе в Спасском соборе, а также его брата Петра Верещагина (1834—1886) и Карла Фёдоровича Гуна (1831—1877) , может быть поставлено под сомнение, учитывая тот факт, что они были приглашены в 1862 году елабужским городским головой Иваном Ивановичем Стахеевым (1802—1885) только для росписи иконостаса Покровской церкви . Более того, И. В. Шишкин, описывая современное ему состояние елабужских церквей, отмечает, что иконы иконостаса Покровской церкви «писаны известными художниками академиками», но не упоминает их работу в Спасском соборе . В то же время, известно, что иконостас Спасского собора расписывал московский иконописец , выпускник Строгановского училища Иван Афанасьевич Осокин, приехавший в Елабугу в 1850-х годах по приглашению И. В. Шишкина .
Собор в XX—XXI веках
В 1937 году елабужский Спасский собор был закрыт — в рамках антирелигиозной борьбы Советской власти , и в дальнейшем использовался как склад . Последний крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного образа в виду запрета со стороны властей состоялся в 1928 году , но сама икона сохранилась и в настоящее время находится в елабужском Покровском соборе .
После закрытия собора сильно пострадало его убранство, хотя само здание сохранилось: полностью были утрачены алтарь , иконостасы тонкой ручной работы в стиле рококо , частично утрачены фрески , архитектурная отделка коринфского и ионического ордеров, а также напольная керамическая плитка (сохранилась в пятикупольном храме, но почти утрачена в трапезной ).
С 1960-х годов стали предприниматься попытки сохранения и реставрации здания собора. Основанием для этого послужило постановление Совета Министров Татарской АССР № 21 от 13 января 1961 года, по которому елабужский Спасский собор получил статус памятника архитектуры регионального значения .
В 1963 году был проведён обмер здания , а в 1970-х — 1980-х годах осуществили реставрационные работы. Их проводили специалисты Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ТатСНРПМ), которые частично отреставрировали фасады, кровлю, восстановили ограду, а также позолотили завершение колокольни .
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 439 от 28 мая 1997 года Спасский собор был возвращён верующим путём передачи в пользование Православному религиозному объединению Покровской церкви г. Елабуги .
В 2005—2007 годах была осуществлена реставрация наружного облика собора ; позже начались внутренние реставрационные работы .
В 2007 году на третьем ярусе соборной колокольни установили 12 колоколов, после чего в рамках ежегодной Спасской ярмарки стал проводиться Всероссийский фестиваль колокольного звона .
-
Вид на собор с юго-восточной стороны
-
Вид на собор со стороны апсиды
-
Вид на собор с северной стороны
-
Ворота соборной ограды
-
Вид на собор с колокольни
-
Соборная колокольня
-
Западный портал и колокольня
-
« Венецианское окно » на втором ярусе колокольни
-
Колокола на соборной колокольне
-
Вид на Соборную площадь с колокольни
-
Интерьер пятикупольного храма
-
Интерьер трапезной
Настоятели собора
Одним из первых настоятелей Спасского собора был выпускник Казанской духовной семинарии протоиерей Павел Юрьев (1770—1820-е) , о котором упоминает И. В. Шишкин, повествуя об освящении собора в 1821 году .
В 1852—1893 годах настоятелем собора был знаменитый проповедник протоиерей Неофит Петрович Мышкин (1823—1893) .
С октября 1894 года должность настоятеля собора занимал иерей (с 1906 — протоиерей ) Павел Александрович Дернов (1870—1918), расстрелянный большевиками по обвинению в участии в антисоветском мятеже.
Часовня святого Александра Невского
К юго-востоку от Спасского собора, за соборной оградой находится часовня святого Александра Невского.
Она построена в 1876—1878 годах на месте старых каменных церквей — Спасской и Казанской Божией Матери , разобранных в 1820 году после возведения Спасского собора. Часовня строилась на благотворительной основе за счёт средств елабужского купца 1-й гильдии Фёдора Прохоровича Гирбасова и впоследствии относилась к Спасскому собору.
С архитектурной точки зрения часовня святого Александра Невского представляет собой яркий образец русского стиля . Это небольшое восьмигранное в плане сооружение, построенное из красного кирпича, стоящее на высоком белокаменном цоколе , на вершине которого — световой фонарь в виде восьмерика под шатровой крышей, увенчанной небольшой главкой. Внутри часовни — сводчатое перекрытие. «Своды скрыты на фасаде путём поднятия килевидных и многолопастных арок на „ дыньках “ и перекрытых в виде закомар . Декор , выполненный за счёт фигурной краснокирпичной кладки в мотивах псевдорусской архитектуры, дополняют белокаменные столбики — „дыньки“, украшенные цветным керамическим орнаментом» .
8 июня 1987 года часовня святого Александра Невского получила статус памятника архитектуры регионального значения .
-
Часовня святого Александра Невского и Спасский собор
-
Вид на часовню с колокольни Спасского собора
-
Вход в часовню
-
Информационая табличка
-
Интерьер часовни
Примечания
- ↑ Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан 3000 экз. — ISBN 5-93139-043-Х. / под ред. Р. А. Айнутдинова. — Казань: Мастер Лайн, 1999. — Т. 1. Административные районы. — С. 170—171. — 460 с. —
- ↑ 1000 экз. — ISBN 978-5-902156-41-3 . 8 мая 2023 года. / под ред. А. М. Тарунова. — Москва: НИИЦентр, 2017. — Т. 1. Административные районы. — С. 317. — 928 с. —
- . Православие в Татарстане. Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии (29 августа 2021). Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- Андреева Е. А. . Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» . Дата обращения: 9 мая 2023. 9 мая 2023 года.
- . Казанский картограф . Дата обращения: 9 мая 2023. 9 мая 2023 года.
- . Елабуга City . Дата обращения: 9 мая 2023. 9 мая 2023 года.
- Забирова Ф. . Казань: журнал (17 мая 2019). Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ Митрахович С. . posmotrim.by (11 сентября 2018). Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ Руденко Г. Р., Кашапова Е. А., Брускова Р. Р., Агишина Т. И., Есипова О. Е., Фролова Г. А., Хабибуллина Р. М. 1100 экз. — ISBN 978-5-91076-065-7 . 10 мая 2023 года. / под ред. М. В. Лебедева. — Санкт-Петербург: Маматов, 2012. — С. 59. — 96 с. —
- ↑ . Vela de Jerusalén (Свеча Иерусалима) . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ . WIIZH (Живой журнал) (13 мая 2020). Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ . Познание основ православной веры . Дата обращения: 8 мая 2023. 26 января 2023 года.
- ↑ 1000 экз. — ISBN 978-5-902156-41-3 . 8 мая 2023 года. / под ред. А. М. Тарунова. — Москва: НИИЦентр, 2016—2017. — Т. Т. 1. Административные районы. — С. 318. — 928 с. —
- . — Москва: Институт Российской истории РАН, 2001. — 541 с. 18 сентября 2020 года.
- Коршунков В. А. // Герценка : Вятские записки : научно-популярный альманах. — Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2000. — № 6 . 8 мая 2023 года.
- ↑ Шишкин И. В. . Елабуга в фотографиях (18 мая 2013). Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- . Православная Елабуга . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- Магницкий В. К. . Елабуга в фотографиях (9 июня 2013). Дата обращения: 8 мая 2023. 20 апреля 2021 года.
- . Имена на карте Ленинградской области. Проект Ленинградской областной универсальной научной библиотеки . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ Шишкин И. В. . Елабуга в фотографиях (18 мая 2013). Дата обращения: 8 мая 2023. 10 мая 2023 года.
- Шишкин И. В. . Елабуга в фотографиях (26 мая 2013). Дата обращения: 15 мая 2023. 15 мая 2023 года.
- . Храмы России . Дата обращения: 8 мая 2023. 8 мая 2023 года.
- ↑ . TATARICA: татарская энциклопедия . Дата обращения: 10 мая 2023. 4 августа 2021 года.
- Куклин А. Г. // Герценка : Вятские записки : научно-популярный альманах. — Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2016. — № 30 . 8 мая 2023 года.
- Курылёва Н. . Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (28 марта 2014). Дата обращения: 8 мая 2023. 29 ноября 2019 года.
- . Новая неделя (12 сентября 2008). Дата обращения: 10 мая 2023. 19 апреля 2022 года.
Ссылки
- 2020-02-18
- 2